МБОУ СОШ №9
Класс: 3 «в»
Учитель: Мутасова Ольга Ниловна
Тема: «Природное сообщество болото»
Тип: комбинированный
Цели и задачи :
-познакомить детей с флорой и фауной сообщества болото;
-раскрыть понятие «болото»;
-формирование интереса к познанию окружающего мира;
-развивать мышление, воображение и наблюдательность учащихся;
-воспитывать любовь к природе и эстетические чувства учащихся.
Предметные универсальные учебные действия
- находить на карте болота;
-объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества;
-приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества;
-знать правила поведения на болоте;
-устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте;
-сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)
как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах);
Оборудование: презентация по данной теме, учебник «Окружающий мир» 3 класс (Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков) , раздаточный материал(для работы в парах),рассказ В. Бианки «Страшный цветок».
Этап урока | Ход урока | Примечание |
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. | -Здравствуйте, дети! Напомню вам, что меня зовут Мария Геннадьевна! Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира! -Садитесь, девочки! -А теперь садитесь, мальчики! | (1 мин.)
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
| -А урок наш мы начнём со стихотворения! Ребята, давайте все дружно прочитаем это стихотворение: Любите родную природу- Озёра, леса и поля, Ведь это же наша с тобою Навеки земля. На ней мы родились, Живём мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. -Молодцы, ребята! А какие природные сообщества встречаются в данном стихотворении? (озеро, леса, поля) -Отлично! А какие ещё природные сообщества вы знаете?(луг, лес, поле) -Ребята, а как вы думаете, что такое природное сообщество? Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. |
Слайд 1
(5-7 мин.)
Слайд2
Слайд3 |
Постановка темы и цели. Введение в тему. | -Итак, ребята сейчас я загадаю загадаю вам одну очень интересную загадку, а вы в свою очередь попытайтесь отгадать её! Слушаем все внимательно, читаю один раз! Это место для лягушек. Здесь нет улиц, нет избушек. Лишь –куда ни поглядишь- Кочки, ряска и камыш. -Ребята, кто догадался о чём идёт речь? (о болоте) -Значит, тема нашего сегодняшнего урока называется?(болото) -Итак, кто знает «что же такое болото»? (Болото-топкое место со стоячей водой) -А кто из животных живёт на болоте? Какие там растения растут? Какую пользу нам приносит болото? Можно ли обойтись без этого прир. сообщества? |
(8-10 мин.)
Слайд 4 |
Работа в парах (по карточкам) | Всё это очень, очень скоро узнаем! А сейчас давайте поработаем в парах! Каждой паре я положила на парту домик, который называется «болото» и в этом домике вы видите три комнаты : растения, животные и птицы. А теперь посовещавшись между собой поселите в каждую комнату по два жителя, которые по вашему мнению живут в болоте. Начали! | (2-3 мин) |
| Физминутка На болоте две подружки – Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Лапками топали, лапками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Вам, друзья, физкультпривет. |
(3 мин.) |
Проверка работ Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация) | Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация): В сенокос-горька, А в мороз-сладка. Что за ягодка? -Правильно, это КЛЮКВА! Ягоды клюквы становятся красными только поздней осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды имеют широкое применение, их заготавливают в больших количествах. Они богаты витаминами, прекрасно хранятся. Из них приготавливают варенье, кисели, напитки и т.д. -На болоте также встречаются растения –хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ. Это растение называется Росянка. Давайте послушаем, что пишет о ней Виталий Бианки(рассказ «Страшный цветок») -Большая выпь. Эта птица имеет длинные ноги и длинную шею, большой острый клюв. Питается она рыбой, лягушками и червями. Заметив врага, птица искусно затаивается: она вытягивается во весь рост, подняв кверху клюв, и не двигается долгое время. Её длинная фигура желтоватых тонов с чёрным рисунком на брюшке и спине становится совсем незаметной среди жёлтых стеблей тростника. -Ребята, что общего во внешнем виде всех этих птиц (у всех длинные ноги) -Как вы думаете, зачем птицам это необходимо? (удобнее ходить по болоту) -Какие ещё приспособления имеют птицы, живущие на болоте? (длинный клюв, чтобы доставать пищу из воды. Все хорошо летают. Некоторые ещё и плавают) Трав копытами не касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко!(Лось) -Ребята, а лось живёт на болоте? Крупным животным трудно жить на болотах и они заходят сюда в поисках пищи. -Почему лось не проваливается в болотах?(на копытах есть кожистая перепонка, которая не даёт ему проваливаться) -Торф. Это остатки погибших растений, разложившиеся на дне без доступа воздуха, а также это топливо, удобрение и сырьё на химических заводах. |
(20 мин.)
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8(болотные птицы) |
Закрепление изученого | В болотах хватает места и пищи всем : и растениям, и животным- птицам, рыбам, земноводным и даже пресмыкающимся. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвётся звено, исчезнет один из видов-постепенно будут исчезать и остальные. -Ребята, болото – это не просто природное сообщество, а очень хорошая лечебница. Почему? Да потому что здесь берут начало ручьи и реки, болото- это хранилище и фильтр воды) -А как надо охранять болота? (не осушать без надобности, не нарушать жизнь сообщества) | Слайд 11
(10 мин.)
Слайд 12 |
Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученного | Блицопрос: 1)О, сколько бусинок багряных Рассыпаю-не сосчитать! Мхи на болотистых полянах Коврами кажутся опять. (Клюква) 2)Росли на болоте растения… Теперь это топливо и удобрения. (Торф) 3)Кто хозяева болот? (Лягушки) |
(3 мин.) |
Итог урока. Рефлексия | Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести итог! -Что бы вам хотелось ещё узнать о болоте? -Болота несут пользу человеку? -Что нового вы узнали о болоте? -Ребята, а как образуются болота?(чтение рассказа В. Мезенцева) Рождение болота. Пока озеро молодо, вода в нём чистая, прозрачная, по берегам нет зарослей камыша и осоки. Но годы идут, и вид водоёма постепенно изменяется. Каждый год потоки дождевой воды и речки, впадающие в озеро, приносят много ила, песка и глины. Понемногу озеро всё больше и больше мелеет, начинает зарастать травой. Поверхность его всё больше и больше покрывается зеленью. Всё меньше остаётся на озере открытых участков с чистой водой. Умирая, растения и животные падают на дно озера. Многие наблюдали, как изменяется озеро, когда не видишь его несколько лет. Вместо озера с чистой водой и песчаными берегами, вы видите тут и там берег, поросший камышом и осокой; озеро стало мельче. Так приходит старость озера-оно превращается в болото. На месте глубокой воды появляются кочки, густой камыш и тростник, среди которых разбросаны островки! Только станешь на него-и ноги тут же начинают погружаться в густую грязь. Под коварными островками-пропасть, и горе тому, кто станет на их обманчивую поверхность. -А как вы думаете, озеро Байкал может высохнуть? -Что нужно делать для того, чтобы этого не случилось? |
(5-10 мин.)
*Дополнительный этап
Аудиозапись(тихая грустная мелодия) |