СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Категория состояния как часть речи (закрепление темы). Тест".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся повторяют признаки категории состояния как части речи, находят самостоятельно отличие категории состояния и наречия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Категория состояния как часть речи (закрепление темы). Тест".»

Тема: Категория состояния как часть речи (закрепление темы). Тест

Тип урока: обобщения и систематизации.

Цели урока: повторить и систематизировать знания по теме «Категория состояния».

Задачи:

  • Познавательные: повторить признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия; уметь находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения.

  • Развивающие:

– продолжить работу по развитию долговременной памяти, образного мышления и логических навыков сравнения/сопоставления.

– развить умения видеть слова категории состояния в различных текстах; развитие умения отличать слова категории состояния от наречий;

– выработать умения составлять предложения со словами категории состояния

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

УУД:

Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях, мотивация, самооценка.

Регулятивные УУД:проговаривание последовательности действий на уроке, работа по схеме, осуществление самоконтроля,соотношение цели и результатов деятельности,выработка критериев оценки и определение степени успешности работы, поиск путей решения проблемы,целеполагание.

Познавательные УУД:моделирование, построение логической цепи рассуждений, анализ,синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки,представление информации в разных формах (ключевые слова, схемы),извлечение информации из источников и представление ее в удобной форме.

Коммуникативные УУД:умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.



Ход урока

1. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе.

2. Постановка цели и задач

        Объяснение нового материала:

Итак, начнём…

  1. Как образовался термин «категория состояния»? (значение слов)

  2. История создания категории состояния как части речи.

  3. Жизнь категории состояния в современном русском языке.

        – Пользуясь выдержками из статей известных лингвистов, изучающих категорию состояния как часть речи, ответьте на вопросы:

– Кем и когда был введен термин «категория состояния»

– Какие точки зрения существуют на категорию состояния? Назовите представителей первой и второй точки зрения.

– Почему ученые выделяли категорию состояния как особую часть речи (какие аргументы приводили в качестве доказательства)?

Промежуточный вывод: Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.

        Обратная реакция

        – А теперь попробуйте найти из предложенных слов в орфографической разминке слова категории состояния.

        Бежим, направо, колесо, горестно, загадочно, ветрено, полотно, замечательно, влево, принудительно, скверно, решено, радостноневозможно.


3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний. (Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Переформулированные вопросы).

Аналитическая работа

- Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):

Утро солнечно и радостно.

Глаза светились радостно. 

На душе у ребят радостно.

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (каждое предложение содержит одно общее слово)

-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?


5. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Итак, ребята, мы с вами заполнили таблицу. А теперь всё внимание на доску.


1. (Один из учеников читает материал): 

«Стыдно, больно, горько было ей». (И.С. Тургенев)

Давайте внимательно рассмотрим слова СТЫДНО, БОЛЬНО, ГОРЬКО из предложения:

Какой частью речи являются выделенные слова? Почему вы так решили?

А теперь давайте определим значение каждого слова, относящегося к это части речи.

Слова, относящиеся к этой части речи, обозначают:

1) душевное состояние человека: ВЕСЕЛО, РАДОСТНО,  СКУЧНО,  ЛЕГКО, ТРЕВОЖНО, ГРУСТНО, ОТРАДНО. (Например: «В толпе мне было всегда легко и отрадно». (Тургенев);

2) физическое состояние человека или животного: ГОЛОДНО, ДУРНО, ДУШНО (Например: «Мне душно и жарко»);

3) состояние природы: СУХО, ХОЛОДНО, МОРОЗНО, ВЕТРЕНО. (Например: «Было солнечно и ветрено»);

4) оценку действий:  МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НУЖНО (Например: «Нужно выучить правила»).

Слова категории состояния, образованные от прилагательных с помощью суффикса -О, имеют  сравнительную_степень. Например: СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЖАРКО, ЧЕМ ВЧЕРА; СЕГОДНЯ ЖАРЧЕ, ЧЕМ ВЧЕРА.


2. Следующее задание. Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:

И скучно, и грустно, и некому руку подать…

        В небесах торжественно и чудно,

        Спит земля в сиянье голубом…

        Что же мне так больно и так трудно?

        Жду ль чего? Жалею ли о чём?..

- Какую роль играют слова категории состояния в поэтическом тексте?


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. ПРИЛОЖЕНИЕ.

7. Подведение итогов занятия.

– А теперь я вас попрошу, используя слова категории состояния определить свое состояние после урока?

VI. Домашнее задание. Написать сочинение–миниатюру по теме: «Зачем нам нужна категория состояния». 



Тест по теме «Категория состояния»

1 вариант

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет  

б) признак предмета  

в) состояние природы  

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам  

б) не изменяются  

в) изменяются по падежам  

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым    

б) подлежащим    

в) обстоятельством  

г) определением

4. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

 а) Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.

б) Ему было ВЕСЕЛО.

в) Лицо его было ВЕСЕЛО.

 г) Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.

5 . Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?

а) причастие

б) деепричастие

в) наречие

г) категория состояния

6.  В каком примере есть слово категории состояния?

а) Весь июль солнце пекло немилосердно.

б) Летом на юге темнеет очень быстро.

в) Рассказывал он очень интересно.

г) Роза приятно пахнет.

7. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

На другой день гусару стало хуже.


2 вариант

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет  

б) признак предмета  

в) состояние природы  

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам  

б) не изменяются  

в) изменяются по падежам  

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым    

б) подлежащим    

в) обстоятельством  

г) определением

4.  В каком примере есть слово категории состояния?

а) Лицо темнеет от загара.

б) Последние метры дистанции спортсмен бежал тяжело.

в) Если что-то делаешь, делай хорошо.

г) Пахнет яблоком и мёдом.

5. В каком примере выделенное слово является категорией состояния?

а) Я ЯСНО выразился?

б) Небо ЯСНО после дождя.

в) Мне стало всё ЯСНО.

г) Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал.

6. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым?

а) имя числительное

б) местоимение

в) категория состояния

г) причастие

7. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.

Мне грустно потому, что весело тебе.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!