СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-концерта «Бардовская песня»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление и систематизирование знаний учащихся о бардовской песне. Задачи: -углубить знания учащихся о жанре авторской песни; - приобщить детей к бардовской песне; - закрепить знания о бардах; - воспитывать интерес к музыке бардов; Музыкальный материал: О.Митяев «Как здорово», Ю.Кукин «Говоришь, чтоб остался я», В.Миляев «Весеннее танго», Ю.Визбор «Милая моя», С. и Т.Никитины «Резиновый ёжик», «Александра», Б.Окуджава «Нам нужна одна победа». Дополнительный материал: портреты композиторов-бардов, гитара, магнитофон, проектор.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-концерта «Бардовская песня»»




Конспект урока-концерта в 7 классе

по теме «Бардовская (авторская) песня»



















Хамуева Е.В.


Цель: закрепление и систематизирование знаний учащихся о бардовской песне.

Задачи:

-углубить знания учащихся о жанре авторской песни;

- приобщить детей к бардовской песне;

- закрепить знания о бардах;

- воспитывать интерес к музыке бардов;


Музыкальный материал: О.Митяев «Как здорово», Ю.Кукин «Говоришь, чтоб остался я», В.Миляев «Весеннее танго», Ю.Визбор «Милая моя», С. и Т.Никитины «Резиновый ёжик», «Александра», Б.Окуджава «Нам нужна одна победа».

Дополнительный материал: портреты композиторов-бардов, гитара, магнитофон, проектор.

Ход урока


(стихи читают дети)

У поэтов соперников нету

Ни на улице и не в судьбе,

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы, по капле губя.

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас – за себя…

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

Б.Окуджава


Учитель: Вечера авторской песни… 2-3 часа на сцене близко от нас стоит человек с гитарой и поет свои песни. Атмосфера дружеской расположенности и взаимного доверия. Такие вечера называли по-разному: «гитарные», «молодежные», «городские», «поэтические», «самодеятельные»…

Давайте вспомним:

- кто такие барды? (ответы детей)

- как возникла бардовская песня? (ответы детей)

- каких бардов вы знаете? (ответы детей)

- попробуйте узнать песни и исполнителей. Музыкальная викторина: звучат песни бардов, ученики должны назвать песню и исполнителя.


Многие барды пишут стихи и создают сборники. Содержание стихов очень разное, но в них заложен глубокий смысл. Послушаем некоторые высказывания, стихи (читают дети):

Река с простым названьем Жизнь,

Ты для иных непроходима,

Но мне пройти необходимо

Твои стальные рубежи.

В.Боков

Почему мы поем у костров

Только самые старые песни,

Почему не касается плесень

Этих вечных бесхитростных строф?

А.Петров

И сама по себе не играет гитара,

А дана человеку, как голос души.

Ю.Визбор

(после каждого стихотворения рассуждение учеников о том, как они понимают эти строки)


Учитель: Как пройти по жизни, найти себя, стать личностью? (мнения ребят).

Юрий Кукин считает, что путешествие, природа – лучше, чем стены квартир.

Давайте исполним песню «Говоришь, чтоб остался я».

Исполнение песни.

Учитель: Очень интересно иногда выражают свои мысли барды. Кто-то их не понимает, как вы думаете, почему? (стихи бардов чаще носят философский характер). Мысли перерастают в стихи. Послушаем еще несколько строк и поразмышляем над ними (читают дети и рассуждают):

Струна, и кисть, и вечное перо –

Нам вечные на этом свете братья!

Из всех ремесел воспоем добро,

Из всех объятий – детские объятья.

Ю.Визбор

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосердней, праведней она…

Б.Окуджава

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Б.Окуджава

Учитель: Как вы думаете, барды писали о любви? Конечно. Ради любви мы готовы свернуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слезы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне. О какой песне идет речь?

Исполнение песни В.Миляева «Весеннее танго»

Учитель: Есть одно слово очень короткое, но жестокое. За ним – страх, боль, слезы, смерть… Это слово – ВОЙНА! Она всегда жестока и чаще всего бессмысленная. Какая бы она ни была – афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Некоторые барды прошли войну, и конечно, не остались равнодушными к этим событиям. Послушаем несколько стихотворений (читают ученики):

Ах, сорок третий, сорок третий,

Проклятый сорок третий год,

Когда убитый каждый третий,

Когда и взвод – уже не взвод.

В.Турчанский

У братских могил нет заплаканных вдов –

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

В.Высоцкий

Я не участвую в войне,

Война участвует во мне,

И пламя вечного огня

Дрожит на скулах у меня.

В.Берковский

Помни войну!

Пусть далека она и туманна.

Годы идут. Командиры уходят в запас.

Помни войну!

Это, право же, вовсе не странно.

Помни все то, что когда-то касалось всех нас.

Ю.Визбор

Исполнение песни «Нам нужна одна победа» Б.Окуджава

Учитель: В истории бардовской песни есть печальное событие. В 1967 г. Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках. На водном маршруте ребята заметили детей, барахтающихся в ледяной воде. Валерий бросился их спасать, но сам выплыть не смог. Чтобы сохранить память о нем, в 1968 г. родился фестиваль авторской песни, который стал носить имя Валерия Грушина, так называемый «Грушинский фестиваль». Приезжают сюда люди из всей России. Фестиваль проходил ежегодно до 1980 года. И только лишь в 1986 году Грушинский фестиваль вновь возродился и живет до сих пор.


Скажите, знакомо ли вам имя Олег Митяев? Послушайте высказывание О.Митяева и задумайтесь над ним:

Как трудно быть художником

Среди асфальта серого…

- Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)

Все вы, наверное, слышали, а может кто-то и знает песню «Как здорово». Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале. Митяев стал Лауреатом Ильменского фестиваля (1978), а песня является своеобразным гимном бардовского движения.

Исполнение песни «Как здорово…»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!