СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по биологии для 8 класса. Развивает знания учащихся о роли пищеварительных желез и фер­ментов в процессе пищеварения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"»

Конспект урока

«Пищеварение в ротовой полости и в желудке»

Цель: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и фер­ментов в процессе пищеварения.

Задачи:

Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, в желудке, поджелудочная железа, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.

Воспитательные: воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», мо­дель торса человека, теплый крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, штатив для пробирок, пробирки, дополнительный материал для ра­боты в группах, листочки с вопросами.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

• Каково значение пищи?

•Чем пища отличается от питательных веществ?

•Какие типы зубов свойственны человеку?

•Поясните, насколько обоснован совет: «Тщательно пережевывай пищу».

•Каково внутреннее строение зуба?

•Почему необходимо беречь зубы?

•Какие функции выполняет пищеварительная система?

Работа по карточкам

Карточка № 1

Соотнесите название органа и номер на таблице:

1 — ротовая полость;

2 — печень;

3 — глотка;

4 — поджелудочная железа;

5 — аппендикс;

6 — тонкий кишечник;

7 — желчный пузырь;

8 — желудок;

9 — двенадцатиперстная кишка;

10 — толстый кишечник.

Карточка № 2

Найдите правильные утверждения.

1)Мясо, рыба, крупы, вода — это питательные вещества.

2)Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, можно разделить на органические и неорганические.

3)Глотка является частью пищеварительного тракта.

4)У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и

шейка.

5)В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

6)Для формирования пищевого комка необходимо участие языка и зубов.

7) В состав эмали зубов входят соли кальция.

8)У взрослого человека 32 зуба.

9)Органические вещества — это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и витамины.

10)В пищеварительном тракте различают ротовую полость и тонкий кишечник.

Правильные утверждения: 2, 3, 5, 7, 8, 9.

Карточка № 3

Найдите лишний термин.

  1. Глотка, пищевод, поджелудочная же- 1, кишечник.

  2. Функции пищеварительной системы: механическая, секреторная, строительная, всасывающая.

  3. Питательные вещества — это мине­рные соли, жиры, молоко, белки.

  4. К продуктам растительного происхождения относятся: яйца, крупы, макаронные изделия, сахар.

  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочная железы.

  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и жевательных зубов.

  7. Функции питательных веществ — строительная, энергетическая, двигательная.

  8. Железы смешанной секреции — печень, слюнные, поджелудочные железы.

  9. В ротовой полости пища измельчается, увлажняется и окончательно перевари­вается.

  10. Язык участвует в перемешивании пищи, проглатывании пищевого комка, формировании членораздельной речи и расщеплении веществ.

  1. Изучение новой темы

Учитель предлагает классу разделиться на три группы (можно по рядам), которые получают задания.

Группа № 1

Задание. Прочитайте текст учебника и листа заданием, ответьте на вопросы и заполните таблицу 1.

Пищеварение в ротовой полости

Для формирования пищевого комка по­мимо участия зубов и языка необходима слюна. Слюна выделяется в ротовую по­лость из нескольких тысяч мелких слюнных желез, располагающихся в слизистой обо­лочке ротовой полости, а также по прото­кам трех пар крупных слюнных желез (око­лоушных, подчелюстных и подъязычных). Объем слюны зависит от того, какую пищу поглощает человек: если сухую пищу, то выделяется много слюны, если жидкую — небольшое количество слюны, если кислую — много слюны. В среднем выделяется око­ло 1 л слюны в сутки.

На 98-99 % слюна состоит из воды. Она содержит также муцин — вещество, делающее пищевой комок скользким, что облегчает его проглатывание. В состав слюны входят антибактериальное вещество лизоцим и ферменты — амилаза и мальта- за, которые расщепляют углеводы. Фер­менты слюны активны в слабощелочной среде. Таким образом, в ротовой полости пища измельчается зубами, перемешивает­ся, пропитывается слюной и в ней начина­ется переваривание углеводов (сахаров), значительная часть бактерий погибает.

Вопросы:

  1. Какие физические и химичес­кие изменения происходят с пищей в ротовой полости?

  2. Где образуется слюна?

  3. От чего зависит объем слю­ны?

  4. Почему при долгом жевании сырого картофеля ощущается слад­коватый вкус?

  5. Какие условия наиболее бла­гоприятны для действия ферментов слюны?

Таблица 1


98-99%

Фермент амилаза



Обеззараживает пищу

Муцин


Реакция слюны


Группа № 2

Задание. Прочитайте текст учебника и листа заданием, от­ветьте на вопросы и заполните таб­лицу 2.

Пищеварение в желудке

В желудке продолжается переварива­ние пищи. Его вместимость в среднем сос­тавляет 2 л. В слизистой оболочке желудка располагаются миллионы желез, выделя­ющих желудочный сок. Одни из этих желез вырабатывают белок, который под действием соляной кислоты, выделяемой другими железами, превращается в пище­варительный фермент — пепсин. Пепсин расщепляет белки на пептиды. Смесь пеп­сина и соляной кислоты способна перева­рить не только пищевые белки, но и стенки желудка. Поэтому так важна функция же­лез желудка, выделяющих слизистое веще­ство, защищающее его стенки изнутри. Кроме пепсина желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани — желатин. Липаза расщепляет жиры (действует лишь на эмульгированные жиры). Химозин вызывает свертывание молока. Желудочный сок не содержит ферментов, расцепляющих углеводы.

Стенли желудка сокращаются, посте­пенно перемешивая проглоченный пищевой комок с желудочным соком. Внутри пи­щевого комка в желудке некоторое время продолжают действовать ферменты слюны, расщепляющие углеводы.

Известно, что пепсин желудочного со­ка расщепляет белки пищи в кислой среде при температуре 37°С. В зависимости от количества и состава съеденной пищи пе­реваривание в желудке может продолжать­ся от трех до десяти часов.

Вопросы:

  1. Какие химические превраще­ния происходят с пищей под действием желудочного сока?

  2. Какое органическое вещество не расщепляется в желудке?

  3. От чего зависит время пере­варивания пищи в желудке?

  4. Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?

  5. Из каких слоев состоит стенка желудка и какую функцию они выполняют?

Таблица 2


37°С

Фермент липаза



расщепляет белки

Соляная кислота



кислая

Группа№ 3

Задание. Прочитайте текст учебника и листа заданием, от­ветьте на вопросы и заполните таб­лицу 3.

Поджелудочная железа

Поджелудочная железа расположена под желудком поперек верхней части брюшной полости. Она является железой смешанной секреции и по выводному про­току выделяет поджелудочный сок в прос­вет двенадцатиперстной кишки, а непосре­дственно в кровь — гормоны, регулирую­щие обмен Сахаров в организме.

В состав сока поджелудочной железы входят различные ферменты, обеспечива­ющие переваривание любых органических веществ, поступающих с пищей. Фермент трипсин продолжает начавшееся в желудке расщепление белков до аминокислот, фер­мент липаза расщепляет жиры, амилаза и мальтаза — углеводы, нуклеаза — нуклеи­новые кислоты.

Ферменты поджелудочной железы ак­тивны только в щелочной среде, которую создает в тонком кишечнике выделяемая печенью желчь.

Вопросы:

1) Где расположена поджелу­дочная железа?

  1. Почему поджелудочную желе­зу называют железой смешанной секреции?

  2. Перечислите органические ве­щества, которые могут перевариваться под действием поджелудочного сока?

  3. Перечислите ферменты, вхо­дящие в состав сока поджелудоч­ной железы?

  4. Какие условия наиболее бла­гоприятны для действия ферментов поджелудочной железы?

Таблица 3


расщепляет углеводы

Фермент трипсин



расщепляет жиры

Ферменты амилаза и мальтаза



щелочная



Каждая группа защищает свою работу перед классом. Выступать перед классом могут как представители группы (1-3 человека), так и все участники группы, по направлениям, с которыми они работали. При выступлении членов одной группы, участники других групп могу задавать интересующие их вопросы, на которые выступающие должны ответить.

IV.Подведение итогов урока

Ученики отвечают письменно на вопросы:

На уроке я понял ...

Я похвалил бы себя за ...

Я поставил себе оценку ...

Теперь бы я хотел узнать о ... потому, что ...



V.Домашнее задание:

  1. Учебник п.32

  2. Рабочая тетрадь стр. 84-86 (задание №1,2,3,4)

  3. Ответить на вопрос: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!