Учебник: Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Н. Боголюбовa. - М. : Просвещение, 2017
(жирным шрифтом выделены позиции, которые получают учащиеся самостоятельно, при выполнении домашнего задания)
1. Пример задания по теме на каждый уровень усвоения учебного материала (репродуктивный, продуктивный, творческий).
Репродуктивный | Вставьте пропущенные слова (словосочетание) Правовое государство - это форма организации ______________ власти в стране, основанная на ______________ закона, ______________ человека и гражданина. 2. Выберите только один правильный вариант: Что из перечисленного является исключительным признаком правового государства? 1) слаженная работа правоохранительных органов 2) суверенитет в определенных территориальных границах 3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения 4) действие принципа разделения властей 3. Выберите из предложенного признаки правового государства. Ответ запишите цифрами без запятых и пробелов. 1) наличие системы налогов и сборов 2) разделение и независимость ветвей власти 3) система сдержек и противовесов ветвей власти 4) верховенство закона, его равное действие для всех 5) разветвленная система правоохранительных органов 6) соотношение национальной валюты с валютами других стран 4. Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ГОСУДАРСТВА | A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами Б) независимость судов от исполнительной власти B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права Г) взаимная ответственность государства и гражданина Д) верховенство права (закона) в обществе | 1) только правовое государство 2) государство любого типа | |
Продуктивный | 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правовом государстве. 2. Составь схему “Высшие органы государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган” Сравните ОГВ РФ и других стран (названия, полномочия) (2-3 страны на выбор) |
Творческий | Мини-исследовательская работа "Правовое государство в России: миф или реальность" |
2. Домашнее задание, размещённое на портале дневник.ру.
Деятельность на уроке.
Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Начало урока |
Приветствие, Мотивация «Садитесь. А, впрочем, нет, стойте! Только от меня будет зависеть ваше поведение сегодня. Вы будете делать то, что я хочу. И если я захочу, вы будете стоять весь урок!... А, теперь, ребята, вздохните с облегчением, улыбнитесь друг другу. Здравствуйте, можете сесть. Понравилось ли вам приветствие?» | Ответы учащихся (несправедливое, властное, ограничивающее в правах начало урока) |
Актуализация знаний Что не позволяет учителю так относится к учащимся? Что ограничивает учителя? В каком государстве мы ожидаем законного\правового поведения учителя на уроке? В каком государстве мы ожидаем провозглашения прав и свобод человека главной ценностью? Определяем Тему урока: | «закон» «право» «права и свободы учащихся» «обязанности учителя» Провозглашённые / принятые в государстве. « В ПРАВОВОМ» Правовое государство. |
Этап. 1. Разделение на группы. |
Инструкция: Учитель задает вопросы Какой тезис относится к правовому государству? Происхождение прав человека: А) Основные права определяются и устанавливаются человеку государственной властью. Б) Основные права присущи человеку от рождения и закрепляются в законах и других нормативных актах. 2. Главное предназначение права: А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле. Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества. 3. Принцип правового регулирования: А) "Разрешено все, что не запрещено законом". Б) "Запрещено все, кроме официально разрешенного” По ответам разделяю класс на три группы: Ответы | ААБ | АББ/БББ/ААА | ББА | группы | 1 | 2 | 3 | | Учащиеся отвечают на отдельном листе. Проверяют ответы Делятся на группы |
Этап.2. Постановка учебной задачи. Распределение заданий. Выполнение заданий. |
Группа 1. Смотрит видео Выполняет интерактивный тренажер Оформляет конспект в тетради | Получение информации Закрепление полученной информации (фиксация письменно, отработка) |
Группа 2. Создание схемы «Высшие органы государственной власти Российской Федерации» Укажите, какой орган представляет какую ветвь власти. Сравните ОГВ РФ и других стран (названия, полномочия) (2-3 страны на выбор) Ответ оформить на слайде в программе Microsoft PowerPoint. | Распределить обязанности. Составить план работы. Поиск информации. Оформление схемы. Создание Слайда. |
Группа 3. Мини-исследовательская работа "Правовое государство в России: миф или реальность" Рассмотрите основные признаки правового государства относительно их существования в Российской Федерации. Ответ оформить в программе Microsoft PowerPoint | Распределить обязанности. Составить план работы. Поиск информации. Оформление схемы. Создание презентации. |
Этап.3. Представление результата работы групп. |
Руководит самооценкой обучающихся. | Группа: Представляет работу Делает вывод Оценивает свою работу |
Этап.4. Подведение итогов |
В России в декабре 1993 года в результате референдума была принята Конституция РФ, которая в 1 статье определила наше государство как правовое. Известный швейцарский юрист К. Экштайн, хорошо знакомый с конституциями многих стран мира, считает, что наиболее современной в настоящий момент является Конституция РФ. Однако он подчеркивает, что многое из того, что записано в Конституции, к сожалению, не реализуется. В этом, по его мнению, есть вина россиян. В течение одной минуты вы, посовещавшись в группах, должны дать ответ на вопрос: «В чем же вина россиян?» | не знают конституции, поэтому не умеют цивилизованно отстаивать свои права; не хотят участвовать в выборах, тем самым, проявляя безразличие к судьбе страны; не проявляют своей позиции в решении сложных политических проблем и т.д. |
Рефлексия |
Какие выводы вы сделали для себя сегодня? Необходимо ли нам правовое государство или можно обойтись без него? | Ответы учащихся |
Домашнее задание Параграф 4. Ответы на вопросы. | Записывают д/з Заполняют листы оценки урока. |