СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

онспект урока по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые" по программе А.А. Плешакова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

5



14.10 Урок окружающего мира

Тема: Кто такие насекомые?


Предметные результаты:

выявить основной при­знак насекомых; приводить примеры на­секомых; узнавать насекомых на рисунке;

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации и извлекать из них информацию о строении насекомых; сравнивать части тела различных насекомых;

осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать мно­гообразие и красоту насекомых.


Оборудование: компьютерная презентация, муравьишка Вопросик, цифра 6, карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха); для каждого ученика ─ карточки-раскраски, сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Класс украшен солнцем, цветами.

Ход урока.


1. Мотивация к учению.

К нам сегодня на урок

Пожалуют те, у кого много ног.

2. Постановка темы и цели урока.

Слайд 2. «Луг»

─ Посмотрите, к нам в класс вернулось лето. Вот веселое солнышко. А здесь расцвели цветы. Где мы?

─ Муравьишка Вопросик нам приготовил нам подсказку.

Л ? Г


Слайд 3.

─ Как мы будем вести себя на лугу? (Не рвать цветы, не ловить бабочек, кузнечиков, не нарушать тишину.) Почему?

─ Ой, а кто спрятался в траве? Кто здесь летает?

Дети называют насекомых на слайде.

─ Назовите одним словом товарищей муравьишки? (насекомые)

─ Как вы думаете, почему этих животных называют насекомыми? (разные варианты ответов)

─ Как вы думаете, какова тема урока? (насекомые)

─ Что бы вы хотели узнать о насекомых? Какую цель деятельности поставим?

(мы узнаем, каких животных называют насекомыми, научимся находить насекомых среди других животных)


3. Знакомство с насекомыми.

─ Муравей Вопросик принес фотографии своих друзей. Посмотрите, какие насекомые разные, красивые, неповторимые!

Слайд 4. Златоглазка.

─ Златоглазки очень красивы. Легкие, нежные, с голубовато-зелеными крыльями, они очень похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце.




Слайд 5. Стрекоза.

─ Летом в теплые дни стрекоза встречается почти повсюду. У стрекозы удивительно большие глаза. А еще стрекоза имеет челюсти, потому что охотится на мух и комаров.

Слайд 6. Жужелица.

─ Жук-жужелица тоже любит теплую погоду. Он помощник огородников, потому что съедает личинок, которые уничтожают урожай.

Слайд 7. Цветочная муха.

─ Любительница цветочного нектара ─ цветочная муха. Она перелетает с цветка на цветок в поисках вкусного лакомства.

Слайд 8. Божья коровка.

─ Маленького красного жучка с черными пятнышками на спине назвали так потому, что при опасности на сгибах ножек этого насекомого выступают капельки оранжевой жидкости ─ «молочко». Это ядовитое молочко отпугивает врагов божьей коровки.

─ Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Слайд 9. Бабочки (на слайде в режиме анимации сменяются изображения бабочек)

─ Бабочки, пожалуй, самые нежные и красивые насекомые. Какое разнообразие бабочек летом! Лена, Люба и Егор расскажут нам о бабочках.


Подготовленные учащиеся рассказывают о бабочках.

1 ученик: Королевой красоты среди насекомых можно назвать бабочку. Бабочки, словно ожившие цветы, порхают летом на лугу. Питаются бабочки нектаром. Однако есть такие, которые совсем не едят.




2 ученик: За короткую жизнь бабочка переживает чудесные превращения. Сначала из яичка появляется гусеница. Гусеница питается листьями растений, быстро растет.


3 ученик: Потом гусеница превращается в неподвижную куколку. А уже из куколки вылезет взрослая бабочка, расправит крылья и полетит.


4. Физкультминутка.

─ Бабочка и станет героем нашей физкультминутки.

Выполняем физкультминутку [1]:

Видишь, бабочка летает, (машем руками)

На лугу цветы считает: (считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать! (прыжки на месте)

За день, за два и за месяц… (шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела (машем руками)

Сосчитать бы не смогла (считаем пальчики).


5. Работа по теме.

1) Изучение материала по теме урока.

─ Давайте рассмотрим бабочку подробнее.

Слайд 10. Бабочка с указанными частями тела.

─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)

Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 20.

─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар; грудь с крылышками и ножками; брюшко.

─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)

─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)

─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)

─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)

─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?


Слайд 11. Стрекоза и божья коровка.

─ Что общего у стрекозы, божьей коровки и бабочки? ( У них есть голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. Они летают.)

─ А чем они отличаются? (Разная окраска, разная форма тела и крыльев.)

─ Сосчитайте ножки у божьей коровки и у стрекозы. Что вы заметили? (У стрекозы и божьей коровки тоже шесть ног.)

─ Сосчитайте ножки пчелы, кузнечика, жука. (на рисунках на доске)

─ Какой вывод мы можем сделать? (У насекомых шесть ног.)

─ Запомните: у насекомых можно выделить три части тела ─ голова, грудь, брюшко, а главное ─ у насекомых шесть ног. (Повесить цифру 6 рядом с насекомыми.)

─ Наш муравьишка Вопросик тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья.)

─ Сколько ножек у муравьишки? Что вы можете сказать о муравьишке? (У муравьишки шесть ног, значит, муравьишка ─ насекомое.)

2) Закрепление изученного по теме урока.

У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (Слайд 12)

─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы. В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.

─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем ножки.)

Учащиеся выполняют задание.

─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.


Самопроверка: слайд 13.

─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)

─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)

─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)

─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)

─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)

─ Представьте, что мы стали кузнечиками.


6. Физкультминутка. [1]

Зеленые кузнечики,

Поднимайте плечики.(поднимают и опускают плечи)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте)

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем (приседания)

Тихо, тихо, высоко

Прыгай на носках легко (прыжки на месте)


7. Задание «Найди насекомое».

─ Какого цвета кузнечик?

─ Подумайте, а почему кузнечик зеленый?

(Кузнечик прячется от птиц в траве. Зеленого кузнечика в зеленой траве трудно заметить.)

Демонстрация слайда 14 с кузнечиком, который прячется в траве.

─ А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему?






Слайд 15. Шмель и оса.

(Своей окраской они предупреждают: «Внимание! Не трогай нас! Мы можем ужалить!»)

─ У вас на партах карточки (карточка-раскраска для индивидуальной работы).



1 ─ 2 ─


3 ─ 4 ─


5 ─ 6 -


─ Положите их перед собой. В этих причудливых линиях спряталось насекомое. Какое? Вы узнаете только после того, как раскрасите картинку по обозначенным цветам. Скажу вам по секрету, насекомое у всех разное.

Учащиеся раскрашивают рисунки по обозначенным цветам.

─ Покажите ваше насекомое. Назовите его.

8. Игра « Узнай насекомое».

─ Откройте учебник на странице 21.

─ Внимательно рассмотрите насекомых. Назовите их.

─ Закройте глаза. Перечислите насекомых, нарисованных в учебнике.

─ Откройте глаза и проверьте, не забыли ли вы кого-нибудь.

Учебники закрыть.




─ А теперь, внимание! Муравьишка Вопросик сфотографировал этих насекомых. Но так как муравьишка еще только учится, фотографии у него не получились. Попробуйте угадать, каких насекомых фотографировал Вопросик.

(Учащиеся угадывают насекомых по фрагментам, слайд 16).




─ Каких насекомых, из тех, что вы сейчас угадали, не было на рисунке в учебнике? (бабочка, жук, стрекоза)

─ А какое насекомое, нарисованное в учебнике не фотографировал Муравьишка? (муху)


9. Беседа о пользе насекомых.

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)


10. Итог урока.


─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. Слайд 17. «Луг»

─ С кем мы познакомились на уроке?

─ Как их называют одним словом?

─ Понравился ли вам урок?

─ За что себя похвалите?

─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?

─ А мы подарим друзьям муравьишки песню о кузнечике.


(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик». Дети хором поют первый куплет песни.)

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!