Ф.И.О. учителя Краева Ольга Владимировна
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.
карточка с заданиями, взятыми из тетради для самостоятельной работы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. –М.:Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. | | | Фронт | Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, окружающий у нас! - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне | Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах. | Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) |
Актуализация знаний обучающихся | Повторить тему предыдущего урока | - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Игра «Да», «нет» Учитель читает вопросы, если на вопрос ответ «да» ставят +, если ответ «нет» - 1. Входит ли в состав почвы воздух? 2. Можно ли почву отнести только к живой природе? 3. Животные, обитающие в почве, повышают её плодородие? 4.Правда ли что на прокаленной почве растения не растут? 5. Правда ли что цвет почве придает перегной? - Проверим правильность выполнения задания. | Взаимоконтроль Наблюдение. | Групп Фронт | Контролирует правильность выполнения задания. Подводит итог. | Работая в группе, обсуждают правильность выбранных слов. Заполняют таблицу. | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищами в группе. Познавательные УУД Логические (подведение под понятие) |
Определение темы урока | Определить тему урока | - Сегодня мы начнём изучать главу «Природные сообщества». Прочитайте тему урока в учебнике «Лес и его обитатели» | Работа с книгой. Наблюдение. | Инд. Фронт | Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимости. | Смотрят в учебник, определяют тему урока, проговаривают её вслух. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации |
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) | Сформулировать цель урока на основе темы. Определить задачи. | -Определим цель нашего урока (познакомиться с природным сообществом – лес, с его обитателями и раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы) - Поставим задачи урока: *Объяснить значение слова сообщество *Узнать о растениях леса. *Узнать о животных леса. *Составить цепи питания. *Применить полученные знания в ходе самостоятельной работы. *Оценить свою работу. - Найдём значение слова «сообщество»? (Работа со словарями Интернета) Слайд - Прочитайте про себя определения и выберите ту информацию, где объясняется лес, как природное сообщество Слайд - Докажите, почему выбрали именно это определение? | Эвристич беседа. | Фронт. | Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулировании цели и задач урока. | Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока вслух. | Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразование (учебная мотивация) Познавательные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Извлечение необходимой информации из дополнительных источников Умение проводить доказательства . |
Открытие новых знаний | Обеспечить получение обучающимися информации из разных источников. Учить выполнять действия по изучению нового природного сообщества по плану. | План изучения природного сообщества: 1.Растения … 2.Животные … 3.Цепи питания… - Переходим ко 2-ой задаче урока: Познакомиться с растениями леса. -В лесу существуют этажи. Назовите их (деревья, кустарники, кустарнички, травы, грибы, мхи, лишайники) Слайд Деревья делятся на две группы. Назовите их. Игра «Определи дерево по листьям» Слайды - Назовите кустарники и кустарнички леса. Игра «Определи по внешнему виду кустарник и кустарничек» Слайд -Используя учебник, назови травянистые растения леса. Работа в парах Игра «Раздели травянистые растения на 2 группы: ядовитые и лекарственные» Слайд - Какие растения составляют самый нижний ярус? Слайд Вывод. | Интеракт. Частично- поисковый | Груп- повая. Фронт. | Предлагает работу по извлечению информации из учебника Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. | Работая в группе, находят ответы на заданные вопросы. | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищем. Умение продуктивно взаимодействовать в группе. Познавательные УУД -Построение логической цепи рассуждений. -Извлечение необходимой информации из учебника. -Знаково- символические действия: заполнение таблицы. Регулятивные УУД Использование речи для регуляции своего действия. |
Формировать умение работать в группе, умение слышать и понимать товарища; извлекать необходимую информацию из учебника
Формировать умение слушать товарища; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительного источника-хрестоматии | Работаем по 3-ей задаче урока. Изучаем животных леса 1 группа Работа с учебником Назвать хищных зверей леса Слайд 2 группа Работа с учебником Назвать травоядных и всеядных зверей леса Слайд Игра «Определи по внешнему виду птицу леса» Слайд Работа в группах: 1 гр Прочитайте по учебнику о насекомых леса. 2 гр Найдите в хрестоматии интересные сведения о насекомых леса. Проверка Слайд - Будет ли жизнь животных леса зависеть от растений? -Будет ли жизнь животных зависеть от неживой природы? Вывод: жизнь животных леса зависит от неживой природы. |
| | |
-Работают с учебником
Рассказы учащихся |
Формировать умение слушать товарища; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительного источника. | Сообщение ученика о грибах лесов нашей местности. Слайд -Прочитайте по слайду Зачем нужны лесу грибы? Вывод. Вывод: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы, которая оказывает существенное влияние на произрастание растений и существование животных. | | | | 1 уч-ся рассказывает о грибах лесов нашей местности, остальные – рассматривают иллюстрации на слайде |
Формировать умение применять и использовать полученные знания под руководством учителя | Задача 4 Составьте цепи питания, пользуясь учебником. (Определение: Цепи- это цепочки разных живых организмов) Проверка по слайду Вывод: Нарушение цепей питания может привести к исчезновению растений или животных. -Установим связь живой и неживой природы. Для этого представим, как выглядит лес в разные времена года. - Можно ли лес назвать природным сообществом? | | Фронт. | | | Познавательные УУД -Построение логической цепи рассуждений. -Установление сходства и различия -Подведение под понятие Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Формирование первичных умений на основе самоконтроля | Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. | Самостоятельная работа на карточках - Выделим критерии оценивания: 1.Знание представителей животного и растительного мира. 2. Умение выделять растения леса 3. Умение выделять животных леса 4. Умение составлять цепи питания -Оцените свои знания по каждому критерию и отметьте на волшебной линейке уровень знаний. Задания: 1)Подчеркните растения леса: Ель, берёза, малина, крушина, рожь, черника, кувшинка, сосна, смородина, ландыш. 2)Подчеркните животных леса: Белка, карась, дятел, утка. волк, жук-олень, кабан, майский жук, зяблик, щеглы. 3) Устно составьте 2цепи питания, которые сложились в лесу |
Самостоятельная работа | Инд. | Предлагает задание для самостоятельной работы, слушает критерии оценивания, прогнозирование результата. Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях. | Знакомятся с заданием, предлагают критерии оценивания, прогностическую самооценку. Отмечают на волшебных линейках уровень своих знаний Комментируют выполнение задания «про себя», сопоставляют усвоенный способ действий и реальный процесс | Познавательные УУД Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные УУД Осуществлять самоконтроль и контроль, прогнозирование результатов. |
Рефлексивно-оценочный | Обеспечить условия для пооперационного контроля хода выполнения задания. Формировать умение оценивать себя. | Проверка (по слайду …) - Растения леса: - Животные леса: - Устно называют цепи питания. | Самостоятельный контроль по слайду. | Фронт. | Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях. Организует проверку по образцу. Слушает ответы детей. Акцентирует внимание на конечном результате Обобщает обнаруженные ошибки. Организует работу по внесению соответствующих исправлений. | Сверяют результат с образцом. Выполняют ретроспективную самооценку. Сообщают результаты. Исправляют ошибки, вносят необходимые коррективы в действие. Анализируют свои действия. | Регулятивные УУД Умение поиска и выделения нужной информации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) |
Формировать умение устанавливать причинно –следственные связи | (Устно) игра «Подумай» Что произойдет с лесом, если: 1.Уничтожат всех волков… 2.Вырубят деревья... Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь леса, потому что любое вмешательство в природное сообщество отразится на самом человеке. Например, разорение гнёзд – приведет к исчезновению птиц. Уничтожение волков- в лесу будет много больных животных, т.т. волки являются санитарами леса. | | | | | Личностные УУД Умение дать адекватную оценку происходящему Регулятивные УУД Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) Познавательные УУД Установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений. |
Домашнее задание | Обеспечить условия для самостоятельного выбора домашнего задания. | | | | Предлагает задания по выбору обязательное: Подготовить пересказ по учебнику и дополнительное: Подготовить рисунки по теме «Природное сообщество- лес» | Воспринимают информацию | Личностные УУД осмысление |
Итог урока | Подвести итог урока. | - Какую цель мы ставили в начале урока? - Все ли задачи урока выполнили? -Как вы можете оценить свою работу на уроке? | Беседа | Фронт. | Слушает ответы. Зачитывает стихотворение Слайд Призываю всех вас я: Каждый кустик берегите, Без нужды костры не жгите, Цените каждую травинку И на листике дождинку. Сбережём ЛЕС от огня Для тебя и для меня. Красота живая – ЛЕС, Пусть растет он до небес! | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Переформулируют недостатки в позитивные цели. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные УУД Умение удерживать цель Личностные УУД Умение дать адекватную оценку происходящему |