1.Мотивация | Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся по списку. Предложение составить ассоциации которые возникают у учеников, когда они слышат слова «права». «налоги», «обязанности», «воинская обязанность». | Соотнесение себя с гражданином | Понимание значения понятия «гражданин» для каждого человека. |
2.Актуализация знаний | Понятие “гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование. В юридическом смысле “гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несёт определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией РФ. Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести Учащиеся совместно обсуждают, выдвигают свои предположения, аргументируют их. | Рассматривают картинки, совещаются в группе, анализируют, выдвигают гипотезы, делают выводы, а затем представляют выбранный портрет для других групп, словесно мотивируя его выбор. Выбирают 1. изображение человека с государственным флагом 2. портрет М. И. Кутузова 3. портрет Александра Невского 4. изображение митинга политической партии 5. изображение военных Дети участвуют в дискуссии. Объясняют смысла своего ответа, оценивают на основе общечеловеческих и духовно-нравственных российских ценностей. | Осознание личностью себя как гражданина заинтересованного не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; |
3.Практическая часть. | Работа с документом. Учитель раздает статьи из Конституции РФ. Дает задание прочитать статьи и ответить на вопросы. | Учащиеся разводят два понятия: права и обязанности. | Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). |
4. Практическая часть. | Работа с учебником и документом. | Понятия воинская обязанность, альтернативная служба и налоги. | Умеют находить нужную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей. |
5.Закрепление материала | Приводит примеры из позиций понятия «гражданин». Предлагает придумать свои примеры для обсуждения. | Обучающиеся отвечают на примеры и проводят свои примеры. Обсуждают примеры. | Сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений в усвоении нового материала Развитие навыков сотрудничества |
6.Рефлексивно-оценочный блок | Выставление оценки учащимися. Они должны соотнести себя либо с обывателем, либо с гражданином, на дереве гражданственности. | Ребята оценивают себя сами. | Наличие мотивации к работе в группах, работа на результат. |