СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: А.С.Грибоедов. Комедия "Горе от ума"»

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Тема: « Анализ 2 и 3 действия комедии «Горе от ума»

Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Работа над текстом комедии. А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную. (Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия.)

Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:

Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).

Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени». Или как вечные человеческие типы.

Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?

— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

Беседа по содержанию 7-го явления:

— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?

— Как встречает его Софья?

— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)

— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие? В комедии два основных конфликта: любовные, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В I действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.


II. Работа с текстом. Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию. Давайте вспомним чем кончается I действие. Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.) Ответьте на вопросы:

— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?

— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

— Как построил комедию автор?

— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):

— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

— Это люди одной эпохи или разных?

— Что важно для «века минувшего»?

— А что важно для Чацкого?

— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)

— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению?

— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».

— Чем вызван этот протест?

— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?

Изобразим их графически.


— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина?

Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.

Домашнее задание

1. Прочитать 3 и 4 действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.

2. Выучить монолог Чацкого «А судьи кто?»

3.Подготовить сравнение «Века нынешнего» и «века минувшего» в высказываниях представителей.


«Горе от ума» связано с Москвой, возникшей после войны 1812 года. Содержание и персонажи комедии – это эпоха декабристов 1820-х годов. В ней протест против взяточников, чиновником, невежества, лжи, крепостного права. 

А. С. Грибоедов всегда отрицал, что списывал своих героев с реальных лиц, говоря, что карикатуры он ненавидит. Но в образе Чацкого отразились многие черты самого Грибоедова: горячий, порывистый, независимый, свободолюбивый, резкий, горячо и искренне любящий свою Родину.

Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома, своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит: 
- Три года не писал двух слов! 
И грянул вдруг как с облаков. 
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит: 
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой, 
И дым Отечества нам сладок и приятен! 

Речь его кипит умом и остроумием. У него есть сердце и он честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем горничная Лиза: 
- …Кто так чувствителен, и весел, и остер, 
Как Александр Андреич Чацкий! 
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем: 
- Ах! Злые языки страшнее пистолета. 
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая к себе домой. Он приехал в Москву к Софье, до других ему нет дела. Чацкий приходит к Софье, целует ей руку, радуется свиданию, хочет получить ответные чувства, но не находит их. Встреча с Софьей приносит разочарование. Чацкого поражают две особенности: Софья необыкновенно похорошела и охладела к нему. Она говорит о нем чуть ли не с ненавистью: 
- Не человек, змея! 
Чацкий верит в ее любовь, верит так, что не замечает ее отношения к себе. Но небольшое прояснение происходит после того, как Молчалин упал с лошади. Когда это произошло, Софья вскрикнула: 
- Ах! Боже мой! упал, убился! 
Чацкий понимает, что Софья его не любит, но не осознает этого до конца. Он хочет понять, почему она предпочла подлому, низкому Молчалину умного и смелого Чацкого? 
Софья на протяжении всей комедии сторонится Чацкого, высмеивая его достоинства. Она не оставляет никаких недомолвок, она пряма и искренна и, несмотря на все внимание Чацкого, задает ему вопрос: 
- На что вы мне? 
Теперь уже Чацкий не требует от Софьи ответных чувств, он хочет разобраться в ее поступках, хочет знать достоинства Молчалина, которые увидела в нем. 


В третьем действии он раньше всех приезжает на бал, чтобы откровенно поговорить с Софьей, и задает ей вопрос: 
- Дознаться мне нельзя ли, 
Хоть и некстати, нужды нет: 
Кого вы любите? 

После уклончивого ответа она признается, что ее отталкивает от Чацкого его непохожесть на других. Чацкий и сам это понимает: 
- И я чего хочу, когда все решено? 
Мне в петлю лезть, а ей смешно. 
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он теряет осторожность: 
- Я странен, а не странен кто ж? 
Тот, кто на всех глупцов похож; 
Молчалин, например…

 
Как только Софья услышала это, снова замкнулась. Но после этого в ней растет злобное раздражение… 


Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет понять какие чувства у Молчалина к Софье. Молчалин хитер, и его единственная страсть – сделать карьеру. Софья для него всего лишь способ, чтобы подняться. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие вовсе не глупость. Белинский писал: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды». Даже Софья в увлечении говорит о нем: 
- …Он наконец: уступчив, скромен, тих. 
В лице ни тени беспокойства, 
И на душе проступков никаких, 
Чужих и вкривь и вкось не рубит… 

В ее словах вырисовывается истинный портрет Молчалина: умный, подлый, ничтожный, изворотливый, не имеющий собственных убеждений. Молчалин готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу. Итак, Молчалин – полная противоположность Чацкому. 


Известный монолог Чацкого «А судьи кто?» рожден протестом» его отдают на суд Скалозуба! Но направлен этот монолог и против крепостного права, в нем идет речь об алчной страсти к мундирам и чинам. Чацкого возмущает, что его кто-то осуждает, ему навязывают службу, на что он отвечает: 
- Служить бы рад, прислуживаться тошно. 
- Кто служит делу, а не лицам… 

Чацкий хочет служить Отечеству, рвется к занятиям наукой, к свободной жизни. Он не хочет ни перед кем преклоняться и никогда не станет этого делать. Но Фамусов опасается, говоря о нем: 
- Он вольность хочет проповедать! 
- Да он властей не признает! 

«Не суди да не судим будешь» - гласит народная мудрость. Чацкий – беспощадный судья обычаев «фамусовского» общества, сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, но зато есть много обвинителей. 


На балу Чацкий за короткий срок всех настроил против себя едкими репликами и насмешками. Он дает волю языку: рассердил старуху Хлестову, дал невпопад несколько советов Горичевым, резко оборвал графиню – внучку и опять задел Молчалина. Чацкий выходит из комнаты очень расстроенный и опять идет к Софье, надеялся на сочувствие. Он доверяет ей свое душевное состояние: 
- … мильон терзаний 
Груди от дружеских тисков, 
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, 
А пуще голове от всяких пустяков. 
Душа здесь у меня каким-то горем сжата… 


Он жалуется ей, не подозревая, какой заговор созрел против него. Софья устала от колкостей Чацкого и случайно роняет: 
- Он не в своем уме. 
Ей так проще объяснить язвительность Чацкого. Софья сначала напугалась, но чуть позже ее невольное предательство стало обдуманной местью: 
- А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, 
Угодно ль на себе примерить? 

Софья, друг Чацкого, которую он любит, наносит ему удар в спину. Чацкий поражен! 

Чацкий восклицает: 
- Так! Отрезвился я сполна… 
Что же это: поражение или прозрение? Гончаров сказал так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар количеством силы свежей». 

Что же видит Чацкий вокруг себя? Людей, которые ищут чинов, крестов, выгодной женитьбы. Он озлоблен на всех: 

-… И на весь мир излить всю желчь и всю досаду. 
С кем был! Куда меня закинула судьба! 
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, 
В любви предателей, в вражде неутомимых, 
Рассказчиков неукротимых, 
Нескладных умников, лукавых простяков, 
Старух зловещих, стариков… 
И он уезжает из Москвы: 
- Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. 
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, 
Где оскорбленному есть чувству уголок! 
Карету мне, карету! 

Чацкий обличает ложь и все то, что отжило, все то, что заглушает новую жизнь. Он знает, что воюет и что должна принести ему эта жизнь. 

Изначально прототипом Чацкого был Чаадаев, который высказывал мысли о духовном застое, о национальном самодовольствии, также был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого представлена декабристская молодежь того времени накануне восстания. Слова Чацкого выражают мечтания поколения, мысли, связанные с вопросами прав и занятий молодого человека. Недаром Чацкий прямо говорит о своих трудах и этим самым хочет получить награду за них в любви Софии. Он упоминает о них: 
- Теперь пускай из нас один, 
Из молодых людей, найдется - враг исканий, 
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, 

В науки он вперит ум, алчущий познаний; 
Или в душе его сам Бог возбудит жар 
К наукам творческим, высоким и прекрасным… 
Чацкий говорит о себе как об одном из этих людей. 

Чацкий – чужой среди своих. Именно поэтому он становиться в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников. 
Чацкий - участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества. 

Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» - говорит Софья о Чацком. 
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме». И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле: 
Готов он верить! 
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, 
Угодно ль на себя примерить? 
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и способного возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмеиванием. Но стена между такими как Чацкий И Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а чАцкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а свидом человека, который разочаровался в самом дорогом: 
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок… 
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, 
Где оскорбленному есть чувству уголок… 
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться: 
Вы правы: из огня тот выйдет невредим, 
Кто с вами день пробыть успеет, 
Подышит воздухом одним, 
И в нем рассудок уцелеет
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвегнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого – они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.


В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах. Главный герой видит смысл жизни в служении народу, высказывает неприязнь в отношении крепостного права, что отразилось в его воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных» , обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак, о распроданных крепостных детях, отобранных у родителей. Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности, право выбирать себе занятие: путешествовать, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» . Он утверждает прогрессивные идеи, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Произнося свою речь, Чацкий выступает от всего поколения, которое хочет изменить предрассудки старого общества.

Он негодует, что стоит хоть одному чем-то искренне увлечься и думать не о чинах и деньгах, а о бескорыстном труде на благо родины — будь то в науке или искусстве, как тотчас агрессивная серость стремится подавить эти ростки свежей мысли и чувства, потому что тогда сразу становится ясно всё несоответствие подле­цов и лицемеров нормальному человеческому состоянию.


Мы узнаем, что Чацкий — человек прогрессивный и демократический, личность, полная чувства собственного достоинства. Так, он заявляет Фамусову, что готов служить, но по «новым законам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». 

По мнению же Фамусова, «служить» — это уметь пользоваться возможностями, которые плывут в руки. Да при этом еще нужно помочь обзавестись «теплым местечком» и своим родным, знакомым: «Ну как не порадеть родному человечку!» Сама суть «службы» мало заботит Павла Афанасьевича: «Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой».
Чацкий оценивает людей не по их богатству и связям, а по личным достоинствам — уму, образованности, порядочности. Кроме того, превыше всего Чацкий ставит свободу — в мыслях, чувствах, поступках. Он выступает за свободу выбора в занятиях (служить или не служить), в чувствах, вообще в жизни.


Анализ 4 действия.

Звучит вальс Грибоедова.

  1. Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

  2. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

  1. Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

1.В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

2.Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

3.Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

4.Как это их характеризует?

5.Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

6.Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

7.Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя. (Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

Слово учителя. В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради. «Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

-Кто такой Репетилов? Чтение явл. 17 ( Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Учитель. Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

Прослушивание монолога Чацкого. ... Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!