5
14.10 Урок окружающего мира
Тема: Кто такие насекомые?
Предметные результаты:
выявить основной признак насекомых; приводить примеры насекомых; узнавать насекомых на рисунке;
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации и извлекать из них информацию о строении насекомых; сравнивать части тела различных насекомых;
осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать многообразие и красоту насекомых.
Оборудование: компьютерная презентация, муравьишка Вопросик, цифра 6, карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха); для каждого ученика ─ карточки-раскраски, сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Класс украшен солнцем, цветами.
Ход урока.
1. Мотивация к учению.
К нам сегодня на урок
Пожалуют те, у кого много ног.
2. Постановка темы и цели урока.
Слайд 2. «Луг»
─ Посмотрите, к нам в класс вернулось лето. Вот веселое солнышко. А здесь расцвели цветы. Где мы?
─ Муравьишка Вопросик нам приготовил нам подсказку.
Л ? Г
Слайд 3.
─ Как мы будем вести себя на лугу? (Не рвать цветы, не ловить бабочек, кузнечиков, не нарушать тишину.) Почему?
─ Ой, а кто спрятался в траве? Кто здесь летает?
Дети называют насекомых на слайде.
─ Назовите одним словом товарищей муравьишки? (насекомые)
─ Как вы думаете, почему этих животных называют насекомыми? (разные варианты ответов)
─ Как вы думаете, какова тема урока? (насекомые)
─ Что бы вы хотели узнать о насекомых? Какую цель деятельности поставим?
(мы узнаем, каких животных называют насекомыми, научимся находить насекомых среди других животных)
3. Знакомство с насекомыми.
─ Муравей Вопросик принес фотографии своих друзей. Посмотрите, какие насекомые разные, красивые, неповторимые!
Слайд 4. Златоглазка.
─ Златоглазки очень красивы. Легкие, нежные, с голубовато-зелеными крыльями, они очень похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце.
Слайд 5. Стрекоза.
─ Летом в теплые дни стрекоза встречается почти повсюду. У стрекозы удивительно большие глаза. А еще стрекоза имеет челюсти, потому что охотится на мух и комаров.
Слайд 6. Жужелица.
─ Жук-жужелица тоже любит теплую погоду. Он помощник огородников, потому что съедает личинок, которые уничтожают урожай.
Слайд 7. Цветочная муха.
─ Любительница цветочного нектара ─ цветочная муха. Она перелетает с цветка на цветок в поисках вкусного лакомства.
Слайд 8. Божья коровка.
─ Маленького красного жучка с черными пятнышками на спине назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого насекомого выступают капельки оранжевой жидкости ─ «молочко». Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки.
─ Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Слайд 9. Бабочки (на слайде в режиме анимации сменяются изображения бабочек)
─ Бабочки, пожалуй, самые нежные и красивые насекомые. Какое разнообразие бабочек летом! Лена, Люба и Егор расскажут нам о бабочках.
Подготовленные учащиеся рассказывают о бабочках.
1 ученик: Королевой красоты среди насекомых можно назвать бабочку. Бабочки, словно ожившие цветы, порхают летом на лугу. Питаются бабочки нектаром. Однако есть такие, которые совсем не едят.
2 ученик: За короткую жизнь бабочка переживает чудесные превращения. Сначала из яичка появляется гусеница. Гусеница питается листьями растений, быстро растет.
3 ученик: Потом гусеница превращается в неподвижную куколку. А уже из куколки вылезет взрослая бабочка, расправит крылья и полетит.
4. Физкультминутка.
─ Бабочка и станет героем нашей физкультминутки.
Выполняем физкультминутку [1]:
Видишь, бабочка летает, (машем руками)
На лугу цветы считает: (считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками)
Сосчитать бы не смогла (считаем пальчики).
5. Работа по теме.
1) Изучение материала по теме урока.
─ Давайте рассмотрим бабочку подробнее.
Слайд 10. Бабочка с указанными частями тела.
─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)
Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 20.
─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар; грудь с крылышками и ножками; брюшко.
─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)
─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)
─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)
─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)
─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?
Слайд 11. Стрекоза и божья коровка.
─ Что общего у стрекозы, божьей коровки и бабочки? ( У них есть голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. Они летают.)
─ А чем они отличаются? (Разная окраска, разная форма тела и крыльев.)
─ Сосчитайте ножки у божьей коровки и у стрекозы. Что вы заметили? (У стрекозы и божьей коровки тоже шесть ног.)
─ Сосчитайте ножки пчелы, кузнечика, жука. (на рисунках на доске)
─ Какой вывод мы можем сделать? (У насекомых шесть ног.)
─ Запомните: у насекомых можно выделить три части тела ─ голова, грудь, брюшко, а главное ─ у насекомых шесть ног. (Повесить цифру 6 рядом с насекомыми.)
─ Наш муравьишка Вопросик тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья.)
─ Сколько ножек у муравьишки? Что вы можете сказать о муравьишке? (У муравьишки шесть ног, значит, муравьишка ─ насекомое.)
2) Закрепление изученного по теме урока.
У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (Слайд 12)
─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы. В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.
─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем ножки.)
Учащиеся выполняют задание.
─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.
Самопроверка: слайд 13.
─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)
─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)
─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)
─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)
─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)
─ Представьте, что мы стали кузнечиками.
6. Физкультминутка. [1]
Зеленые кузнечики,
Поднимайте плечики.(поднимают и опускают плечи)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем (приседания)
Тихо, тихо, высоко
Прыгай на носках легко (прыжки на месте)
7. Задание «Найди насекомое».
─ Какого цвета кузнечик?
─ Подумайте, а почему кузнечик зеленый?
(Кузнечик прячется от птиц в траве. Зеленого кузнечика в зеленой траве трудно заметить.)
Демонстрация слайда 14 с кузнечиком, который прячется в траве.
─ А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему?
Слайд 15. Шмель и оса.
(Своей окраской они предупреждают: «Внимание! Не трогай нас! Мы можем ужалить!»)
─ У вас на партах карточки (карточка-раскраска для индивидуальной работы).
1 ─ 2 ─
3 ─ 4 ─
5 ─ 6 -
─ Положите их перед собой. В этих причудливых линиях спряталось насекомое. Какое? Вы узнаете только после того, как раскрасите картинку по обозначенным цветам. Скажу вам по секрету, насекомое у всех разное.
Учащиеся раскрашивают рисунки по обозначенным цветам.
─ Покажите ваше насекомое. Назовите его.
8. Игра « Узнай насекомое».
─ Откройте учебник на странице 21.
─ Внимательно рассмотрите насекомых. Назовите их.
─ Закройте глаза. Перечислите насекомых, нарисованных в учебнике.
─ Откройте глаза и проверьте, не забыли ли вы кого-нибудь.
Учебники закрыть.
─ А теперь, внимание! Муравьишка Вопросик сфотографировал этих насекомых. Но так как муравьишка еще только учится, фотографии у него не получились. Попробуйте угадать, каких насекомых фотографировал Вопросик.
(Учащиеся угадывают насекомых по фрагментам, слайд 16).
─ Каких насекомых, из тех, что вы сейчас угадали, не было на рисунке в учебнике? (бабочка, жук, стрекоза)
─ А какое насекомое, нарисованное в учебнике не фотографировал Муравьишка? (муху)
9. Беседа о пользе насекомых.
─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)
─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)
─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.
─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)
10. Итог урока.
─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. Слайд 17. «Луг»
─ С кем мы познакомились на уроке?
─ Как их называют одним словом?
─ Понравился ли вам урок?
─ За что себя похвалите?
─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?
─ А мы подарим друзьям муравьишки песню о кузнечике.
(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик». Дети хором поют первый куплет песни.)
─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.