СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки. "Контраст в музыке". 2 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки. "Контраст в музыке". 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки. "Контраст в музыке". 2 класс.»

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

















План-конспект

урока музыки,

проведенного во 2 классе

9.03.2017г.

















Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 9.03.2017

Время: 8:15-9:00

Место: МАОУ "СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана" 

Участники (класс): 2 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Контраст в музыке»

Цель: создать благоприятные условия для знакомства учеников 2 класса с контрастами в музыке;

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

  2. Формирование интереса к изучению творчества композитора М. Глинки, эстетическому формированию личности;

  3. Воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки М. Глинки.

Образовательные:

  1. Формирование знаний о «контрасте в музыке».

  2. Знакомство с биографией М. Глинки и его музыкальными произведениями увертюра к опере "Руслан и Людмила " и "Марш Черномора", познакомить с термином «Контраст»

  3. Формирование умения воспринимать и выражать свое отношение к прослушанным музыкальным произведениям увертюра к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора".

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление детей;

  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;

  3. Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;

  4. Развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений М. Глинки.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;

3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

  3. Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

  3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;

  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные.

Учебник: Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. (УМК «Начальная школа ХХI»)

Рабочая тетрадь: Музыка, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. (УМК «Начальная школа ХХI»)

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

  1. Увертюра к опере "Руслан и Людмила";

  2. "Марш Черномора"

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально - слушательская: прослушивание увертюры к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора" М. Глинки;

Творчество: изобразить в рисунке эмоции, вызванные прослушиванием увертюры к опере "Руслан и Людмила"; разгадывание кроссворда.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Начальная школа ХХI»;

  2. Анализ программы по музыке «Начальная школа ХХI»;

  3. Определение цели и задач урока;

  4. Определение структуры урока;

  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;

  6. Оформление доски;

  7. Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Начальная
    школа ХХI»;

  8. Подготовка презентации;

  9. Подготовка музыкальных произведений;

  10. Подготовка материала для творчества;

  11. Подготовка наглядного материала.


ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 4 мин.

  1. Приветствие – 30 сек.

  2. Проверка готовности – 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

  4. Повторение предыдущей темы: 3 мин.

  5. Актуализация знаний: 5 мин.

  1. Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Вступительное слово учителя – 3 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность – 4 мин.

3. Творчество - 2 мин.

  1. Рефлексия: 3 мин.

  2. Итоги урока: 2 мин.

  3. Домашнее задание: 30 сек.








СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Анастасия Александровна. Подровнялись.

2. Проверка готовности.

Слайд.

У.: - Прозвенел звонок.

Начался урок.

Встали ровно и сели только те, у кого есть все необходимые принадлежности для урока.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки, но прежде, давайте вспомним, о чем вы говорили ранее.

4. Повторение предыдущей темы:

У.: - Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Д.: - Средства музыкальной выразительности.

У.: - Правильно. Ребята, а музыка может выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет так как это может сделать художник?

Д.: - Да.

У.:- А какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогут?

Д.: - Темп, динамика, тембр, лад, тональность, ритм, регистр и другие.

Слайд.

  1. Открытие новых знаний.

Музыкально – слушательская деятельность.

Вступительное слово учителя:

У.: - Сегодня мы с вами познакомимся с увертюрой к опере "Руслан и Людмила " и "Марш Черномора" Михаила Ивановича Глинки и убедимся в том, что музыка может передать контраст.

У.: - Ребята, а вы знаете кто такой Михаил Иванович Глинка?

Д.: - Михаил Иванович Глинка - русский композитор, основоположник 
русской классической музыки.

У.: - Правильно, ребята!

Слайд

Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Музыкой великий композитор увлекся с 10-тилетнего возраста, он одновременно обучался игре на фортепиано и пианино.

Слайд

У.: Ребята, напомните мне пожалуйста, что такое опера?

Д.: Опера — («ореrа» в переводе с итальянского – труд, сочинение) жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии главным образом посредством вокальной музыки.

Сочинять оперу «Руслан и Людмила» Глинка начал, не имея четкого сценарного плана. Отдельные номера и сцены рождались по сиюминутному вдохновению, без последовательной связи между собой. Легендарные образы Киевской Руси сопоставлены в опере с миром

фантастических образов.

В опере большое количество народных хоровых сцен. Действие в опере развивается неторопливо, напоминая древние былины и сказания.Одним из наиболее известных номеров этой оперы является увертюра.

У.: - Что же такое увертюра?

Д.: Увертюра - (от фр. ouverture, вступление) оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.

Это солнечная, жизнерадостная музыка обобщенно выражает основной характер оперы: победу добра над злом, торжество света над мраком.

Увертюра является высочайшим образцом русской симфонической музыки и часто исполняется как самостоятельное произведение. Опера “Руслан и Людмила” открыла в русской музыке новое сказочно – эпическое направление.

У.: - Сейчас, мы с вами прослушаем увертюру к опере "Руслан и Людмила". После прослушивая, вы должны мне ответить на вопрос: какое настроение у этого произведения.

Прослушивание увертюры к опере «Руслан и Людмила»

У.: - Ребята, какое настроение выражает это произведение?

Д.: -

У.: - В каком темпе звучала музыка?

Д.: - Быстро, подвижно, местами медленно, плавно.

У.: - Какая динамика была у этого произведения?

Д.: - Динамика постоянно изменялась, было то громко, то тихо.

У.: - Ребята, а сейчас мы с вами повторно прослушаем это музыкальное произведение, и во время прослушивания будем дирижировать как музыканты.

Повторное прослушивание произведения.


У.: - Мы с вами увидели, что музыка может передать движение, а сейчас мы убедимся в это еще раз, на примере музыкального произведения Михаила Ивановича Глинки «Марш Черномора».

Музыкально – слушательская деятельность.

Вступительное слово учителя:

У.: - Ребята, а кто такой Черномор, в каких произведениях вы его встречали?

Д.: - Персонаж поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», также в «Сказке о царе салтане» встречается дядька Черномор.

У.: - Каким изобразил поэт А. С. Пушкин Черномора и как музыка М. И. Глинки его охарактеризовала?

Д.: - Властного, сильного, бесстрашного, храброго.

У.: - В каком темпе звучала музыка?

Д.: - Быстро, подвижно, местами медленно, плавно.

У.: - Какую динамику вы услышали?

Д.: - Динамика постоянно изменялась, было, то громко, то тихо.

У.: - Ребята, сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение "Марш Черномора" и вы мне скажите меняется ли характер музыки на протяжении всего произведения?

Слушание "Марш Черномора" М.И.Глинки.

У.: - Меняется ли характер музыки на протяжении всего произведения?

Д.: - Да.

У.: - Что применил композитор, чтобы вы это услышали?

Д.: - Сделал разный темп.

У.: - Напомните мне, что такое темп?

Д.: - Скорость движения мелодии в произведении.

У.: - Верно, темп изменялся. Сейчас мы с вами повторно прослушаем музыкальное произведение «Марш Черномора», и во время прослушивания вы в своей тетради нарисуете что вы представляете, а я в конце урока проверю.

Повторное прослушивание произведения.

У.: - Ребята, а как вы думаете, что такое контраст?

Д.: - Сопоставление разных музыкальных фрагментов.

У.: - Контраст – это резкие отличия (тихо-громко, быстро-медленно).

У.: - Давайте разберём, какой контраст в этом произведении. В первой части, какой был темп?

Д.: - Быстрый.

У.: - Какие чувства выражает музыка?

Д.: - Чувства взволнованности.

У.: -  В «Марше Черномора» М.И. Глинки мы ощущали контрасты?

Д.: - Да. Контрастными были темп и динамика.

III. Рефлексия.

У.: - Хорошо, сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.






1к















о















м















п















о















з


6р













и


е









2л

а

3д


т


7г

л

и

н

к

а






и


о


и









4к

о

н

т

р

а

с

т










а




т









5т

е

м

б

р


8р

и

9т

м








и






е









к






10м

е

л

о

д

и

я



а






п









Слайд.

  1. Загадка:

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

Ответ: композитор

  1. Объединение звуков различных по высоте.

Ответ: лад

  1. Громкость звучания музыки.

Ответ: динамика

  1. Резкие отличия (тихо-громко, быстро-медленно).

Ответ: контраст

  1. Окраска звука.

Ответ: тембр

  1. На каждом музыкальном инструменте можно сыграть много разных звуков.

Ответ: регистр

  1. Композитором таких известных произведений как: опера «Руслан и Людмила», "Марш Черномора", «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия» и многих других.

Ответ: Глинка

  1. Чередование звуков разной продолжительности.

Ответ: ритм

  1. Скорость движения мелодии в произведении.

Ответ: темп

  1. Основа музыкального произведения.

Ответ: мелодия

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Я с удовольствием поставлю вам оценки, в конце урока подойдите с тетрадями и я посмотрю на ваши рисунки.

V. Домашнее задание:

У: - Ребята, дома вам нужно будет выучить понятие «контраст» и прослушать вместе с родителями увертюру к опере "Руслан и Людмила" и "Марш Черномора" М. И. Глинки.

У: - Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Начальная школа XXI»

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия».

Приложение:

  1. План-конспект урока музыки;

  2. Презентация;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!