УРОК №1.
ТЕМА: Введение. Мир в XVI - XVIII вв.
Урок-лекция с элементами эвристической беседы
Цели урока:
Углубить содержание понятий «история», «цивилизация».
Выяснить, что изучает история Нового времени, её периодизацию.
Выявить изменения, которые произошли на рубеже Нового времени.
Характеризовать основное содержание истории Нового времени.
Основные понятия: Новая история, новейшая история, цивилизация
План урока:
Ход урока
Основная часть.
Актуализация. Вспомните, какие периоды истории вы изучали ранее. Назовите крупнейшие государства Древнего мира и Средних веков.
Что такое история? История – наука о прошлом. Польза истории. Роль истории. История – учительница жизни. История – память человечества, без которой оно не могло бы существовать.(другие ответы учащихся)
История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Периодизация новой истории.
(вспомните, что такое периодизация)
Понятие новая история или история Нового времени, возникло в эпоху Возрождения.
Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.
На рубеже Нового времени. К.15 в - переход от Средневековья к современности в Европе. Монархии. Крупнейшие государства – Испания, Англия, Франция, Польша, ВКЛ, Россия. Германия – часть Священной Римской империи, Италия – из отдельных государств. Войны за увеличение владений. Наука, представления об окружающем мире, человеке. Френсис Бэкон – Знание – сила. Художники и скульпторы. Учение церкви – сомнению, конфликты и религиозные войны. Расселение европейцев в результате ВГО. Расцвет османской империи. Индия и династия Великих Моголов. Китай, династия Мин, Япония и Токугава. Господствующее положение – Европа. Но! Многие на стадии первобытного общества.
Основное содержание истории Нового времени. Характерная черта – быстрый рост и утверждение европейской цивилизации. Контроль над остальным миром. Страны Азии – колонии европейских государств, в т.ч. Индия. Колонизация Америки, рабство.
Центральной линией развития человеческого общества в XVII-XIX вв. (до 1870-х гг.) в странах Европы и Северной Америки был процесс становления нового, капиталистического уклада, пришедшего на смену "старому порядку". Этот процесс шел постепенно, втягивая все новые и новые страны. Он проходил как в форме буржуазных революций (часто имевших выраженный демократический (что это значит?) характер), так и в форме проводимых "сверху" реформ. Развитие капитализма изменило социальную картину общества. Образовались новые классы - буржуазия и наемные рабочие. При этом сохраняли свою независимость и мелкие производители - ремесленники. Начавшийся в Англии в XVIII в. промышленный переворот охватил в XIX столетии большинство европейских стран и США, но к 1860-м гг. завершился только в Англии. В политической жизни общества в XIX в. постепенно возрастала роль промышленной буржуазии. Но своего господства полностью она нигде (за исключением Англии) не установила. Промышленная буржуазия была заинтересована в покровительстве со стороны сильного государства. Только сильное государство могло обеспечить сохранение режима, при котором была возможна жесткая эксплуатация трудящихся, характерная для эпохи промышленного переворота. В качестве идеологии капитализма XVII- XIX вв. последовательно сменяли друг друга религиозные учения времен Реформации, Просвещение, а затем либерализм и социализм. В 1830-е гг. началась самостоятельная политическая борьба рабочего класса против буржуазии, активизировалось движение за эмансипацию (социальное освобождение) женщин. Развитие, капиталистического строя ускорило технический прогресс и распространение научных знаний.
Понятие «цивилизация». Цивилизации возникли в глубокой древности, в условиях перехода от собирательства к производящему хозяйству, от родоплеменной организации общества к государству. Черты цивилизации: занятие земледелием, животноводством и ремеслом, наличие городов, государственной власти и письменности, а также специально подготовленных людей, занятых в сфере искусства, религии и науки. Таким образом, цивилизация – это культурно историческая общность, обладающая относительным единством духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни.
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18). Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.
Выводы и обобщение изученного материала
Домашнее задание: Параграф 1, стр.5-9. Вопросы 1-5