СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме Экосистема озера

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для ознакомления  обучающихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме; первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

осуществление  преемственности между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме Экосистема озера»


Окружающий мир

Урок-презентация

«Экосистема озера»

(Озеро и его обитатели)

3 класс



Учебник: Вахрушева

«Окружающий мир»

(школа 2100)

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 р.п. Хор

Днепровская Л.Н.



Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме; первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

осуществить преемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)

Задача:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- расширить кругозор обучающихся об окружающем мире;

Учебник. 1 часть страница 44-47

Оборудование:

- Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.

- Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

- Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2)

- Карточки - слова



Структура урока: слайд № 1

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Совместное открытие новых знаний.

  4. Первичное закрепление.

  5. Практическое применение новых знаний.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

  8. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? Интересным наш урок получится при совместной работе.

2. Актуализация знаний.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об экосистеме, о почве.)

- Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы) слайд № 2

-С какими свойствами почвы мы познакомились на прошлом уроке? (Она пропускает воду; в ней есть кислород; в ней содержатся различные вещества: веточки, остатки растений и животных; в ней есть вода). слайд № 3.

- Какую роль в экосистеме играет почва? (В почве завершается круговорот веществ)

на доске - карточки-слова.

единство живая и неживая природа сообщество живые организмы

разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ

- Для определения какого понятия эти слова являются опорными? (Это опорные слова для определения экосистемы)

- Назовите составные части экосистемы. слайд № 4. (Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)


-На какие две части их можно распределить?. (Живая и неживая природа)

слайд № 5.



Живая природа:     

Неживая природа:

Производители

вода

Потребители

воздух

Разрушители

почва

 

горные породы

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.

- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ). слайд № 6.

- Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник стр .29 - цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).слайд № 7.

- Скажите теперь, что такое экосистема? (Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) слайд №8.

ПРОБЛЕМА - Какие экосистемы существуют? слайд № 9.

(Луг, лес, поле, озеро, болото). слайд № 10

- Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:

В голубой котловине лежит зеркало. слайд № 11.

Стекло голубое, рама зленная.

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)

3. Совместное открытие новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

- О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера). слайд № 12.

- Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?

(Предположения детей).

Сообщение ученика

Озера – естественный водоём, замкнутый в берегах.

(сообщение) Велик и разнообразен мир озёр! Среди них есть водоёмы, такие

огромные, как моря, и столь малые, что площадь их исчисляется квадратными метра­ми.

Есть в мире озёра глубокие, как моря, а у дру­гих слой воды измеряется десятками

сантиметров.

И цвет воды у озёр бывает самый разно­образный: светлый, тёмный,

молочный, коричне­вый, оранжевый.

Различны озёра и по своему внешнему облику. Одни заключены в глубоких

крутых провалах, другие окаймлены золотистыми песчаными пляжа­ми или

луговыми берегами.

Во многих озёрах ключом бьёт жизнь. Но есть водоёмы, воды которых мертвы, а берега

лишены растительности.

В одних озёрах вода пресная, а в других — солёная или горько-солёная.

Много озёр на земном шаре. Их можно встре­тить в горах и на равнинах, среди

густых лесов и в знойных песках пустынь, под тропиками, в тундре,

среди ледяного безмолвия Арктики и Антарктиды.

Сколько же озёр на нашей планете? Лишь по самым приблизительным прикидкам

можно сказать, что на Земле не менее десяти миллионов больших, средних, малых

озёр и водохранилищ.


слайд № 13.

Несмотря на такое многообразие озер, их все можно разделить на 2 вида: проточное,

через которое может протекать или вытекать река и бессточное. Большинство глубоких озер

России – проточные.


Б) Постановка задачи урока.

- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Прочитайте самостоятельно диалог между ними.

- Какой возникает вопрос? (Почему озеро превращается в болото?)

- Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?

- Какова задача нашего урока? (Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).

На уроке вы узнаете: слайд № 14.

- Какие организмы живут в озере?

- Какова их роль?

- Можно ли считать озеро экосистемой?

- Как живет экосистема озера?

В) Совместное открытие новых знаний.

- Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станете  исследователями. Работать вы будете в группах. Каждая группа проведёт исследовательскую работу, ответит на вопросы и заполнит таблицу.

Прежде чем начать работу, нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)

Правила работы в группах:

  • говорим вежливо,
    называем собеседника по имени, слайд № 15.
    говорим по очереди, не перебивая друг друга,
    внимательно слушаем,
    если непонятно, переспросите партнера,
    четко высказываем свое мнение,
    соблюдаем порядок на парте,
    уважаем мнение собеседника.

1 стол – 1 группа знакомятся с производителями озёр. Дети получают карточку с заданиями учителя и картинки с изображениями растений озёр ( см. приложение 1).

Карточка 1.

1.Протайте текст учебника на с. 47, по картинкам учебника найдите и подпишите названия растений.( Элодея, хара, одноклеточные водоросли, рогоз, кувшинка.)

2.Запишите в таблицу названия растений.

3. Ответьте на вопросы:

- Где в озере можно встретить производителей? (На поверхности воды, в толще и около воды).

- Какую роль в системе они выполняют?


2 стол – 2 группа знакомятся с потребителями озёр. Дети получают карточку с заданиями учителя и картинки с изображениями животных озёр, сухой корм для рыб ( см. приложение 2).

Карточка 2.

  1. Отгадайте загадки.

  • Полосатые бока и клюёт на червяка.( окунь)

  • Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива. ( щука)

  • Он всем рыбам говорил:
    – Я к зиме зароюсь в ил,
    Буду спать в нём до весны
    И смотреть цветные сны.
    Я не хрюшка, ил – не грязь,
    А зовут меня ... (
    карась)

  • На ромашку у ворот
    Опустился вертолет –
    Золотистые глаза.
    Кто же это?..
    .(стрекоза)

  1. Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, найдите их названия из текста учебника с. 48.(Дафнии, циклопы)

Узнайте как питаются рачки? (Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями).


  1. Используя рисунки на с. 48, составьте цепь питания. (Водоросли – дафнии – плотва – щука).

  2. Запишите в таблицу названия животных озёр.

  3. Ответьте на вопрос:

– Чем питаются потребители озёр? (Производителями, потребителями).

3 стол – 3 группа знакомятся с разрушителями озёр. Дети получают карточку с заданиями учителя и картинки с изображениями разрушителей озёр (см. приложение 3)

Карточка 3.

  1. Отгадайте загадки.

  • Ползёт наоборот, задом наперёд,
    Всё под водой хватает клешнёй
    . (Рак)

  • На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?(Улитка)

Найдите название этому животному. (беззубка, мотыль).


На с. 49 прочитайте о жизни этих животных.

  1. Заполните таблицу.



4.Первичное закрепление (осмысление содержания). Формулирование вывода.

Вопросы каждой группе:

1 группа. слайд 16.

- Живые организмы каких профессий обитают в озере?

- Назовите производителей.

- Где в озере можно встретить производителей?

- Какую роль в системе они выполняют?

2 группа. слайд № 17.

- Кого вы отнесли к группе потребителей?

- Узнайте как питаются рачки?

- Прочитайте цепи питания.

- Чем питаются потребители озёр?

3 группа. слайд № 18.

- Кто выполняет роль разрушителей?

- Назовите разрушителей.

- Что вы узнали о жизни разрушителей?


Вопросы всем группам.

-Если в озере присутствуют организмы всех профессий, то какой вывод можно сделать? (Озеро – это ЭКОСИСТЕМА).

-Но мы должны доказать есть ли взаимосвязь компонентов экосистемы.

-Рассмотрите рисунок на странице 47 ( в учебнике).

- Как связаны организмы в экосистеме озера?(Зелёные стрелки – передача органических веществ. Коричневые – передача минеральных веществ).

- Происходит ли круговорот веществ в озере? (Да).

-Что вас удивляет в этом задании? (Чёрная стрелка).

- Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка? (Мёртвые организмы оседают на дно озера).

- Справляются ли с работой разрушители? (Нет).

- Что происходит с мёртвыми организмами? (Остаются на дне озера).

- Как называются связи между организмами экосистемы озера?( Цепи питания).

- А человека можно вставить в эту цепь питания? Докажите. (Человек является потребителем экосистемы озера).


- Что сильнее боится разрушения: озеро или река? Почему?

- Итак, какой можно сделать вывод по исследованному вами материалу?

Вывод: Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера. слайд № 19.

5.Практическое применение знаний, полученных на уроке.

(Учитель раздаёт каждой группе карточки)

- Установите соответствия. Подберите к левой части подходящую по смыслу правую часть. слайд № 20.

Живой фильтр озёр - это

рогоз

Экосистема - это

беззубка

Если круговорот в экосистеме замкнут не полностью, то

кувшинка, элодея, хара

Растение озера, которое часто называют камышом -

рака, беззубку, мотыля

Санитарами озёр считают

условия в экосистеме постепенно меняются

Вода в озёрах иногда имеет зелёный цвет, потому что

единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот организмы разных профессий

Растения озера - это

скопление воды в природном углублении на суше

Озеро - это

много мельчайших зелёных водорослей (биопланктон)



6.Итог урока.



- Какую экосистему изучали на уроке?

- Удалось нам разобраться, как живет экосистема озера.?

- Какие профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?

- Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

-А что тогда может произойти с озером? (Условия в экосистеме постепенно меняются, озеро загрязняется мёртвыми организмами и зарастает. И именно поэтому рано или поздно появляется другая экосистема).

- Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

- Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята! слайд № 21.

7. Домашнее задание. слайд № 22.

1.Прочитать материал темы № 12 (стр.46-47), тетрадь стр.23 з.1,2.

2.Вы можете подобрать интересный материал об обитателях болот.

Наш урок к концу подходит.

Тот, кто решает – ответы находит.

Вот и мы хорошо потрудились:

Очень многое узнали, добились.

Каждый с целью намеченной справился.

Вам какой вид работы понравился?

СЛАЙД № 23. - Всем спасибо, друзья,

ДО СВИДАНИЯ!

8.РЕФЛЕКСИЯ

-Оцените свою работу на уроке на доске.

СЛАЙД № 24.

  • Зелёный цвет – Я всё понял и готов рассказать другому.

  • Жёлтый цвет – материал темы понял не до конца, ещё остаются вопросы.

  • Красный цвет – ничего не понял по теме урока.











Приложение 1


Карточка 1.


  1. Протайте текст учебника на с. 47. По картинкам учебника найдите и подпишите названия растений.

  2. Запишите в таблицу названия растений.

3. Ответьте на вопросы:


- Где в озере можно встретить производителей?

- Какую роль в системе они выполняют?










Приложение 2.

Карточка 2.

  1. Отгадайте загадки.

  • Полосатые бока и клюёт на червяка.

  • Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.

  • Он всем рыбам говорил:
    – Я к зиме зароюсь в ил,
    Буду спать в нём до весны
    И смотреть цветные сны.
    Я не хрюшка, ил – не грязь,
    А зовут меня ...

  • На ромашку у ворот
    Опустился вертолет –
    Золотистые глаза.
    Кто же это?...

  1. Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, найдите их названия из текста учебника с. 48.Узнайте как питаются рачки?

  2. Используя рисунки на с. 48 составьте цепь питания.

  3. Запишите в таблицу названия животных озёр.

  4. Ответьте на вопрос:

– Чем питаются потребители озёр?

Приложение 3.



Каточка 3.



  1. Отгадайте загадки.

  • Ползёт наоборот, задом наперёд,
    Всё под водой хватает клешнёй
    .



  • На узкой дорожке –

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?


  1. Найдите название этим животным.

  2. На с. 49 прочитайте о жизни этих животных.

  3. Заполните таблицу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!