СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Физические и химические явления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс

Тема: Физические и химические явления.

Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point.

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На столе зажженная свеча (слайд № 2)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

 

Учитель: мы с вами изучаем  науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)

 

Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».

 

Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?

  • плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)
  • затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вопрос. Как называются такие явления?

  • горение парафина (свет и выделение тепла).

Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 3)Ученики  записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

План урока: (слайд № 3 ).

  • Явления природы.
  • Сущность физических и химических явлений.
  • Значение физических и химических явлений.
  • Условия возникновения и протекания реакций.
  • Экзо- и эндотермические реакции.

 

  1.  Новый материал.

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (слайды № 4-8)

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) (слайд № 9)

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

  • Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все  параметры или отдельно каждый из них.
  • Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 10-11)

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайды № 12-13)

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты  заносим в таблицу.

 

№ опыта

Название опыта

Результат

1

Растирание кусочка мела.

Физическое явление

2

Разрезание бумаги.

Физическое явление

3

Диффузия перманганата калия.

Физическое явление

4

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.           

Химическое явление

5

Взаимодействие сульфата натрия с  раствором хлорида бария.

Химическое явление

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.                                                                                                            Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.            Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                     Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление?                                                                                            Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.                               

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций: (слайд № 14)

  • Изменение окраски;
  • Образование осадка;
  • Появление запаха;
  • Выделение газа;
  • Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.

 

Учитель.  Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан»(слайд № 15)

- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

Работа с учебником  (О.С. Габриелян.)

 Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. 

 

Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания: (слайд № 16)

  • Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
  • Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

  • Действие электрическим током
  • Облучение светом

 

Учитель:

  • Какое значение имеют физические и химические явления?
  • Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)
  • Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.
  • Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

 

Установите соответствие: (слайды № 17-18)

Вариант 1.  Физические явления: _______

Вариант 2.  Химические явления: _______

  1. Морской прилив;
  2. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
  4. Растворение сахара в воде;
  5. Появление ржавчины на железном гвозде;
  6. Золотую проволоку вытянули в нить;
  7. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  8. Ледяная игрушка весной растаяла;
  9. Высыхание дождевых луж;
  10. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)

Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9

Химические явления: 2,5, 7, 10

 

 Домашнее задание: §3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. (слайд № 19)

 

Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. (слайд № 19)

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось поделиться…

 Для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов. Слайды № 17 – 23

 

Интернетресурсы и литература:

 

 

 

                         

 

                        ,                                        

 

                                     

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Физические и химические явления"»

8 класс

Тема: Физические и химические явления.

Цель урока: формирование химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно – коммуникационной среды

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point.

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

На столе зажженная свеча (слайд № 2)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»


Учитель: мы с вами изучаем  науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)


Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».


Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?

  • плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

  • затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вопрос. Как называются такие явления?

  • горение парафина (свет и выделение тепла).

Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 3)Ученики  записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления.

План урока: (слайд № 3 ).

  • Явления природы.

  • Сущность физических и химических явлений.

  • Значение физических и химических явлений.

  • Условия возникновения и протекания реакций.

  • Экзо- и эндотермические реакции.


  1. Новый материал.

Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?

Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (слайды № 4-8)

В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать. Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (пишут определение в тетрадь) (слайд № 9)

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется в виде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

  • Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние и. При физическом явлении могут изменяться все параметры или отдельно каждый из них.

  • Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. \

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (слайды № 10-11)

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайды № 12-13)

Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.

Полученные результаты заносим в таблицу.



опыта

Название опыта

Результат

1

Растирание кусочка мела.

Физическое явление

2

Разрезание бумаги.

Физическое явление

3

Диффузия перманганата калия.

Физическое явление

4

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Химическое явление

5

Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария.

Химическое явление

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?

Опыт №4.    Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление? Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

Признаки химических реакций: (слайд № 14)

  • Изменение окраски;

  • Образование осадка;

  • Появление запаха;

  • Выделение газа;

  • Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Запись в тетрадь учащегося.


Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).

Для его подтверждения  мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан»(слайд № 15)

- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?

- Дым, пламя огня, раскаленная лава.

Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

Работа с учебником  (О.С. Габриелян.)

Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. 


Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?

Условия протекания: (слайд № 16)

  • Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).

  • Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

  • Действие электрическим током

  • Облучение светом


Учитель:

  • Какое значение имеют физические и химические явления?

  • Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

  • Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

  • Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.


Установите соответствие: (слайды № 17-18)

Вариант 1. Физические явления: _______

Вариант 2. Химические явления: _______

  1. Морской прилив;

  2. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

  4. Растворение сахара в воде;

  5. Появление ржавчины на железном гвозде;

  6. Золотую проволоку вытянули в нить;

  7. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);

  8. Ледяная игрушка весной растаяла;

  9. Высыхание дождевых луж;

  10. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;

Ответы (Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.)

Физические явления: 1, 3, 4, 6, 8, 9

Химические явления: 2,5, 7, 10


 Домашнее задание: §3. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. (слайд № 19)


Рефлексия. В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. (слайд № 19)

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось поделиться…

Для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов. Слайды № 17 – 23

  • «Вулкан»

  • «Дым без огня»

  • «Обугливание крахмала»


Интернетресурсы и литература:


  • http://sl.photo-traveller.net/Foto/Iceland/Iceland2011/115.jpg

  • http://lamut.livejournal.com/69842.html

  • http://glodeni2.ru/02/ch08_02_12.jpg

  • http://sad6sotok.ru/wp-content/uploads/2011/06/opavshie-listya.jpg

  • http://divmir.ru/wp-content/uploads/2012/05/Massa-iz-rasplavlennyih-porod.jpg

  • http://www.lbt.su/uploads/posts/2012-12/1356576243_078c81643af689f711a11f8b780.

  • http://inright.ru/media/3_17.jpg

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6376/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%90%D0%9B%D0%9B%D0%AB

  • http://www.upakovano.ru/articles/420906

  • http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Animation_candle_flame.gif?uselang=ru

  • http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/p91aa1.htm

  • Габриелян О.С. Химия 8 класс. М., Дрофа,2010,

  • Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М., Дрофа, 2005,

  • Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 8 класс, М., Дрофа, 2000.§ 4.10. Горение, с. 95-96

  • Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе. Тверь, 2007




,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!