Конспект урока обществознания в 5 классе в условиях реализации ФГОС по теме «Одноклассник, сверстники, друзья».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: способствовать формированию представления о роли дружбы в жизни подростка; знакомство с особенностями дружбы в подростковом возрасте; раскрыть значение понятий дружба, сверстники, одноклассник.
Планируемые результаты:
-предметные:
научиться характеризовать дружбу между подростками, различать понятия друг, товарищ, сверстник; понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни; руководствоваться этими нормами в повседневной жизни
-метапредметные:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать и аргументировать свое мнение; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-личностные:
формировать доброжелательное и осознанное отношение друг к другу; достигать ценностных ориентиров и ответственного поведения.
Образовательные ресурсы:
- мультимедийная презентация, поурочная разработка
Оборудование:
-проектор, электронная доска, учебник, рабочие листы с заданиями по группам
Тип урока:
- изучение нового материала.
Термины и понятия: дружба, сверстники, одноклассники
Тема: «Одноклассники. Сверстники. друзья»
Добрый день!
У меня отличное настроение! А у вас? А если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его окружающим? Конечно улыбкой! У нас на уроке гости, улыбнитесь, пожалуйста, им, улыбнемся друг другу, и соседу по парте. Я желаю, что бы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока!
Прошу внимание на экран. (видео-ералаш)
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Где происходят событие ролика?
Кто эти дети друг другу?
Что объединяет этих детей?
Сколько им лет?
Данные вопросы я вам задала не зря. Подумайте, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как обозначим нашу тему?
«Одноклассники, сверстники, друзья» ( Презентация)
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?
- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;
- какие мы одноклассники?
- важна ли дружба в жизни?
- какой ты друг?
На доску вывешиваются лист с задачами.(Приложение №1)
Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших бескрайних донских степях есть одно волшебное место, называется «Vitae sal — amicitia — «дружба — соль жизни». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо долго, преодолевая трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда? И кода дойдем, узнаем, как переводится это таинственное название.
В поход за истиной возьмем с собой рабочий лист для ответов (Приложение №2), все что вы видите на парте, и конечно «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!
Для начала нужна подготовка. Определяем значения слов: одноклассники, сверстники, дружба.
(трое определяют в словарях, другие играют в игру «Ассоциации»)
Записать в листок.
ОДНОКЛАССНИК, -а, м. Ученик того же класса, в к-ром кто-н. учится, учился. Мы с ним одноклассники.
СВЕРСТНИК-(учебник)
ДРУЖБА- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу.
Итак, мы вооружились определениями основных понятий -начинаем путь.
Первая остановка- «Полянка одноклассников».
Мы знаем, что одноклассники. Но какие вы?
- Испытываете ли вы чувство уважения друг к другу, не считаются друг с другом?
- Что преобладает в классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу неудач, равнодушие?
- Проявляется ли взаимопомощь?
- Какой обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)?
Давайте составим образ одноклассниц и одноклассников. («Кластер»)
Очень разные образы у нас вырисовываются. Поэтому, что бы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст учебника и ваш жизненный опыт, ведь вы уже вместе 5 год.
5 мин. Работа в группах. Переносим на доску.
На полянке отдохнули, о том какие вы одноклассники поговорили, движемся дальше.
ПРИВАЛ: Какой? Посмотрите и определите.
Клип про дружбу.
Про друзей и дружбу существует огромное количество пословиц и поговорок.
Задания группам: Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы.
1. Дружба дружбой, а служба службой. |
2. Друзья познаются в беде. |
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. |
4. С кем поведешься, от того и наберешься. |
5. Сам погибай, а товарища выручай. |
6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. |
7. Старый друг лучше новых двух. |
8. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Расстояние дружбе не мешает.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Был бы дружок, найдется и часок.
Птица сильна крыльями, а человек друзьями.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
Спасибо вы молодцы! Интересно было на привале? Так важна ли дружба в жизни?
Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.
Движемся дальше. Пока идем, давайте поразмышляем. Сегодня мы очень часто повторим слово «дружба». Если есть дружба, значит есть - друг. А зачем человеку друг?
Наверное вы уже задаете себе очень важный вопрос : А какой друг Я?
Ребята, мы подошли к одной из походных стоянок, на которой попытаемся ответить на этот вопрос. Но что я вижу! Одинокое дерево без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево?
Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте - карточки – подсказки.(Приложение №5)
А какие чувства сейчас вызывает у вас это дерево? Если сделать рамку (на перемене) это будет картина сильного прекрасного дерева. Пусть это будет символом вашей дружбы, крепкой и надежной дружб одноклассников.
И вот выполнив все задания, в разговорах, размышлениях мы дошли до этого таинственного места.
Vitae sal — amicitia — «дружба — соль жизни». Я поздравляю вас с успешным окончанием похода!
Д.З. (в рабочем листе)Тест: Какой ты друг?
Индивидуально или в группах подготовить презентацию: Мой класс.
Продолжи фразы:
-Сегодня на уроке я узнал...
-На этом уроке я понял, что…..
- На уроке я научился ……
- Этот урок побудил меня задуматься над …
На столе у вас мишени, отметьте себя на мишени.
И на память о нашем классном часе хочется подарить вам этот ролик)
Приложение №1
ЗАДАЧИ:
- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;
- какие мы одноклассники
- важна ли дружба в жизни
- какой ты друг?
Приложение №2
Рабочий лист ответов. Число:__________
Тема: ____________________________________
Одноклассники ____________________________________________________
__________________________________________________________________Сверстники _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Дружба_____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кластер: «Образ одноклассников и одноклассниц»
3. Важные качества, которые помогают быть хорошим другом (подругой):
__________________________
__________________________
__________________________
Домашняя работа:
Пройти тест : «Какой я друг?»
Индивидуально или в группах подготовить презентацию «Мой любимый класс»
Приложение №4
Психологический тест "Хороший ли вы друг?"
1. Вы знаете много забавных и весьма деликатных историй об одном из своих приятелей. Как вы распорядитесь этой информацией?
А) охотно расскажете любому, кто пожелает послушать;
Б) расскажете, не упоминая имен ;
В) оставите при себе.
2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы одолжить у вас дорогой прибор. Как вы поступите?
А) дадите его ;
Б) скажете, что у вас его нет;
В) откажете, объяснив причину .
3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите?
А) скажете, что и без того собирались купить новые
Б) попросите оплатить часы ;
В) устроите скандал
4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы очень не любите. В таком случае:
А) прекратите видеться с другом
Б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения
В) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим
5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:
А) порвете отношения с ним, чтобы эти неприятности не сказались и на вас;
Б) откровенно поговорите с ним, предостережете, дадите полезный совет;
В) продолжите дружбу как ни в чем не бывало.
6. Считаете, что настоящий друг должен
А) делиться с вами всем;
Б) говорить только то, что хочет;
В) держать свои мысли и проблемы при себе.
7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у вас их достаточно, чтобы ему помочь. Вы говорите:
А) возьми их, доставишь мне удовольствие;
Б) вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга - ничто в сравнении с этим ;
В) перебьешься! Надо экономить!
8. Как вы поступите, если хотите занять деньги у друга?
А) намекнете издалека;
Б) без экивоков попросите взаймы;
В) не станете у него просить в надежде, что он сам догадается вам помочь.
9. Друг купил костюм, который, по вашему мнению, ему не идет. Тогда вы
А) прямо выскажете ему свое мнение;
Б) объясните, почему вы считаете эту покупку не очень удачной;
В) воздержитесь от комментариев .
10. Вы считаете, что ваш друг:
А) интеллигентнее вас;
Б) менее интеллигентен, чем вы ;
В) на том же уровне, что и вы.
Обработка и интерпретация результатов теста “Какой вы друг»
В таблице приведены баллы за варианты ответов на каждый вопрос.
№ вопроса | Варианты ответов |
а | б | в |
1 | 4 | 5 | 3 |
2 | 5 | 0 | 3 |
3 | 5 | 4 | 0 |
4 | 5 | 4 | 2 |
5 | 5 | 0 | 3 |
6 | 5 | 3 | 0 |
7 | 4 | 3 | 5 |
8 | 5 | 3 | 1 |
9 | 3 | 3 | 5 |
10 | 1 | 4 | 4 |
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
37-49 –Вы хороший, настоящий друг – внимательный, великолепный, верный, полный сочувствия, но рабски преданный. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы готовы уделить время тому, чтобы попытаться их понять.
27-36 – Вы способны быть хорошим другом, но в определенных рамках вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Если вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе. Вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
13-26 – Вы человек, который берет все и нечего не дает. И если друзья намереваются вас о чем-нибудь попросить, вы уходите в кусты, поэтому настоящих друзей у вас немного, только узкий круг почитателей, которых привлекает какое-то ваше качество.
Приложение №5
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЖАДНЫЙ |