Конспект урока математики
Тема урока: Число и цифра 9 .
Цели урока:
1. В ходе практической деятельности и наблюдений сформировать представление о числе 9 , его составе.
2. Научить писать цифру 9.
3. Научить выполнять действия сложения и вычитания в пределах 9.
4. Тренировать умение составлять выражения показывающие связь сложения с вычитанием.
5. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
-учащиеся умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; учаться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулируют собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).
Предметные:
- воспроизводят последовательность чисел от 0 до 20 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; определяют место числа 9 в натуральном ряду чисел. Знают состав числа 9. Умеют писать цифру 9.
Используемая технология : технология диалогового взаимодействия с элементами игры.
Методы обучения : объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский.
Организационные формы работы: групповая, фронтальная.
УМК:
1. Петерсон Л.Г. Математика. Учусь учиться. Учебник – тетрадь. В 3-х частях (комплект). 1 класс. Часть 2. ФГОС.- М.:Ювента, 2011- 64с., ил.
2. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей .- Издание 4 перераб. и доп. \ Л.Г. Петерсон. – М. : Издательство «Ювента», 2010. – 286с. : ил.
Демонстрационный материал:
Изображение планет, ракеты.
Образец цифры 9 на квадратном листе.
Домик состава числа 9.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности.
Звенит звонок.
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(дети садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Голос по рации: Приём, приём, 1а класс. На планете, где живут разные животные эпидемия. Многие животные заболели. Просим у вас помощи. Доставьте, пожалуйста нам доктора Айболита.
Учитель: Ребята, А к нам в гости пришел сегодня Незнайка, и он нам предлает отправиться на планеты, чтобы узнать много нового. Вы согласны помочь ему?
Учащиеся: Да.
Учитель: Экипаж, приготовиться к полёту.
Как мы должны относится друг к другу, чтобы полёт прошёл успешно?
Ученики: Мы должны помогать друг другу, вместе выполнять задания
Учитель: На чём мы полетим?
Ученики: На ракете.
Учитель: А теперь возьмите друг друга за руки чтобы старт был успешным. Стартуем.
Ученики считают до 3. На доске вывешены иллюстрации планет.
Актуализация знаний.
Порядок на множестве чисел от 1 до 20.
Учитель: А вот и первая планета. Произведём посадку.
( прикрепляется изображение ракеты). Эта планета называется «Повторяйка». Как вы думаете, какие задания ждут нас здесь?
Ученики: Мы повторим то , что изучали на прошлых уроках.
Учитель: А для чего нужно повторять прошлый материал?
Ученики: Чтобы узнать новое.
- счёт до 20 вперёд и обратно:
- сосчитать от 9 до 16, от 10 до 3;
- Назвать последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число больше последующего?
- Какое число стоит между 8 и 10, 16 и 18?
- Какое число стоит слева от 14, справа от 8?
- Установите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа : 1 4 5 8 (9, 12, 13);
2) Повторение состава числа 8
Учитель: Жители этой планеты предлагают вам вспомнить состав числа 8 .(Ученики повторяют состав числа 8).
Постановка проблемы для введения в тему урока.
Учитель: Итак мы стартуем и летим на следующую планету. Она называется «Узнавайка» Как вы думаете, почему она так названа?
Ученики: Здесь мы узнаем что-то новое.
Учитель. Правильно. А живёт здесь число. которое следует за числом 8. Что же это за число?
Ученики: Это число 9.
Учитель: Кто назовёт тему урока?
Ученики: Число и цифра 9.
Учитель: Мы с вами изучили уже много чисел. Давайте вспомним как мы это делали и так же будем изучать число 9.
Ученики: Сначала мы определим как получить число 9, научимся писать цифру 9, а затем откроем состав числа 9.(познавательные УУД)
Учитель: Ребята, обратимся к нашим учебникам, открываем страницу 18.
Процессуально –операционный этап. ( познавательные, коммуникативныеУУД)
Дальнейшая работа проводится фронтально и в парах.
1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке:
Учитель: Покажите стрелочкой на числовом отрезке, как вы получите число 9.
Ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.
Учитель: Почему стрелка направлена вправо?
Ученики: Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.
Учитель: Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
Ученики: Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Оно стоит между числами 8и10.
Физминутка:
Хомка, хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Ушки моет, щёчки трёт.
Хомка делает зарядку.
1, 2, 3, 4, 5.
Хочет хомка сильным стать.
2) Согласование записи цифры 9.
Учитель: Что теперь мы будем делать?
Ученики: будем учиться писать цифру 9.
Учитель: На какую цифру она похожа своими элементами?
Ученики: На цифру 6.
Учитель: Цифра шесть вниз головой Стала цифрою другой. Можете поверить – Уж не шесть, а девять.
Учитель: А что надо сделать, чтобы правильно писать цифру?
Ученики: Посмотреть на образец в учебнике и узнать как она пишется в клетке . (ст.19)
- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
- Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке
- Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
Учитель: А теперь пропишите цифру 9 в тетради .Обведите цифру которая вам больше всего удалась. Поменяйтесь тетрадями и выделите самую красивую цифру 9.
3) Работа над составом числа 9.
Учитель: Чтобы правильно решать примеры с числом 9 , что мы должны знать?
Ученики: Состав числа 9.
Учитель: Ребята, давайте с вами заселим домик.
9 это??
Ученики: 1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5, 5 и 4, 6 и 3, 7 и 2, 8 и 1
Учитель: Молодцы. А теперь вы сможете решать примера на состав числа 9? Значит мы можем отправится на следующую планету «Решайка»
Закрепление изученного .
Работа с учебником- тетрадью (с.19)
Учитель: На странице 18 найдите задание 2.
На доске в качестве образца записаны равенства первого столбика. С опорой на образец и с помощью учителя учащиеся проговаривают как составлены равенства.
Учитель. Какое правило мы должны помнить, когда комментируем?
Ученики: Один говорит, остальные слушают.
8 + 1 =9
1 + 8 = 9 (Какое свойство применили?)
9 – 1 = 8
9 – 8 = 1
Учитель: Рассмотрите записи в 1 столбике. Какое первое равенство составим?
Ученики: 8 + 1 = 9
Учитель: Чем вы пользовались при составлении равенства?
Ученики: Знанием состава числа 9.
Учитель: Что надо сделать далее?
Ученики: Выделить части и целое. Целое выделяем кружком, а части подчёркиваем.
Учитель: Как составить следующее равенство?
Ученики: Поменять местами слагаемые.
Учитель: Как надо рассуждать при составлении третьего равенства?
Ученики: Если из целого (9) вычесть одну часть (8) , то останется другая часть (1). 9 – 8 = 1
Учитель: Каким будет четвёртое равенство?
Ученики: 9 – 1 = 8
Остальные равенства учащиеся составляют в парах по рядам( 3 варианта), объясняя друг другу свои действия. Одна из пар комментирует выражения вслух.
Работа у доски с заданием из учебника- тетради.
Учитель : Экипаж. приготовиться. Мы приближаемся к цели своего полёта Это планета «Считайка».
Учитель: Найдите задание 3 на стр. 19. Доктор Айболит затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь.
Ученики выходят к доске и решают примеры с комментированием.
- Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3 Дельфину – 5, птичке – 7, бабочке – 9, собачке – 2)
Рефлексивно – оценочный этап. (Регулятивные УУД)
Учитель: Итак наше путешествие подошло к концу. А какова была цель нашего космического путешествия?
Ученики: Мы познакомились с числом 9, научились писать эту цифру, узнали состав 9.
Учитель: Подумайте удалось ли вам это? У каждого на парте лежит ракета. Если вы считаете, что сегодня вам на уроке всё удалось, ваша ракета взлетит к самой дальней планете, а если что-то не совсем получалось, то ракета взлетит чуть ниже. (Дети прикрепляют ракеты).
Вы молодцы, спасибо за урок!