СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Формирование духовно-нравственных качеств учеников на примере исторической личности Ивана Грозного

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока представлена личность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов и попытка отождествления себя с исторической эпохой того времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Формирование духовно-нравственных качеств учеников на примере исторической личности Ивана Грозного»

Формирование духовно-нравственных качеств учеников на примере исторической личности Ивана Грозного.

Цели урока:

- рассмотреть личность и деятельность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов, привлечь внимание учащихся к спорным проблемам его царствования – опричнина;

- воспитать толерантное отношение к событиям русской истории;

- сформировать личностное отношение учеников к эпохе, неприятию деспотизма, насилия, террора

- проанализировать деятельность  и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственности

- отождествлять себя с исторической эпохой, личностью, способной к правильному оцениванию себя в истории, своих поступков с точки зрения норм духовно- нравственного саморазвития.

Тип урока: комбинированный, проблемный подход.

Форма урока: групповая.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайды с портретами: И.Е.Репин «Иван Грозный и сын его Иван», А.М.Васнецов « Иван Грозный», стихи об Иване Грозном, опережающее задание, в виде докладов, карта « Россия в XVI веке».

Ход урока.

  1. Вступительное слово.


«Как взгляд суров, как губы сжаты,
В морщинах притаилась злость,
Для всех вокруг он зверь проклятый – 
Так много крови пролилось. 

А он сидит в своих палатах,
Державу сжав одной рукой…
Вокруг него сияет злато
И стража бережет покой. 

На площади готова плаха.
Для казни новых бунтарей…
Как давит шапка Мономаха!
И мысли бродят все темней…»

Учитель: Сегодняшний урок, я хочу начать со строк стихотворения Елены Воробьевой. В котором, отразилась вся полнота событий исторической эпохи 16 века и той личности, которая творила в этот период. Назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока. Конечно, это царь - Иван Грозный.

На экран проецируются портреты Ивана Грозного.

Учитель: Личность царя Ивана IV всегда притягивала к себе внимание своим отрицательным обаянием. Это была яркая личность, индивидуальность. Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Но неужели в нем мы видим только отрицательные черты личности, только страх он в нас пробуждает. Сегодня на уроке мы рассмотрим личность Ивана Грозного сквозь призму различных взглядов. А также, по возможности, попытаемся выразить личностное отношение к этой эпохе и «примерить» на себя роль царя – тирана или царя - реформатора. На прошлом уроке вам было дано задание по группам, подготовить материал по теме сегодняшнего урока. Чтобы решить поставленную задачу нам необходимо:

Обсудить основные направления деятельности Ивана Грозного, личные качества правителя

Учитель: Откройте тетради и начертите таблицу, в которой вы будете, по ходу урока записывать информацию об Иване Грозном.


Положительные черты характера личности Ивана Грозного

Отрицательные черты характера личности Ивана Грозного



Работа в группах, каждая группа читает доклад по разным темам периода правления Ивана Грозного.

И первый доклад мы послушаем, о жизненном пути, личностных качествах Ивана Грозного и условиях, повлиявшие на формирование личности.

И ответим на вопрос: Как повлияли события, которые пережил Иван в детстве, на его характер?

Ученик: доклад первой группы о детстве и юности Ивана Грозного.

Великий князь Василий III, умирая 1533 году, оставил двух сыновей, Ивана и Юрия. Старшему из них, Ивану, было всего три года. Разумеется, новый великий князь не мог править сам. Власть сосредоточилась в руках его матери Елены Васильевны, которая оказалась властолюбивою и энергичною женщиною. При ней попали в тюрьму ее собственный дядя князь Михаил Васильевич Глинский и дяди великого князя, князья Юрий и Андрей Ивановичи, так как они казались опасными для правительницы. Они все трое умерли в заключении. Недолго прожила и сама Елена. Говорят, что ее отравили недовольные ее бояре в 1538 году. После смерти матери Ивану было всего семь с половиной лет, а его брату пять. Близких родных у детей не было, потому что они, умерли в тюрьмах. В старину за малолетних московских князей правили бояре с митрополитом. И при Иване IV стали править бояре. Во главе правления самовластно стали - князья Шуйские, а затем у них отняли власть князья Бельские, а у Бельских снова отбили ее Шуйские. Во время смуты бояре не щадили ни великого князя, ни митрополитов. Они не оказывали Ивану никакой любви и почтения, врывались в его покои со своими ссорами и драками. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность. К народу бояре относились, «как львы», по тогдашнему выражению, грабя и обижая, вместо того, чтобы управлять «вправду». Вот в какой обстановке рос будущий Иван IV. Он не видел добра и любви от бояр. Они только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди. Их, своих государей, бояре даже не кормили вовремя, плохо одевали и всячески обижали. Мальчик озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Он мечтал о мести боярам. В то же время Иван проявлял жестокость и во всех своих играх, муча и калеча животных и людей. Злоба была посеяна в Иване боярским воспитанием, а вместе с нею развилось в нем двуличие и притворство. Не смея еще прямо разогнать ненавистных ему правителей, он скрывал свои чувства и был с ними двоедушен. Только один добрый друг был у Ивана. Это был митрополит Макарий. Он пристрастил Ивана к чтению и образовал его ум, рано внушил Ивану понятие о Москве как о третьем Риме и воспитал в нем желание превратить великое княжение Московское в православное «царство». Но влияние Макария не могло истребить в Иване его нравственную порчу и распущенность.

Учитель: Таким образом, мы увидели, что на формирование личности Ивана, повлияло его ближайшее окружение, вернее его отсутствие. А противоречивость его характера, в дальнейшем, будет проявляться во всем и везде. А можно было бы избежать кровопролития и террора, если бы у ребенка была нормальная, полноценная семья?

Ученик: Да, можно было бы. Ведь основы нравственного воспитания, все наши чувства: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание нам дает семья. Именно она является тем отправным пунктом духовно-нравственного воспитания, которое мы потом проносим через всю жизнь.

Учитель: Однако, для того, чтобы понять исторического деятеля, мало представлять себе внешний облик и факты биографии этого человека. Необходимо проанализировать мотивы его поступков, постараться понять его психологическое состояние в момент принятия ответственных решений. Лишь после этого мы сможем дать ему целостную характеристику. Следующий доклад об оценках деятельности Ивана Грозного.

Ученик: доклад второй группы «Оценки деятельности Ивана Грозного».

За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана Васильевича, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Большинство специалистов все же обличают царя Ивана или полностью, или по отдельным моментам. Таким образом, позиции сторонников обличительного и промежуточного направления во многом совпадают. Поэтому можно сказать, что критическое восприятие деятельности царя является господствующим. Однако необходимо отметить, что подавляющее большинство точек зрения продолжает основываться на выдвинутой А.М. Курбским концепции «двух Иванов»: в 1550-е годы он благочестивый православный царь, в 1560–1570-е годы, он предатель христианских истин, тиран, убийца. Своеобразно оценивал Грозного и Н.И.Костомаров. Он доказывал несостоятельность Ивана Грозного как политического деятеля: «Личность эта принадлежит к разряду тех нервных натур, которых можно встретить везде. Главное их свойство – быстрая смена впечатлений. Воображение у них сильнее рассудка». Карамзин не понимал Ивана Грозного, он считал, что характер его есть загадка для ума. Он видел в этом характере непостижимую смесь добра и зла, превосходных качеств с отвратительным их употреблением. Иоанн двоился в глазах Карамзина: было два царя Иоанна – один царствовавший до 1560 года – герой добродетель, другой – неистовый кровопийца, свирепствовавший с 1560 года. С.М. Соловьев описывал Грозного так: «Привычки, приобретенные им во вторую половину жизни, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей».

Учитель: Таким образом, мы видим, что оценка личности Ивана Грозного неоднозначна. В большей мере она склоняется в отрицательную сторону.

А может, стоит рассмотреть историческую эпоху, в которой жил и творил Иван Грозный? Ведь не только великие личности творят историю, но и сама история рождает исторические личности.

Доклад третьей группы. Вывешивается карта « Россия в XVI веке».

Ученик: доклад об историческом состоянии России в 16 веке.

В XVI веке завершился процесс объединения русских земель, образовалась огромная держава, в рамках которой была объединена русская народность. С конца XV века стал употребляться термин «Россия», под которым понималось одно из самых крупных государств Европы. Таким образом, в первой трети XVI века завершилось присоединение к Москве русских земель. Формирование внутренней структуры Российского государства не поспевало за стремительным расширением ее территории. Вплоть до середины XVI века в ней сохранялись черты великокняжеского управления. Централизованного госаппарата еще не сложилось. Не были окончательно унифицированы денежная система, система мер и весов. Тем не менее, постепенно структура государства упорядочивалась и централизовывалась. Прежде всего, это проявлялось в возраставшей концентрации власти у московских государей. Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно распоряжаться по собственному разумению. Произвол московских государей ограничивала лишь относительная слабость государственного аппарата.

Учитель: Нуждалась ли Россия в начале 16 века в реформах? В изменениях политического устройства?

Ученик: Да. Ей нужна была твердая рука, чтобы навести порядок, упорядочить политическую структуру государства, дать возможность России стать централизованным государством. И такой силой обладал Иван Грозный. Он был личностью, которая имела благие цели, проводила реформы в стране, но подвела эту страну к Смуте.

Учитель: И действительно, деятельность Ивана Грозного имела двоякую оценку: с одной стороны, он был великим реформатором, а с другой – деспотом. А может, на его психологическое состояние и поступки повлияло не только детство, но и сама история. Ведь ему пришлось «творить» в довольно сложных условиях войны и нестабильности в стране. Может опричнина и была тем толчком, который нужен был России, чтобы выйти из тени Средневековья и мракобесия?

Доклад четвертой группы об опричнине.

Ученик: доклад четвертой группы об опричнине.

В 60-е годы XVI века число мятежей, предательств и измен со стороны боярской знати было настолько велико, что возникала необходимость в усиление самодержавной власти царя. Царь считал, что все неудачи его политики неразрывно связанны с предательством бояр и что только он, обладая сильной самодержавной властью, сможет привести страну к процветанию. Поэтому в конце 1564 года царь приказал собрать в Москве всем боярам и дворянам, а сам уехал в Александровскую слободу и попросил выделить ему особый удел – опричнину. Это был хорошо рассчитанный политический манёвр. Используя страх остаться без главы государства в то время, когда оно находится в войне с соседями и веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. И это произошло, а царь в свою очередь продиктовал условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была поделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван Грозный включил наиболее важные земли. В неё вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. Было создано опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины. В стране сложились две параллельные системы органов управления: опричные и земские. Иван Грозный пытался уничтожить сепаратизм феодальной знати практически любыми способами, и зачастую от опричного террора страдали народные массы. В стране наступило время казней, ссылок и просто свирепого бесчинства опричников. Опричнина сильно подорвала мощь и политическую роль боярской аристократии, но она не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения. Её эффект был временный - попытка разрешить противоречия в стране грубой силой привела к ещё большему обострению ситуации внутри державы, ухудшению положения крестьянства и постепенному закрепощению. Опричнина способствовала ослаблению военной мощи государства и ещё большему отставанию России в развитии от Западной Европы, чем было до неё. Царь решил отменить опричнину, которая в 1572 году была преобразована в государев двор.

Учитель: Таким образом, опричнина – это политика террора, направленная на усиление централизованной власти. Что такое террор?

Ученик: Террор – это насилие вплоть до физического. Уничтожение своих политических противников.

Учитель: Как характеризует эта политика Ивана Грозного?

Ученик: Он тиран.

Учитель: В чем на ваш взгляд, проявилось «развращающее влияние опричнины на общественное сознание»?

Ученик: Она оказала огромное влияние на стиль жизни русских людей. Ведь царь подвергал опале чаще всего богатых, забирал их имения. А самих высылал. А бедных людей он жаловал и награждал. В эпоху правления Ивана Грозного выгоднее было быть бедным и убогим – это вызывало сочувствие.

Учитель: А теперь давайте обратимся к самому главному вопросу сегодняшнего урока: Как вы относитесь к Ивану Грозному, если его деятельность имела положительный результат, но осуществлялась жестокими методами и средствами? Может цель - оправдывает средства? Как бы вы повели себя на месте Ивана Грозного.

Ученик: ученики думают, над проблемными вопросами и пытаются соотнести себя с событиями 16 века и деятельностью Ивана Грозного. Даются противоречивые ответы, и делается вывод.

Учитель: Таким образом, в 16 веке под властью Москвы образовалось огромное государство, которым нужно было управлять. В ходе централизации русского государства и встал вопрос: а как управлять таким огромным государством? Эту задачу решил Государь Всея Руси Иван Грозный, выбрав путь террора. Вот поэтому в истории он оставил неоднозначный образ: тиран или реформатор, злодей или добродетель? Какие уроки могли бы извлечь современные политические деятели из эпохи правления Ивана Г Грозного?

Ученик: Эпоха Ивана Грозного  - это сложный и противоречивый этап русской истории. И очень важно знать людям, вступающим в жизнь, понимать, что никакую, даже самую благородную цель не могут оправдать насилие и жестокость, деспотизм и тирания.

Учитель: Надеюсь, что сегодня на уроке, вы смогли «увидеть» в личности Ивана Грозного такие качества, как любовь, сочувствие, сострадание, милосердие. Завершаем урок словами И.Рогожина: «Иван – это зеркало, отражающее влияние самого противоречивого свойства».

Рефлексия:

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания, что понравилось?

Смогли ли вы соотнести себя с личностью Ивана Грозного?

Довольны ли собой?

Смогли ли вы выделить положительные стороны личности Ивана Грозного?

Проблемный вопрос: Иван Грозный – тиран или реформатор?


   

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!