СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания в 5 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».

 

Тип урока: открытие нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 5 классе по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».»


Конспект урока обществознания в 5 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».



Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: способствовать формированию представления о роли дружбы в жизни подростка; знакомство с особенностями дружбы в подростковом возрасте; раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассник.

Планируемые результаты:

-предметные:

научиться характеризовать дружбу между подростками, различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни; руководствоваться этими нормами в повседневной жизни

-метапредметные:

организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-личностные:

формировать доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.

Образовательные ресурсы:

- мультимедийная презентация, поурочная разработка

Оборудование:

-проектор, электронная доска, учебник, рабочие листы с заданиями по группам

Тип урока:

- изучение нового материала.

Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники









Тема: «Одноклассники. Сверстники. друзья»

Добрый день!

У меня отличное настроение! А у вас? А если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его окружающим? Конечно улыбкой! У нас на уроке гости, улыбнитесь, пожалуйста, им, улыбнемся друг другу, и соседу по парте. Я желаю, что бы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока!

Прошу внимание на экран. (видео-ералаш)

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

  1. Где происходят событие ролика?

  2. Кто эти дети друг другу?

  3. Что объединяет этих детей?

  4. Сколько им лет?

Данные вопросы я вам задала не зря. Подумайте, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как обозначим нашу тему?

«Одноклассники, сверстники, друзья» ( Презентация)

Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?

- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;

- какие мы одноклассники?

- важна ли дружба в жизни?

- какой ты друг?

На доску вывешиваются лист с задачами.(Приложение №1)

Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших бескрайних донских степях есть одно волшебное место, называется «Vitae sal — amicitia — «дружба — соль жизни». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда? И кода дойдем, узнаем, как переводится это таинственное название.

В поход за истиной возьмем с собой рабочий лист для ответов (Приложение №2), все что вы видите на парте, и конечно «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!

Для начала нужна подготовка. Определяем значения слов: одноклассники, сверстники, дружба.

(трое определяют в словарях, другие играют в игру «Ассоциации»)

Записать в листок.

ОДНОКЛАССНИК, -а, м. Ученик того же класса, в к-ром кто-н. учится, учился. Мы с ним одноклассники.

СВЕРСТНИК-(учебник)

ДРУЖБА- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу.

Итак, мы вооружились определениями основных понятий -начинаем путь.




Первая остановка- «Полянка одноклассников».

Мы знаем, что одноклассники. Но какие вы?

- Испытываете ли вы чувство уважения друг к другу, не считаются друг с другом?

- Что преобладает в классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу неудач, равнодушие?

- Проявляется ли взаимопомощь?

- Какой обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)?

Давайте составим образ одноклассниц и одноклассников. («Кластер»)

Очень разные образы у нас вырисовываются. Поэтому, что бы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст учебника и ваш жизненный опыт, ведь вы уже вместе 5 год.

5 мин. Работа в группах. Переносим на доску.

На полянке отдохнули, о том какие вы одноклассники поговорили, движемся дальше.

ПРИВАЛ: Какой? Посмотрите и определите.

Клип про дружбу.

Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.

Задания группам: Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы.

1. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Друзья познаются в беде.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. С кем поведешься, от того и наберешься.

5. Сам погибай, а товарища выручай.

6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

7. Старый друг лучше новых двух.

8. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  1. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  2. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  3. Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  4. Старый друг лучше новых двух.

  5. Человек без друга, что земля без воды.

  6. Друг спорит, а недруг поддакивает.

  7. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

  8. Расстояние дружбе не мешает.

  9. Человек без друзей, что сокол без крыльев.

  10. Был бы дружок, найдется и часок.

  11. Птица сильна крыльями, а человек друзьями.

  12. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.



Спасибо вы молодцы! Интересно было на привале? Так важна ли дружба в жизни?

Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.

Движемся дальше. Пока идем, давайте поразмышляем. Сегодня мы очень часто повторим слово «дружба». Если есть дружба, значит есть - друг. А зачем человеку друг?

Наверное вы уже задаете себе очень важный вопрос : А какой друг Я?

Ребята, мы подошли к одной из походных стоянок, на которой попытаемся ответить на этот вопрос. Но что я вижу! Одинокое дерево без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево?

Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте - карточки – подсказки.(Приложение №5)

А какие чувства сейчас вызывает у вас это дерево? Если сделать рамку (на перемене) это будет картина сильного прекрасного дерева. Пусть это будет символом вашей дружбы, крепкой и надежной дружб одноклассников.

И вот выполнив все задания, в разговорах, размышлениях мы дошли до этого таинственного места.

Vitae sal — amicitia — «дружба — соль жизни». Я поздравляю вас с успешным окончанием похода!

Д.З. (в рабочем листе)Тест: Какой ты друг?

Индивидуально или в группах подготовить презентацию: Мой класс.

Продолжи фразы:

-Сегодня на уроке я узнал...

-На этом уроке я понял, что…..

- На уроке я научился ……

- Этот урок побудил меня задуматься над …

На столе у вас мишени, отметьте себя на мишени.

И на память о нашем классном часе хочется подарить вам этот ролик)








Приложение №1


ЗАДАЧИ:

- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;

- какие мы одноклассники

- важна ли дружба в жизни

- какой ты друг?



Приложение №2

Рабочий лист ответов. Число:__________

Тема: ____________________________________

Одноклассники ____________________________________________________

__________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»



















3. Важные качества, которые помогают быть хорошим другом (подругой):

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________


Домашняя работа:

  1. Пройти тест : «Какой я друг?»

  2. Индивидуально или в группах подготовить презентацию «Мой любимый класс»





Приложение №4

Психологический тест "Хороший ли вы друг?"


1. Вы знаете много забавных и весьма деликатных историй об одном из своих приятелей. Как вы распорядитесь этой информацией?

А) охотно расскажете любому, кто пожелает послушать;

Б) расскажете, не упоминая имен ;

В) оставите при себе.


2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы одолжить у вас дорогой прибор. Как вы поступите?

А) дадите его ;

Б) скажете, что у вас его нет;

В) откажете, объяснив причину .


3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите?

А) скажете, что и без того собирались купить новые

Б) попросите оплатить часы ;

В) устроите скандал


4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы очень не любите. В таком случае:

А) прекратите видеться с другом

Б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения

В) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим


5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:

А) порвете отношения с ним, чтобы эти неприятности не сказались и на вас;

Б) откровенно поговорите с ним, предостережете, дадите полезный совет;

В) продолжите дружбу как ни в чем не бывало.


6. Считаете, что настоящий друг должен

А) делиться с вами всем;

Б) говорить только то, что хочет;

В) держать свои мысли и проблемы при себе.


7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у вас их достаточно, чтобы ему помочь. Вы говорите:

А) возьми их, доставишь мне удовольствие;

Б) вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга - ничто в сравнении с этим ;

В) перебьешься! Надо экономить!


8. Как вы поступите, если хотите занять деньги у друга?

А) намекнете издалека;

Б) без экивоков попросите взаймы;

В) не станете у него просить в надежде, что он сам догадается вам помочь.


9. Друг купил костюм, который, по вашему мнению, ему не идет. Тогда вы

А) прямо выскажете ему свое мнение;

Б) объясните, почему вы считаете эту покупку не очень удачной;

В) воздержитесь от комментариев .


10. Вы считаете, что ваш друг:

А) интеллигентнее вас;

Б) менее интеллигентен, чем вы ;

В) на том же уровне, что и вы.

Обработка и интерпретация результатов теста “Какой вы друг»


В таблице приведены баллы за варианты ответов на каждый вопрос.


№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

1

4

5

3

2

5

0

3

3

5

4

0

4

5

4

2

5

5

0

3

6

5

3

0

7

4

3

5

8

5

3

1

9

3

3

5

10

1

4

4




Подсчитайте сумму набранных вами баллов.


37-49 –Вы хороший, настоящий друг – внимательный, великолепный, верный, полный сочувствия, но рабски преданный. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы готовы уделить время тому, чтобы попытаться их понять.



27-36 – Вы способны быть хорошим другом, но в определенных рамках вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Если вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе. Вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.



13-26 – Вы человек, который берет все и нечего не дает. И если друзья намереваются вас о чем-нибудь попросить, вы уходите в кусты, поэтому настоящих друзей у вас немного, только узкий круг почитателей, которых привлекает какое-то ваше качество.


Приложение №5

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!