СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окр миру в 3 классе "Природное сообщество лес- единство живой и неживой природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по теме "Природное сообщество лес- единство живой и неживой природы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок с применением ИКТ и игровых технологий. Представлен планируемый результат и прописаны критерии оценивания учеников.Урок способствует развитию УУД:коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окр миру в 3 классе "Природное сообщество лес- единство живой и неживой природы»»

Окружающий мир (УМК «Перспективная начальная школа»)


Ф.И.О. учителя Краева Ольга Владимировна

Класс 3

Тема урока: «Природное сообщество лес- единство живой и неживой природы»

Тип урока: ОНЗ с применением ИКТ и игровых технологий

Оборудование: презентация, хрестоматия, картинки травянистых растений, энциклопедический словарь в Интернете,

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.

карточка с заданиями, взятыми из тетради для самостоятельной работы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. –М.:Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.


Цель (для учителя)

Цель (для обучающихся)

Планируемый результат

Критерии оценки


Организовать работу по знакомству с природным сообществом – лес, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны.

Познакомиться с природным сообществом – лес, с его обитателями и раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы.

Знание существенных признаков леса и его обитателей. Умение различать вредителей и полезных животных леса. Умение составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы.

Знание представителей растительного и животного мира природного сообщества –лес.

Умение называть растения леса.

Умение называть животных леса.

Умение составлять цепи питания



Задачи (для учителя)

Задачи (для обучающихся)




1. Формировать представления у учащихся о лесе, как о природном сообществе, о взаимосвязи живой и неживой природы.

2.Познакомить с разнообразием живых организмов данного природного сообщества.

3.Формировать умение ориентироваться в книге и находить ответы на вопросы.

4.Формировать умение добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, делать обобщения.

5.Обеспечить наглядное представление нового материала в виде презентации

6.Формировать умение применять полученные знания в ходе самостоятельной работы

7.Учить оценивать свою деятельность по критериям

8.Развивать умение рассуждать и делать выводы.

9.Развивать познавательный интерес

10.Воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

1.Объяснить значение слова сообщество

2.Узнать о растениях леса.

3.Узнать о животных леса.

4.Составить цепи питания.

5.Применить полученные знания в ходе самостоятельной работы.

6.Оценить свою работу.














































































Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.




Фронт

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, окружающий у нас!

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.


Познавательные УУД

Общеучебные (контроль процесса)


Актуализация

знаний

обучающихся

Повторить тему предыдущего урока


- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Да», «нет»

Учитель читает вопросы, если на вопрос ответ «да» ставят +, если ответ «нет» -

1. Входит ли в состав почвы воздух?

2. Можно ли почву отнести только к живой природе?

3. Животные, обитающие в почве, повышают её плодородие?

4.Правда ли что на прокаленной почве растения не растут?

5. Правда ли что цвет почве придает перегной?

- Проверим правильность выполнения задания.


Взаимоконтроль

Наблюдение.

Групп

Фронт

Контролирует правильность выполнения задания.

Подводит итог.


Работая в группе, обсуждают правильность выбранных слов.

Заполняют таблицу.


Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищами в группе.

Познавательные УУД

Логические (подведение под понятие)

Определение темы урока

Определить тему урока

- Сегодня мы начнём изучать главу «Природные сообщества».

Прочитайте тему урока в учебнике «Лес и его обитатели»

Работа с книгой.

Наблюдение.

Инд.

Фронт

Слушает ответы,

контролирует и вносит коррективы в случае необходимости.


Смотрят в учебник,

определяют тему урока, проговаривают её вслух.



Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели)

Сформулировать цель урока на основе темы. Определить задачи.

-Определим цель нашего урока (познакомиться с природным сообществом – лес, с его обитателями и раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы)

- Поставим задачи урока:

*Объяснить значение слова сообщество

*Узнать о растениях леса.

*Узнать о животных леса.

*Составить цепи питания.

*Применить полученные знания в ходе

самостоятельной работы.

*Оценить свою работу.


- Найдём значение слова «сообщество»? (Работа со словарями Интернета) Слайд

- Прочитайте про себя определения и выберите ту информацию, где объясняется лес, как природное сообщество

Слайд

- Докажите, почему выбрали именно это определение?

Эвристич беседа.

Фронт.

Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует

известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулировании цели и задач урока.

Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока вслух.

Регулятивные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразование (учебная мотивация)

Познавательные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Извлечение необходимой информации из дополнительных источников

Умение проводить доказательства


.


Открытие новых знаний
























































































Обеспечить получение обучающимися информации из разных источников.

Учить выполнять действия по изучению нового природного сообщества по плану.

План изучения природного сообщества:

1.Растения …

2.Животные …

3.Цепи питания…

- Переходим ко 2-ой задаче урока: Познакомиться с растениями леса.

-В лесу существуют этажи. Назовите их

(деревья, кустарники, кустарнички, травы, грибы, мхи, лишайники) Слайд

Деревья делятся на две группы. Назовите их.

Игра «Определи дерево по листьям» Слайды

- Назовите кустарники и кустарнички леса.

Игра «Определи по внешнему виду кустарник и кустарничек» Слайд

-Используя учебник, назови травянистые растения леса.

Работа в парах

Игра «Раздели травянистые растения на 2 группы: ядовитые и лекарственные» Слайд

- Какие растения составляют самый нижний ярус? Слайд

Вывод.

Интеракт.

Частично-

поисковый



Груп-

повая.

Фронт.

Предлагает работу по извлечению информации из учебника

Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.
















Работая в группе, находят ответы на заданные вопросы.




















Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Умение продуктивно взаимодействовать в группе.

Познавательные УУД

-Построение логической цепи рассуждений.

-Извлечение необходимой информации из учебника.

-Знаково- символические действия: заполнение таблицы.

Регулятивные УУД

Использование речи для регуляции своего действия.














































Формировать умение работать в группе, умение слышать и понимать товарища; извлекать необходимую информацию из учебника














Формировать умение слушать товарища; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительного источника-хрестоматии


Работаем по 3-ей задаче урока. Изучаем животных леса

1 группа Работа с учебником Назвать хищных зверей леса Слайд


2 группа Работа с учебником Назвать травоядных и всеядных зверей леса Слайд

Игра «Определи по внешнему виду птицу леса» Слайд

Работа в группах:

1 гр Прочитайте по учебнику о насекомых леса.

2 гр Найдите в хрестоматии интересные сведения о насекомых леса.

Проверка Слайд

- Будет ли жизнь животных леса зависеть от растений?

-Будет ли жизнь животных зависеть от неживой природы?

Вывод: жизнь животных леса зависит от неживой природы.



























-Работают с учебником











Рассказы учащихся

Формировать умение слушать товарища; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительного источника.



Сообщение ученика о грибах лесов нашей местности. Слайд

-Прочитайте по слайду Зачем нужны лесу грибы?


Вывод.

Вывод: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы, которая оказывает существенное влияние на произрастание растений и существование животных.




1 уч-ся рассказывает о грибах лесов нашей местности, остальные – рассматривают иллюстрации на слайде

Формировать умение применять и использовать полученные

знания под руководством учителя


Задача 4 Составьте цепи питания, пользуясь учебником.

(Определение: Цепи- это цепочки разных живых организмов) Проверка по слайду

Вывод: Нарушение цепей питания может привести к исчезновению растений или животных.

-Установим связь живой и неживой природы. Для этого представим, как выглядит лес в разные времена года.

- Можно ли лес назвать природным сообществом?


Фронт.



Познавательные УУД

-Построение логической цепи рассуждений.

-Установление сходства и различия

-Подведение под понятие


Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками






Формирование первичных умений на основе самоконтроля
































Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные

знания.




Самостоятельная работа на карточках


- Выделим критерии оценивания:

1.Знание представителей животного и растительного мира.

2. Умение выделять растения леса

3. Умение выделять животных леса

4. Умение составлять цепи питания

-Оцените свои знания по каждому критерию и отметьте на волшебной линейке уровень знаний.

Задания:

1)Подчеркните растения леса: Ель, берёза, малина, крушина, рожь, черника, кувшинка, сосна, смородина, ландыш.

2)Подчеркните животных леса: Белка, карась, дятел, утка. волк, жук-олень, кабан, майский жук, зяблик, щеглы.

3) Устно составьте 2цепи питания, которые сложились в лесу
















Самостоятельная

работа


Инд.

Предлагает задание для самостоятельной работы, слушает критерии оценивания,

прогнозирование результата.

Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях.




Знакомятся с заданием, предлагают

критерии оценивания,

прогностическую самооценку.





Отмечают на волшебных линейках уровень своих знаний




Комментируют выполнение задания «про себя», сопоставляют усвоенный способ действий и реальный процесс



Познавательные УУД

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные УУД

Осуществлять самоконтроль и контроль, прогнозирование результатов.

Рефлексивно-оценочный














Обеспечить условия для пооперационного контроля хода выполнения задания. Формировать умение оценивать себя.

Проверка (по слайду …)

- Растения леса:

- Животные леса:

- Устно называют цепи питания.




Самостоятельный контроль по слайду.

Фронт.

Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях.

Организует проверку по образцу.

Слушает ответы детей.

Акцентирует внимание на конечном результате

Обобщает обнаруженные ошибки. Организует работу по внесению соответствующих исправлений.

Сверяют результат с образцом.

Выполняют ретроспективную

самооценку.

Сообщают результаты. Исправляют ошибки, вносят необходимые коррективы в действие.


Анализируют свои действия.

Регулятивные УУД Умение поиска и выделения нужной информации.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Формировать умение устанавливать причинно –следственные связи

(Устно) игра «Подумай»

Что произойдет с лесом, если:
1.Уничтожат всех волков…
2.Вырубят деревья...

Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь леса, потому что любое вмешательство в природное сообщество отразится на самом человеке. Например, разорение гнёзд – приведет к исчезновению птиц. Уничтожение волков- в лесу будет много больных животных, т.т. волки являются санитарами леса.





Личностные УУД

Умение дать адекватную оценку происходящему

Регулятивные УУД

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Познавательные УУД

Установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений.


Домашнее задание

Обеспечить условия для самостоятельного выбора домашнего задания.




Предлагает задания по выбору

обязательное: Подготовить пересказ по учебнику и дополнительное: Подготовить рисунки по теме «Природное сообщество- лес»

Воспринимают информацию

Личностные УУД осмысление

Итог урока

Подвести итог урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Все ли задачи урока

выполнили?

-Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Беседа

Фронт.

Слушает ответы.

Зачитывает стихотворение Слайд

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!


Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Переформулируют недостатки в позитивные цели.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Регулятивные УУД

Умение удерживать цель


Личностные УУД

Умение дать адекватную оценку происходящему


Характеристика этапов урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!