СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружаещему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окр миру на тему "Природное сообщество болото"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружаещему миру»

МБОУ СОШ №9

Класс: 3 «в»

Учитель: Мутасова Ольга Ниловна

Тема: «Природное сообщество болото»

Тип: комбинированный

Цели и задачи :

-познакомить детей с флорой и фауной сообщества болото;

-раскрыть понятие «болото»;

-формирование интереса к познанию окружающего мира;

-развивать мышление, воображение и наблюдательность учащихся;

-воспитывать любовь к природе и эстетические чувства учащихся.

Предметные универсальные учебные действия

- находить на карте болота;

-объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества;

-приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества;

-знать правила поведения на болоте;

-устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте;

-сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.)

как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва).

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– воспринимать смысл предъявляемого текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– учитывать другое мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах);

Оборудование: презентация по данной теме, учебник «Окружающий мир» 3 класс (Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков) , раздаточный материал(для работы в парах),рассказ В. Бианки «Страшный цветок».

Этап урока

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети! Напомню вам, что меня зовут Мария Геннадьевна! Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира!

-Садитесь, девочки!

-А теперь садитесь, мальчики!

(1 мин.)





Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности




-А урок наш мы начнём со стихотворения! Ребята, давайте все дружно прочитаем это стихотворение:

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки земля.

На ней мы родились,

Живём мы с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

-Молодцы, ребята! А какие природные сообщества встречаются в данном стихотворении? (озеро, леса, поля)

-Отлично! А какие ещё природные сообщества вы знаете?(луг, лес, поле)

-Ребята, а как вы думаете, что такое природное сообщество?

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.





Слайд 1



(5-7 мин.)













Слайд2







Слайд3




Постановка темы и цели.

Введение в тему.

-Итак, ребята сейчас я загадаю загадаю вам одну очень интересную загадку, а вы в свою очередь попытайтесь отгадать её! Слушаем все внимательно, читаю один раз!

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь –куда ни поглядишь-

Кочки, ряска и камыш.

-Ребята, кто догадался о чём идёт речь? (о болоте)

-Значит, тема нашего сегодняшнего урока называется?(болото)

-Итак, кто знает «что же такое болото»?

(Болото-топкое место со стоячей водой)

-А кто из животных живёт на болоте? Какие там растения растут? Какую пользу нам приносит болото? Можно ли обойтись без этого прир. сообщества?





(8-10 мин.)









Слайд 4

Работа в парах (по карточкам)

Всё это очень, очень скоро узнаем! А сейчас давайте поработаем в парах! Каждой паре я положила на парту домик, который называется «болото» и в этом домике вы видите три комнаты : растения, животные и птицы. А теперь посовещавшись между собой поселите в каждую комнату по два жителя, которые по вашему мнению живут в болоте. Начали!

(2-3 мин)




Физминутка

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет,

Вам, друзья, физкультпривет.




(3 мин.)



Проверка работ Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация)


Дети зачитывают свои варианты. Затем следует рассказ о жителях болота…(презентация):

В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка?

-Правильно, это КЛЮКВА! Ягоды клюквы становятся красными только поздней осенью, перед самой зимой. Только тогда их можно собирать. Ягоды имеют широкое применение, их заготавливают в больших количествах. Они богаты витаминами, прекрасно хранятся. Из них приготавливают варенье, кисели, напитки и т.д.

-На болоте также встречаются растения –хищники. Они приспособились ловить насекомых и других мелких животных и переваривать их для получения необходимых питательных веществ. Это растение называется Росянка.

Давайте послушаем, что пишет о ней Виталий Бианки(рассказ «Страшный цветок»)

-Большая выпь. Эта птица имеет длинные ноги и длинную шею, большой острый клюв. Питается она рыбой, лягушками и червями. Заметив врага, птица искусно затаивается: она вытягивается во весь рост, подняв кверху клюв, и не двигается долгое время. Её длинная фигура желтоватых тонов с чёрным рисунком на брюшке и спине становится совсем незаметной среди жёлтых стеблей тростника.

-Ребята, что общего во внешнем виде всех этих птиц (у всех длинные ноги)

-Как вы думаете, зачем птицам это необходимо? (удобнее ходить по болоту)

-Какие ещё приспособления имеют птицы, живущие на болоте? (длинный клюв, чтобы доставать пищу из воды. Все хорошо летают. Некоторые ещё и плавают)

Трав копытами не касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко!(Лось)

-Ребята, а лось живёт на болоте? Крупным животным трудно жить на болотах и они заходят сюда в поисках пищи.

-Почему лось не проваливается в болотах?(на копытах есть кожистая перепонка, которая не даёт ему проваливаться)

-Торф. Это остатки погибших растений, разложившиеся на дне без доступа воздуха, а также это топливо, удобрение и сырьё на химических заводах.



(20 мин.)



Слайд 5













Слайд 6









Слайд 7







Слайд 8(болотные птицы)

Закрепление изученого

В болотах хватает места и пищи всем : и растениям, и животным- птицам, рыбам, земноводным и даже пресмыкающимся. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвётся звено, исчезнет один из видов-постепенно будут исчезать и остальные.

-Ребята, болото – это не просто природное сообщество, а очень хорошая лечебница. Почему? Да потому что здесь берут начало ручьи и реки, болото- это хранилище и фильтр воды)

-А как надо охранять болота? (не осушать без надобности, не нарушать жизнь сообщества)

Слайд 11



(10 мин.)







Слайд 12

Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученного

Блицопрос:

1)О, сколько бусинок багряных

Рассыпаю-не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять. (Клюква)

2)Росли на болоте растения…

Теперь это топливо и удобрения. (Торф)

3)Кто хозяева болот? (Лягушки)



(3 мин.)

Итог урока. Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок, пора подвести итог!

-Что бы вам хотелось ещё узнать о болоте?

-Болота несут пользу человеку?

-Что нового вы узнали о болоте?

-Ребята, а как образуются болота?(чтение рассказа В. Мезенцева)

Рождение болота.

Пока озеро молодо, вода в нём чистая, прозрачная, по берегам нет зарослей камыша и осоки.

Но годы идут, и вид водоёма постепенно изменяется.

Каждый год потоки дождевой воды и речки, впадающие в озеро, приносят много ила, песка и глины. Понемногу озеро всё больше и больше мелеет, начинает зарастать травой. Поверхность его всё больше и больше покрывается зеленью. Всё меньше остаётся на озере открытых участков с чистой водой. Умирая, растения и животные падают на дно озера.

Многие наблюдали, как изменяется озеро, когда не видишь его несколько лет. Вместо озера с чистой водой и песчаными берегами, вы видите тут и там берег, поросший камышом и осокой; озеро стало мельче.

Так приходит старость озера-оно превращается в болото. На месте глубокой воды появляются кочки, густой камыш и тростник, среди которых разбросаны островки! Только станешь на него-и ноги тут же начинают погружаться в густую грязь. Под коварными островками-пропасть, и горе тому, кто станет на их обманчивую поверхность.

-А как вы думаете, озеро Байкал может высохнуть?

-Что нужно делать для того, чтобы этого не случилось?









(5-10 мин.)



*Дополнительный этап



Аудиозапись(тихая грустная мелодия)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!