СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: Политика перестройки.Первые шаги.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомиться с основными мероприятиями начального периода перестройки через самостоятельный анализ. изучаемых ключевые мероприятий. Произвести взаимопередачу информации в 4-5 парах. Проверить качество усвоения основной информации через самостоятельную работу. Проанализировать качество усвоения через коллективную оценку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Политика перестройки.Первые шаги.»










Урок истории




по теме: «Политика перестройки: первые шаги»


11 класс




Автор:


Колупаева Марина Валериевна,

учитель истории и обществознания,





Предмет: История. Класс: 11. Тема урока. Политика перестройки: первые шаги.


Цель урока: определение основных социально-экономических мероприятий начального периода перестройки.

Задачи:

Ознакомиться с основными мероприятиями начального периода перестройки через самостоятельный анализ.

изучаемых ключевые мероприятий.

Произвести взаимопередачу информации в 4-5 парах.

Проверить качество усвоения основной информации через самостоятельную работу.

Проанализировать качество усвоения через коллективную оценку.

Оборудование и материалы:

Карточки взаимотренажа (Приложение 1.). Карточки ВПТ -1 и ВПТ -2 (Приложение 2).

Листы проверки. (Приложение 3, 4). В проверочных листах отражено 4-5 главных дат или понятий.

УМК: учебник «История России XX век» Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров, М. «Русское слово», 2007

Медиа-ресурсы: ЦОР «Политика перестройки: первые шаги» (8 слайдов)

http://ruknigi.net/query/94615-istoriya-rossii-20-21-vek-zagladin/

http://allprezentation.ru/news/politika_perestrojki_pervye_shagi/2010-08-16-1074


Методическая характеристика:


современные приемы, методы

организационная форма

содержание

Предполагаемый результат

Взаимотренаж

Пары сменного состава


У педагога роль тьютора.

Принцип работы:


И обратно.


При ответе «Не знаю» отвечает тот, кто задавал вопрос.

Карточки взаимотренажа. (приложение 1)

Всего учащимся предлагается 7 вариантов карточек. Карточки имеют общую и индивидуальную информацию. Во всех карточках для тренажа в классе не более 7 – 8 изучаемых понятий. В одной карточке не более 5.

У одного ученика одна карточка. Отработав с одним учеником переходят к другом. Работа длится 10 -12 минут.

80 – 100% запоминание

ключевых дат и событий.



Рост мотивации к уроку.



Приобретаются коммуникативные УУД:

корректное взаимодействие, постепенная «ломка» барьеров в общении.


Свобода выбора во взаимодействии.

Взаимопередача темы

Пары сменного состава


У педагога роль тьютора.

Ученики получают свою карточку ВПТ (приложение 2). Анализируют текст. Объединяются пары.

Ученик 1 рассказывают содержание 1 абзаца. Партнер – ученик 2 сам знакомится с текстом и задает вопрос по тексту. Ученик 1 отвечает.

Тоже происходит с 1 абзацем 2 ученика. Обсуждаются ответы и заносятся в таблицу контроля (приложение 3).

Меняется состав пар.

Выполняются задания второго уровня сложности. Ответы сверяются.

Готовые работы сдаются учителю.

Получение статуса «эксперт» первой парой.

Работа экспертов – учащихся по приему ответов и оцениванию их.


Приобретаются навыки работы с информацией:

  • анализ изучаемой информации. Более глубокое ее понимание,

  • выделение главного в содержании,

  • аргументирование своей позиции,

  • лаконичность высказываний.


Рост самостоятельности.


Личностный рост.

Взаимопроверка

Пары сменного состава


У педагога роль тьютора.

Первую пару экспертов назначает учитель. Работают эксперты - учащиеся.

Задают вопросы, направленные на выяснение понимания изученного материала учеником. Комментируют. Дают ответы на неотвеченные вопросы. Оценивают работу. Назначают экспертов.

Личностный рост.


Учет индивидуальных особенностей: поддержка одаренных учеников и создание возможности работать в своем темпе у слабоуспевающих.







Ход урока:


Этапы урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

ИКТ сопровождение



Орг. момент.


Итоги развития СССР в 1960-е - начале 1980-х годов имели свои последствия. Какие?


в стране назрела необходимость перемен, появилось осознание поиска в альтернативе советской модели государства.



И олицетворением этих альтернативных перемен стала политика советского правительства под руководством М.С. Горбачева.

Начинаем изучать новую тему. Подскажите, какая задача перед нами сегодня?


Каким образом можно ее решить?


А если не все поймем?



А если не всё запомним?

(работа на 3 -5 минут)

Запись темы урока в тетрадь.





Наша задача сегодня выделить и запомнить первые шаги перестройки и важные изменения в жизни людей.


Через карточки ВПТ и взаимотренаж.


Спросим у экспертов, у учителя.


Закрепим дома самостоятельно через изучение параграфа.


Запись домашнего задания в дневник.


Слайд 1. Тема урока.






Основная

часть

Работу над темой начинаем с активного погружения. Ключевые даты и определения на карточках взаимотренажа.


Работаем через взаимотренаж.


Раздаются карточки взаимотренажа.


(работа на 10-12 минут)

Взаимотренаж.

  1. Самостоятельный анализ информации.

2. Ученики работают в парах сменного состава: один задает вопросы по материалам своей карточки, второй, опираясь на свою – отвечает. В случае отсутствия ответа на карточке ученик говорит: «Не знаю» и получает ответ от ученика, задающего вопрос. Затем роли меняются.

3. Состав пар меняется: ученики переходят с места на место к свободному ученику. Процесс тренажа (шаг 2) повторяется.

Слайд 2. Схема взаимотренажа.

Промежуточный контроль усвоения полученных знаний

Заранее на парты раздаются листы проверки.


(Работа на 5 минут)


Отметки выставляются в течение дня на Дневник.ру


На все вопросы смогли ответить?


Расширяем знания через взаимопередачу темы. Вот здесь, не стесняясь, задаем вопросы и уточняем всю необходимую информацию. При необходимости эксперты можете воспользоваться еще и учебником.


Карточки сдаются учителю. Передаются с последней на первую парту.

Слайд 3. Вопросы мини – проверочной работы.


Основная часть.

Раздаются карточки

ВПТ -1, ВПТ – 2.



(работа 12- 15 минут)


















Проверяются знания учащихся назначаются 2 эксперта.


Разрешает спорные вопросы. Уточняет информацию по запросу учащихся.

1. Анализируют первый абзац самостоятельно. Делают соответствующую запись в таблицу контроля.

2. Находят свободного партнера желательного с другим вариантом карточки. Называют свою тему партнеру, рассказывают партнеру содержание первого абзаца текста; дают прочитать текст партнеру, задают вопрос к тексту партнеру, выслушивают ответ, обсуждают. Затем напарник заносит ответ в свою таблицу контроля.

3. Происходит смена ролей, т.е. ваш партнер передает вам свою тему по приведенному алгоритму.

Совместно изучаются вторые части текста (читают, обсуждают, записывают ответы в таблицу контроля).

4. Находят нового партнера, алгоритм деятельности повторяется.

5. Обмениваются дидактическими карточками и выполняют задания второго уровня сложности с новым партнером.

6. Сверяют выполненные задания, обсуждают результаты, готовые работы сдаются учителю, если ученик успешно сдает карточку он получает статус эксперта, т.е. может сам принимать и оценивать работу одноклассников (ведет журнал учета).


Учащиеся – эксперты проверяют знания других учеников. Наделяют достойных учащихся статусом «эксперт» по своему усмотрению. Эксперты выставляют отметки на листах ВПТ.

Слайд 4. Форма заполнения карточек ВПТ.


Домашнее задание

(дифференцир.)

(2 минуты)


Комментарии и дополнения к домашнему заданию

Общее обязательное – параграф 39. Вопросы к параграфу.

Повышенный уровень – самостоятельное эссэ «Нужна ли была перестройка СССР»

Слайд 5.

Домашнее задание.

Подведение итогов.
























Наша задача сегодня была выделить и запомнить первые шаги перестройки и важные изменения в жизни людей.








(6-8 минут)



Используя маркер интерактивной доски, два ученика соединяют дату и событие, термин и определение.


В тоже время на открытые вопросы желающие ученики отвечают устно в опросе диалогом.

Слайд 6,7, 8.




Отметки за урок.













Приложение 1.



В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев

26 апреля 1986 г. - Авария на Чернобыльской АЭС

Перестройка — комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность.


конверсияперевод большей части военных предприятий на вы­пуск гражданской продукции.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении).

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении).

конверсияперевод большей части военных предприятий на вы­пуск гражданской продукции.

«500 дней» - программа развития рыночной экономики С.С.Шаталина и Г.А.Явлин­ского.

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев

«500 дней» - программа развития рыночной экономики С.С.Шаталина и Г.А.Явлин­ского.

Перестройка — комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

26 апреля 1986 г. - Авария на Чернобыльской АЭС

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность.

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность.

Перестройка — комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

«500 дней» - программа развития рыночной экономики С.С.Шаталина и Г.А.Явлин­ского.

26 апреля 1986 г. - Авария на Чернобыльской АЭС

конверсияперевод большей части военных предприятий на вы­пуск гражданской продукции.

Перестройка — комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении).

В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность.

Перестройка — комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

«500 дней» - программа развития рыночной экономики С.С.Шаталина и Г.А.Явлин­ского.

26 апреля 1986 г. - Авария на Чернобыльской АЭС



Приложение 2.

ВПТ – 1

От ускорения к перестройке

Продолжалась борьба с коррупци­ей и бюрократизмом в аппарате власти. В адрес трудовых коллективов раздавались призывы к ускорению развития, т. е. исполь­зованию всех имеющихся резервов для повышения производитель­ности труда. Была введена система государственной приемки — вневедомственного контроля за качест­вом выпускаемой продукции. Началась кампания борьбы с пьянст­вом и алкоголизмом. Экономическая отдача от ускорения оказалась минимальной. Попытки его осуществления привели к росту числа аварий.

Перечислите первые мероприятия политики М.С. Горбачева.

Целью перестройки было осуществление модернизации страны с помощью внедрения передовых технологий, создания условий для ее ускоренного развития. Средствами стали реформы в поли­тической, экономической и духовной сферах жизни общества.

Определите главную цель и средства перестройки.

II. Сделайте вывод какие мероприятия являются самыми важными и почему?

ВПТ -2

Экономические реформы

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии {объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет. Им предоставлялось право самим находить себе постав­щиков, закупать сырье и после выполнения обязательного государст­венного заказа реализовывать собственную продукцию. Трудовые коллективы получили возможность выбирать руководителей, конт­ролировать деятельность администрации.

Дозволенные проявления хозяйственной инициативы были огра­ничены и не обеспечили реальной самостоятельности предприятий. Цены на продукцию государственного заказа по-прежнему диктова­ли вышестоящие органы. Руководители, избранные трудовыми кол­лективами и одновременно контролируемые сверху, оказались в двусмысленном положении. Многие из них использовали свое слу­жебное положение в целях личного обогащения.

В чем главная цель этого закона?

В 1988 г. были приняты законы, разрешившие создание коопера­тивов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Сельским труженикам разрешалось выходить из кол­хозов и создавать фермерские хозяйства.

Фермерское хозяйство получило весьма ограниченное развитие. Земли фермерам выделяли председатели колхозов и местные власти на основе договоров аренды. Фермеры получали худшие угодья, они подвергались поборам со стороны местной власти, к ним враждебно относились односельчане, видя в них конкурентов.

В чем главная задача закона?

II. Почему экономические реформы не достигли результата


Приложение 3

№ вопроса

ВПТ- 1

ВПТ-2

1



2



Вывод















Приложение 4.

Вопросы:

  1. Комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей…

  2. В 1988 году приняты законы, разрешившие создание …

  3. Датой принятия Закона о государственном предприятии (объединении) считать …

  4. Перевод большей части военных предприятий на вы­пуск гражданской продукции называется…

  5. Авторами какого документа стали С.С.Шаталин и Г.А.Явлин­ский…











Самоанализ урока.

Оценка общей структуры урока.

Урок новых знаний. «Перестройка и кризис советского общества» .

План урока четко разграничен по частям. Все элементы соответствуют типу урока – изучение новых знаний. В структуре урока имеет место организационный момент, Основная часть, включающая промежуточный контроль, знакомство и отработку новой информации. Имеется этап подведения итогов, где осуществляется и обобщение. Каждый элемент четко рассчитан по времени.

Реализация основной дидактической цели урока.

Требования программы к изучению данной темы реализованы в полном объеме. Учащиеся при работе активны, самостоятельны, заинтересованы в получении и качественной передаче полученной информации. Работа по приобретению и закреплению новых знаний организована с использованием методов технологии «коллективный способ обучения»: взаимотренаж и взаимопередача темы. Промежуточный контроль знаний осуществлялся на различных этапах урока. Первая проверка осуществлялась с помощью мини – проверочной работы в основной части после проведения взаимотренажа. Вопросы открытые сформулированные по принципу «неоконченного ответа». Вторая проверка прошла после взаимопередачи темы с привлечением экспертов. Первую пару экспертов назначает учитель после того, как проверил их знания в форме опроса – диалога. Далее ученики – эксперты сами проверяют знания других, назначают экспертов. Выставляют отметки на листах ВПТ, которые в конце урока сдаются учителю. В результате и в первом и во втором случае отметки выставляются всему классу. При подведении итогов ученики обобщают знания и проверяют свои знания через задания аналитического типа: соотнести понятия и определение, дату и событие, а также через опрос диалогом устно.

Осуществление развития учащихся в процессе обучения

Весь класс активно участвует в процессе анализа информации, учатся задавать лаконичные вопросы по обобщенному блоку, взаимодействуют, оценивают себя и других. В результате явно заметен личностный рост, росту уровня притязаний и самоконтроля, а также приобретаемые коммуникативные навыки. В процессе урока ученикам ненавязчиво предлагались и общие знания – через презентацию представлены почтовые марки и лозунги периода перестройки.

Эстетическому развитию учеников способствовала сама организация урока: материалы, предлагаемые детям, аккуратны.

Творческого мышления развивалось посредством всестороннего анализа информации, различающихся познавательных задач.

Воспитание в процессе урока.

Воспитательная ценность урока необычайно высока. Активное общение на уроке приводит к приобретению навыков корректных отношений при критике, оценке. Ученики научаются корректно аргументировать свою точку зрения. Учатся уважению друг к другу, формируют навыки взаимопомощи не только по просьбе партнера, но и через предложение собственной помощи. Большое значение имеет домашнее задание , предложенное в качестве задания повышенного уровня – самостоятельное эссэ «Нужна ли была перестройка СССР?», где ученики могут представить собственные размышления по вопросу. Соотнесение исторической информации и реальных последствий событий – важный фактор при становлении личностной позиции человека, его самовыражения. Связь истории и собственного прожитого опыта помогает ученикам еще раз проанализировать исторические факты, сделать логические выводы на основе собственных взглядов. Роль учителя на уроке – роль тьютора, консультанта. Ученики абсолютно доверяют учителю, уважают и прислушиваются к его мнению. Общение учителя и учащихся строится с позиции равных отношений, обращение учителя формулируется как «коллеги».

Соблюдение основных принципов дидактики.

Основные дидактические принципы на уроке соблюдались в полном объеме.

  • Ученики осознавали значимость выполняемых действий, понимали уточняли полученную информацию, На протяжении всего урока интеллектуальная активность учащихся и уровень самостоятельности был очень высокий. Осмысление информации осуществлялось через прохождение всех этапов анализа текста. Взаимообучение на уроке имело ведущую роль.

  • На уроке использовались средства наглядности – ИКТ – презентация, карточки. ИКТ – презентация, в которой информация сопровождалась иллюстрациями, схемами работы. В процессе деятельности ученики могли воспринимать информацию через различные каналы: на слух от одноклассников и учителя, зрительно – через предложенные карточки, выделение текста курсивом и жирностью линий, моторно, т.е через собственное проговаривание.

ИКТ – презентация построена с учетом всех требований: единство стиля, использование управляющих стрелок не избыточно, объем незначительный. Цвета оформления - оттенки коричневого. Анимационных эффектор, гиперссылок нет. Содержание информации полное, достаточное, лаконичное, заголовки выделены. Практически отсутствуют предлоги, наречия, прилагательные. Информация расположена горизонтально. Размер заголовков – 36, информации – 22. Шрифты без засечек, легко читаемы. Используемое выделение – курсив, наклон, подчеркивание. Рабочих слайдов в презентации - 8. Виды слайдов: титульный, с текстом, иллюстрациями, с таблицей. Смена слайдов – по щелчку.

  • Знания, приобретенные учащимися достаточно прочны. Прочности усвоения способствовала высокая заинтересованность учащихся в предлагаемой деятельности, а также знание тех форм и методов, которые использовались на уроке. На уроке использовались различные мнемотехнические приемы, облегчающие запоминание: выделение ключевых фраз, терминов различными способами; лаконичность формулировок, осознанность.

  • Изучаемая урока является логическим продолжением предыдущего. Этапы урока последовательно исходят один из другого, логически связаны между собой. Знания учащихся также направлялись педагогов в единую структуру: работали в таблицах и по схемам.

  • Знания были доступны ученикам: рассчитаны на возраст, передавались доступным языком одноклассниками, предлагаемая информация не содержала избытка незнакомых понятий, терминов. Информация построена по принципу - от простого к сложному, выводы структурно разделены - вывод по каждому абзацу, общий вывод. Ученики с высоким уровнем притязаний могли реализовать себя через дополнительное домашнее задание, роль экспертов. Слабоуспевающие могли воспользоваться помощью одноклассников или учителя по своему выбору и работать в своем темпе. Ситуация незнания не вызывала негатива, а решалась посредством взаимопомощи и свободного диалога. Работоспособность учащихся контролировалась учителем через четкий расчет активной работы на каждом этапе урока.

  • Информация урока имела научную основу, ориентирована на мнение авторов, одобренные министерство образования РФ.

Выбор методов обучения.

Методы и приемы, используемые на уроке, являются адаптированным вариантом методов и приемов, используемых в технологии «коллективный способ обучения». На данном классе реализуется с сентября 2013 года. Методы и приемы адекватны предмету истории, изучаемой информации и возрасту, индивидуальным возможностям учеников. Комбинация методов реализована с помощью различных средств: ИКТ – презентация, карточки, интерактивная доска.

Работа учителя на уроке. Роль учителя – тьюторская. Он регулирует процесс, направляет мыслительную деятельность, при необходимости контролирует, разрешает спорные вопросы. Контакт с классом установлен на уровне доброжелательных, рабочих, уважительных, партнерских отношений.

Работа учащихся на уроке. Самостоятельная активная работа учащихся была запланирована и реализована на протяжении всего урока. Виды деятельности учащихся: целеполагание, взаимотренаж: задавали и отвечали на вопросы с использование своих карточек и карточек партнера, самооценка и взаимооценка знаний, анализ текстов, оформление таблиц, обобщение материала в выводах, письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы, работа с интерактивной доской. Вопросы дисциплины остро не вставали: ребята общались вполголоса, свободно передвигались по классу, но шума не было. В период выделения первых экспертов около педагога собралась группа желающих учеников, но после просьбы учителя: «Занять свои места» старшеклассники разошлись и приняли возможность стать экспертом по решению одноклассников.

Гигиенические условия урока.

Соблюдались санитарно – гигиенические нормы и требования. Класс проветривался. Освещение регулировано. ИКТ – презентация в активном режиме находилась не больше 5- 7 минут. Ученики меняли вид деятельности, рабочую позу, могли по своему усмотрению перейти от парты к парте.

Решение социальных задач.

Проведенный урок полностью соответствует требованиям ФГОС, в нем ярко прослеживаются новые подходы к организации образовательного процесса. Урок представлен педагогическому сообществу учителей истории в рамках муниципального семинара «Интерактивные методы и приемы в обучении истории и обществознанию». Рекомендации, полученные в процессе обсуждения, учтены при планировании и проведении следующих уроков.

ЗАДАЧИ УРОКА РЕШЕНЫ – ЦЕЛЬ ДОСТИГНУТА.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!