СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мир в 16-18 веках"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока № 1. Всемирна история Нового времени. Раздел первый. Тема первая.

Урок-лекция с элементами эвристической беседы

Основные понятия:  Новая история, новейшая история, цивилизация

Содержание урока

  1. Что такое история?
  2. Периодизация новой истории
  3. На рубеже Нового времени
  4. Основное содержание истории Нового времени
  5. Понятие «цивилизация»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мир в 16-18 веках"»

УРОК №1.


ТЕМА: Введение. Мир в XVI - XVIII вв.


Урок-лекция с элементами эвристической беседы


Цели урока:

  • Углубить содержание понятий «история», «цивилизация».

  • Выяснить, что изучает история Нового времени, её периодизацию.

  • Выявить изменения, которые произошли на рубеже Нового времени.

  • Характеризовать основное содержание истории Нового времени.


Основные понятия: Новая история, новейшая история, цивилизация

План урока:

  • Организационный момент

  • Актуализация знаний, полученных ранее.

  • Изучение нового материала:

    1. Что такое история?

    2. Периодизация новой истории

    3. На рубеже Нового времени

    4. Основное содержание истории Нового времени

    5. Понятие «цивилизация»

      • Домашнее задание


Ход урока

Основная часть.

  1. Актуализация. Вспомните, какие периоды истории вы изучали ранее. Назовите крупнейшие государства Древнего мира и Средних веков.

  2. Что такое история? История – наука о прошлом. Польза истории. Роль истории. История – учительница жизни. История – память человечества, без которой оно не могло бы существовать.(другие ответы учащихся)

История (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.



  1. Периодизация новой истории.

(вспомните, что такое периодизация)

Понятие новая история или история Нового времени, возникло в эпоху Возрождения.

Новое время (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

  1. На рубеже Нового времени. К.15 в - переход от Средневековья к современности в Европе. Монархии. Крупнейшие государства – Испания, Англия, Франция, Польша, ВКЛ, Россия. Германия – часть Священной Римской империи, Италия – из отдельных государств. Войны за увеличение владений. Наука, представления об окружающем мире, человеке. Френсис Бэкон – Знание – сила. Художники и скульпторы. Учение церкви – сомнению, конфликты и религиозные войны. Расселение европейцев в результате ВГО. Расцвет османской империи. Индия и династия Великих Моголов. Китай, династия Мин, Япония и Токугава. Господствующее положение – Европа. Но! Многие на стадии первобытного общества.


  1. Основное содержание истории Нового времени. Характерная черта – быстрый рост и утверждение европейской цивилизации. Контроль над остальным миром. Страны Азии – колонии европейских государств, в т.ч. Индия. Колонизация Америки, рабство.

Центральной линией развития человеческого общества в XVII-XIX вв. (до 1870-х гг.) в странах Европы и Северной Америки был процесс становления нового, капиталистического уклада, пришедшего на смену "старому порядку". Этот процесс шел постепенно, втягивая все новые и новые страны. Он проходил как в форме буржуазных революций (часто имевших выраженный демократический (что это значит?) характер), так и в форме проводимых "сверху" реформ. Развитие капитализма изменило социальную картину общества. Образовались новые классы - буржуазия и наемные рабочие. При этом сохраняли свою независимость и мелкие производители - ремесленники. Начавшийся в Англии в XVIII в. промышленный переворот охватил в XIX столетии большинство европейских стран и США, но к 1860-м гг. завершился только в Англии. В политической жизни общества в XIX в. постепенно возрастала роль промышленной буржуазии. Но своего господства полностью она нигде (за исключением Англии) не установила. Промышленная буржуазия была заинтересована в покровительстве со стороны сильного государства. Только сильное государство могло обеспечить сохранение режима, при котором была возможна жесткая эксплуатация трудящихся, характерная для эпохи промышленного переворота. В качестве идеологии капитализма XVII- XIX вв. последовательно сменяли друг друга религиозные учения времен Реформации, Просвещение, а затем либерализм и социализм. В 1830-е гг. началась самостоятельная политическая борьба рабочего класса против буржуазии, активизировалось движение за эмансипацию (социальное освобождение) женщин. Развитие, капиталистического строя ускорило технический прогресс и распространение научных знаний.


  1. Понятие «цивилизация». Цивилизации возникли в глубокой древности, в условиях перехода от собирательства к производящему хозяйству, от родоплеменной организации общества к государству. Черты цивилизации: занятие земледелием, животноводством и ремеслом, наличие городов, государственной власти и письменности, а также специально подготовленных людей, занятых в сфере искусства, религии и науки. Таким образом, цивилизация – это культурно историческая общность, обладающая относительным единством духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999. С.18). Цивилизация – это качественный рубеж в истории человечества, определенная стадия, на которой формируется присущий ей культурно-социальный комплекс. Культура – базис, на которой возникает цивилизация. Цивилизация открывает возможности для развития культуры. Культура – показатель уровня развития цивилизации. Цивилизация – общество самобытного типа, характеризующееся наличием опре­деленных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная страти­фи­кация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность и др.


Выводы и обобщение изученного материала


Домашнее задание: Параграф 1, стр.5-9. Вопросы 1-5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!