СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе на тему "Класс Земноводные". Целью данного урока:познакомить с классификацией класса Земноводные, с особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки"»

Урок №44. Дата проведения: 24.02.2015

Класс: 7 Б

Тема: Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки (на примере любого вида). Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения лягушки».

Цель: познакомить с классификацией класса Земноводные, с особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных.

Задачи:

  • образовательные: познакомиться с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных.

  • Развивающие: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы.

  • Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание, любовь к живой природе.

Оснащенность урока: рисунки с изображением земноводных, костных рыб, презентация к уроку.

Методы: исследовательский, проблемный.

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок. Лабораторная работа.

Приемы деятельности учителя. Беседа, организация лабораторной работы, работы со слайдами презентации, заполнение таблицы, обсуждение выводов.

Организация деятельности учащихся. Выполняют лабораторную работу, отвечают на проблемные вопросы, устанавливая причинно- следственные связи.

Развитие умений учащихся: вести наблюдения, работать с компьютерной программой, выделять главное, делать сообщения, высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые результаты: учащиеся изучают особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, связанные с жизнью на суше, могут устанавливать причинно- следственные связи.

Личная значимость изучаемого для школьника: достижение положительного результата, формирование успешной личности. Не обижайте лягушек – они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна-лягушка.

Ход урока

1. Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока.

2. Постановка проблемного вопроса (слайд №2) на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

3. На фоне видеофильма (слайд №3) ученица читает стихи. Приложение1

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание

классификация земноводных

слайд № 4

рассказ

слушают, запоминают

отряды: Хвостатые (тритоны, саламандры), Бесхвостые (жабы и лягушки) и Безногие (червяки)

происхождение земноводных

слайд № 5

 

сообщение ученика

Приложение2

 

строение тела

слайд № 6

рассказ

записывают в тетрадь, заполняя таблицу

голова, туловище, конечности, глаза, рот, ноздри

покровы

слайд №7

постановка проблемного вопроса:

Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

(Слайд №8)

сообщение ученицы

Приложение3

 

 

Отвечают на вопрос

кожа голая, богатая многоклеточными железами, выделяющими слизь

скелет

слайд № 9

рассказ

записывают в тетрадь, заполняя таблицу

череп

позвоночник:

а) шейный – 1 позвонок

б)туловищный - 7

в) крестцовый – 1

ребер нет, грудной клетки нет (опережающее д./з. – выпишите с.190)

передвижение

слайд № 10

 

просмотр слайда

лягушки – прыгают,

жабы - ходят

Нервная система

слайд № 11, 12

рассказ

отвечают на проблемный вопрос “Почему мозжечок у лягушки менее развит, чем у рыбы?

состоит из головного и спинного мозга, нервов.

особенности головного мозга:

более крупный передний мозг,

средний мозг небольших размеров, мозжечок очень мал – однообразие движений, от головного мозга отходят 10 пар черепно-мозговых нервов.

Органы чувств

слайды 13, 14, 15, 16

рассказ о приборе “глаз лягушки”

(слайд №15)

заносят в таблицу,

отвечают на проблемный вопрос “Почему лягушка сама прыгает в рот змеи?”

зрение – глаза с перепонками,слух - есть среднее ухо (открывается в ротоглотку) и внутренне ухо, барабанная перепонка

органы обоняния - ноздри

Исследовательская лабораторная работа в интерактивном режиме

слайд 17

дает рекомендации, следит за ходом работы

учащихся с компьютерной программой

выполняют с целью закрепления полученной информации

время – 5-7 минут

записывают результат

Физкультминутка

слайд №18

 

 

 

Особенности внутреннего строения

кровеносная система

слайд №19

рассказ

заносят в таблицу

3-х камерное сердце

два круга кровообращения

дыхательная система

слайд № 20

рассказ

(слайд 21)

отвечают на проблемный вопрос

“Как можно спасти лягушку, намаявшуюся на жаре?”

легкие, кожное дыхание

Пищеварительная система

слайд №22, 23

рассказ

сообщение о роли зрения и языка

Приложение4

Проблемный вопрос “В две банки поместили лягушек. В одну положили – неживых насекомых, в другую - живых. Каков ожидается результат опыта” (слайд 24)

мочевыделительная система

слайд № 25

рассказ

 

появилась клоака

Лабораторная работа в интерактивном режиме “внутренне строение”

слайд 26

контролирует работу

выполняют работу

время – 5-7 минут

Закрепление

слайды № 27, 28, 29

 

отвечают на вопросы

 

Региональный компонент

слайды № 30-33

 

 

приложение5

Ответ на проблемный вопрос

 

 

 

 

Рефлексия

слайд № 37

 

выбирают условные значки для определения степени усвоения материала

 

Итог урока

 

подводит учитель

 

 

Закончить урок стихами (слайд № 39)

И если случайно лягушку ты встретишь, 
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти

Приложение 6.

















Приложение 1

Стихотворение.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься.
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.



Приложение2

Происхождение земноводных.


Около 300 млн лет назад влажный климат Земли стал меняться. Участились засухи, мелели прогретые солнцем водоёмы. Из-за массовой гибели и гниения пышной водной растительности в воде становилось всё меньше кислорода. Населявшим мелководья рыбам пришлось туго, многие погибли, лишь некоторым удалось приспособиться. Они научились заглатывать воздух, высовываясь из воды. Иногда приходилось вообще выбираться на сушу, чтобы отыскать ещё не пересохший водоём, или в поисках пищи. Так на Земле появился класс животных, которых учёные стали называть земноводными

Появление древнейших земноводных относится к концу девонского периода, а расцвет – к каменноугольному.

Амфибии сделали переворот в жизни нашей планеты. Не будь их, трудно представить, как сложилась бы эволюция позвоночных животных. Земноводные первыми твердо встали на ноги, ну хотя бы потому, что ни у кого до них просто не было никаких ног. Они были первыми существами, которые, широко раздвинув «плечи», смогли вздохнуть полной «грудью». Наконец, они первыми услышали веселый шум первобытных девственных лесов; никто до них ушей не имел.

В общем, во всем, что касается жизни на суше – они были пионерами


Приложение3

Кожа – замечательная одежка.

Где бы ни жили амфибии, какого бы размера ни достигали, у них у всех тонкая и всегда влажная кожа. Без этого они жить не могут. Только у жаб кожа грубее и покрыта бородавками, она не так скоро подсыхает, поэтому жабы гораздо дольше, чем лягушки могут обходиться без воды. Под кожей – целые резервуары с запасом воды, вес лягушки от этого может быть наполовину больше прежнего. Лягушки и жабы могут терять в весе до 40 – 50%, квакши – 78%. В тоже время они, поглощая воду всей поверхностью тела, способны быстро пополнять запас влаги в теле (например, «купанием» в росе, во время дождя, во влажных местах, плавая в воде).

Кожа амфибий выделяет ядовитую слизь (яд наших амфибий для человека не опасен) - важное приспособление. Не будь ее – на нежной, влажной коже миллиардами поселились бы разные бактерии, плесневые грибы. Зная это, некоторые хозяйки летом сажают живую лягушку в бидон с молоком – дольше не прокиснет.

Кожа помогает легким справляться со своей функцией, т.к. они пока просты, а к тому же: как дышать под водой? Конечно через кожу.


Приложение4


О роли языка.


Нелегкое дело выполнить приказ «Поймать!» поручено у земноводных языку – мясистому, с глубокой выемкой посередине. Прикреплен он у лягушек и других амфибий шиворот – навыворот: к нижней челюсти недалеко от подбородка. Получив приказ, язык молниеносно, с силой, выбрасывается изо рта. Он может настичь добычу, ползущую или даже летящую на расстоянии около 5 см. Оглушив и приклеив ее к себе, язык моментально скрывается во рту. Земноводные не утруждают себя жеванием, причина проста – зубов почти нет, но пища во рту не задерживается, дальше по назначению ее отправляет не язык, а глаза. Они вдвигаются внутрь и помогают протолкнуть добычу к желудку.




Приложение5

Региональный компонент.

  • Представителей земноводных в Архангельской области обитает всего пять видов.

  • Наиболее широко на север, вплоть до побережий Белого и Баренцева морей, распространены:

Остромордая и травяная лягушки

  • Встречаются они на влажных пойменных лугах,
    берегах различных водоемов, влажных лесах, болотах и т.п.












  • На относительно более сухих местообитаниях, примерно до широты Архангельска, встречается обыкновенная, или серая жаба.
    Днем она скрывается в лесной подстилке, норах грызунов и кротов, а в сумерках выходит кормиться.

  • Зимует в норах, корнях деревьев.












  • В некоторых районах области обитает сибирский углозуб
    (ЧЕТЫРЕХПАЛЫЙ ТРИТОН)
    (отряд Хвостатые)-вид, который встречается в таежных лесах, а по пойменным лесам проникает и в тундру. Очень малочисленный вид, нуждается в строгой охране, занесен в Красную книгу Архангельской области.




















  • Относительно недавно на территорию области до широты Пинеги и Архангельска проник обыкновенный тритон.
    Занесен в Красную книгу Архангельской области.























































Тема урока: Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение лягушки, скелет и мускулатура. Л.р. «Изучение скелета лягушки».

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.

Оборудование: Скелет костистой рыбы, влажный препарат «Лягушка», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка»

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение новой темы

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих их удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.

  • (По ходу рассказа начертить схему)

«Классификация земноводных»

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяга

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь им на сушу проложили, как нам известно, рыбы схожие с кистеперовыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

- Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

  • (Уч-ся высказывают свои предположения)

«Сравнительная характеристика сред обитания»

характеристика сред обитания

вода

суша

1. плотность воды

высокая

невысокая

2.доступность кислорода

Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна

3.вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

4.испарение с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре

5.температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года

6.прозрачность среды (видимость)

небольшая

большая


Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:

  1. дыхание кислородом воздуха

  2. проблема высыхания

  3. возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.

  4. изменение характера передвижения.

  5. размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.

  6. восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.

  7. перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.

Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.

    • Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше. (Используя Рис. , заполните соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»)

После обсуждения формулируются выводы:

    • Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.

    • Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы.

    • Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».

    • Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.

    • Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи колебаний.

    • На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.

- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

(После ответов уч-ся делаем обобщение).

  • У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.

  • Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

  • Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

Уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;

  • Ноздри; легкие;

  • Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;

  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;

  • Свободные конечности для передвижения.

  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;

  • Размножение возможно только в воде;

  • Кожное дыхание.

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями.

Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико.

Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуливаются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и их мускулатуре.

- Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

Выполнение лабораторной работы. «Изучение скелета лягушки».

В ходе этого заполняется таблица.

Особенности строения и значение скелета лягушки

Отделы скелета

Название костей, особенности строения

Значение

1.Череп

Мозговая часть, кости челюстей

Защита головного мозга

2.Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9:1+7+1+хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3.Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости

Опора для передних конечностей

4.Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5.Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединившиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6.Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы

Участвуют в передвижении

Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловища мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

3.Закрепление

Выбери правильный ответ.

1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:

А) короткое тело, лишенное хвоста;

Б) заостренная клиновидная голова;

В) перепонка на задних конечностях.

2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:

А) широкое туловище;

Б) наличие конечностей;

В) клиновидная голова.

3.При движении в воде:

А) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;

Б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;

В) задние конечности управляют положением тела в воде.

4.Домашнее задание № 36, стр.177 вопросы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!