Урок геометрии:
обобщающий урок по теме: "Параллельные прямые
Автор: Громова Татьяна Викторовна
Место работы: МБОУ «ЦО - 38» школа №60
г. Тулы
Преподаваемый предмет: геометрия
Технологическая карта и конспект урока геометрии в 7 классе.
Пояснительная записка.
Школа всегда ориентирована на усвоение учащимися научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Характерной особенностью обучения математике пятиклассников является создание предпосылок для формирования элементов учебной деятельности. В процессе обучения у школьников формируются и развиваются следующие умения: понимать учебное задание и планировать последовательность действий по его выполнению; работать по образцу, плану; выбирать способ разрешения предложенной учебной проблемы; устанавливать соответствие, сравнивать, упорядочивать, измерять, определять "на глаз", описывать, составлять модель.
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке геометрии создает условия для эффективного усвоения обучающимися знаний и формирования УУД. Компьютерная презентации позволяет выстроить урок логично, поэтапно, с использованием визуального сопровождения.
Данный урок проводился мной в 7 классе нашей школы в этом учебном году.
Тема урока: Параллельные прямые
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Учебники, компьютер, мультимедийный проектор
Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на всех этапах урока), технология сотрудничества.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде чертежей,схем, слайдов), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: организация деятельности учащихся по повторению, закреплению, обобщению полученные знания учащихся по данной теме; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Задачи урока:
1. образовательные:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
продолжить формирование умений и навыков по решению задач;
проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков по теме.
2. Развивающие:
совершенствовать, развивать умения и навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
развивать умения и навыки в работе с тестами;
продолжить работу по развитию логического мышления, математической речи и памяти.
3. Воспитательные:
продолжить формирование навыков эстетического оформления записей в тетради и выполнения чертежей;
приучать к умению общаться и выслушивать других;
воспитание сознательной дисциплины;
развитие творческой самостоятельности и инициативы;
стимулировать мотивацию и интерес к изучению геометрии.
2. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, интерактивная доска или экран, презентация, учебник и рабочая тетрадь.
Основные этапы урока:
Организационный этап;
Повторение и обобщение теоретического материала.
Формулировка темы
Решение задач:
а) групповая работа;
в) индивидуальная работа
5. Рефлексия.
Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД (универсальные учебные действия) |
1. Организа- ционный этап. | Психологи-ческая установка на урок. | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ Слайд 5. Прозвенел звонок? Так начнем урок? Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию. | Отвечают на вопросы. | Личностные: – самоопределение; – эмоционально-положительный настрой на урок. Коммуникативные: – планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| Включение учащихся в учебную деятельность. | Слайд 6-7. В качестве разминки давайте попробуем решить математический кроссворд Давайте проверим правильно ли мы разгадали кроссворд? Слайд 8. | Обучающиеся решают кроссворд. Включаются в активную деятельность. | Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать новые понятия |
2. Формулировка темы | Мотивация к учебной деятельности. | Слайд 9. Тема нашего урока зашифрована в ребусе. Разгадайте её. Слайд 10. | Слушают учителя. Разгадывают ребус. Формулируют и записывают тему, дату. | Коммуникативные: –учебного сотрудничества. Познавательные: – умение устанавливать аналогии; – умение действовать по алгоритму. Логические: – анализ объектов с целью выделения признаков; – актуализация мыслительных операций |
4. Повторение и обобщение теоретического материала по теме урока | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Слайд 11-13 Давайте повторим все признаки параллельных прямых. Что необходимо для того, чтобы прямые были параллельны. | По очереди повторяют признаки параллельных прямых | Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать математические понятия и правила |
5. Решение задач: А) групповая работа | Определение границ собственного знания или «незнания». | Слайд 14 Решаем задачи сказочных героев. | Один ученик у доски, остальные пишут в тетради и комментируют ответы ученика у доски | Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать новые понятия |
Б) индивидуальная работа Дифференцированный подход | Практическое применение полученных знаний | Класс делится на две группы: более сильные ученики решают задачу №3, ученики послабее решают задачу №2 Слайд 15-16
| По одному ученику из каждой группы выходят к доске, решают задачу, затем ее представляют одноклассникам | Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Регулятивные: – умение на основе предыдущего опыта формулировать новые понятия |
6. Рефлексия. | Самооценка результатов своей деятельности. | Слайд 17. Достаем листочки, подписываем их, – Оцените свою деятельность на уроке, используя Выражения из таблицы Я очень доволен своей работой Мне надо разобраться в некоторых вопросах У меня много ошибок | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Пишут ту фразу которая им подходит | Коммуникативные: –оценивание учебного сотрудничества. Личностные: – проведение самооценки работы на уроке. |
7 Этап ин-формации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | Задание домашней работы. | Слайд 18 Ребята, я вам дам лист с заданием, его вы забираете с собой. Обратите внимание, что задание рейтинговое, как и проверочная работа, к которой мы сейчас и переходим. Здесь вы сами выбираете, какую задачу решать и сколько при этом баллов вы за нее можете получить, а значит, будет соответствующая оценка. (приложение1) | Изучают домашнее задание. | Личностные: – проведение самооценки работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Самостоятельная работа по теме | Тест. | Ученики получают карточки с небольшим тестом. ( Приложение 2) | Решают задачи на листочках на которых оценивали свою деятельность. | |
8. Подведение итогов урока. | Подведение итогов урока. | Выставление оценок: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились. Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! | Оценивают процесс и результаты деятельности. | Познавательные: – самостоятельное выделение познавательной цели. Регулятивные: – оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
Литература: Литература:
1. Атанасян Л.С.Геометрия 7-9 класс 2001г Издательство «Просвещение»;
2. Мищенко Т.М Тематическое и поурочное планирование по геометрии Издательство «Экзамен» 2009г;