Открытый урок по окружающему миру
в 3 классе
Учитель: Зубрий Г.В.
Тема. Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха.
Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.
Ход урока
І. Орг. момент.
1. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.
- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.
- У вас на столах лежат модели молекул. Возьмите их. Поиграем в игру «Верю, неверю». Я произношу предложение, а вы, если согласны со мной, поднимаете молекулу, если не согласны – не поднимаете.
Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.
Тела состоят из вещества.
Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.
Вещества состоят из молекул.
Все молекулы одинакового размера и формы.
Гвоздь – это тело, железо – это вещество.
2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.
- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.
ІІ. Введение в тему урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»
- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?
- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка –
Улетит за облака.
- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.
- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.
Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.
(На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)
- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?
- Какие относятся к живой природе? К неживой?
По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.
- Какое слово получилось?
-К какой природе относится воздух?
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
- Так какая же будет тема урока? Слайд №2
- - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
СЛАЙД №3
- «Воздух» - происходит от слова «вдыхать». Воздух это то, чем мы дышим. Подумайте, что вы знаете о воздухе? Перед вами лежат таблички с двумя колонками: одна- что я знаю, вторая – что узнал нового. Заполните, пожалуйста колонку, что я знаю о воздухе. Кто заполнил, отложите его в сторону.
- Что вы ещё хотели бы узнать о воздухе?
- Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. А ещё вы узнаете какими свойствами обладает воздух, как человек использует воздух, нужно ли воздух охранять.
ІV. Изучение нового материала.
-Посмотрите, что у меня в руке?
-Что такое глобус?
- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса
Слайд 4
- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?
- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.
- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?
- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?
- Речь шла о воздушном океане.
- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.
- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?
Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).
1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)
2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.
3группа – в стакан с водой опускают комок земли.
4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают
- Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)
- Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.
- Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?
Слайд №5
Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных
- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?
- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.
V. Физминутка.
«Сорвём букет для любимой мамы» (вы так старались собирать для мамы букеты, что ,я думаю, можно открыть ещё одну букву)
- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.
Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве это говорит?
Слайд №7
(на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)
- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?
Опыт №2.
- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?
Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?
Опыт №3.
- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?
Опыт №4.
- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?
- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?
VІ. Закрепление.
- Какими же свойствами обладает воздух?
- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?
Слайд №8
- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.
- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.
VІІ. Охрана воздуха.
- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?
1. Составление Синквейна.
- Какое главное слово урока?
Воздух
Прозрачный необходимый
Двигается, дышим, сохраняем
Воздух необходим для жизни на Земле
- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.
- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)
- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.
VІІ. Дом. задание.
- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.
- Выставление оценок ученикам.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Воздух. Свойства воздуха""»
Открытый урок по окружающему миру
в 3 классе
Учитель: Зубрий Г.В.
Тема. Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха.
Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.
Ход урока
І. Орг. момент.
1. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.
- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.
- У вас на столах лежат модели молекул. Возьмите их. Поиграем в игру «Верю, неверю». Я произношу предложение, а вы, если согласны со мной, поднимаете молекулу, если не согласны – не поднимаете.
Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.
Тела состоят из вещества.
Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.
Вещества состоят из молекул.
Все молекулы одинакового размера и формы.
Гвоздь – это тело, железо – это вещество.
2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.
- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.
ІІ. Введение в тему урока.
- Ребята, скажите, пожалуйста: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»
- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?
- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка –
Улетит за облака.
- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.
- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.
Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.
(На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)
- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?
- Какие относятся к живой природе? К неживой?
По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.
- Какое слово получилось?
-К какой природе относится воздух?
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
СЛАЙД №3
«Воздух» - происходит от слова «вдыхать». Воздух это то, чем мы дышим. Подумайте, что вы знаете о воздухе? Перед вами лежат таблички с двумя колонками: одна- что я знаю, вторая – что узнал нового. Заполните, пожалуйста колонку, что я знаю о воздухе. Кто заполнил, отложите его в сторону.
Что вы ещё хотели бы узнать о воздухе?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. А ещё вы узнаете какими свойствами обладает воздух, как человек использует воздух, нужно ли воздух охранять.
ІV. Изучение нового материала.
-Посмотрите, что у меня в руке?
-Что такое глобус?
- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса
Слайд 4
- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?
- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.
- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?
- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?
- Речь шла о воздушном океане.
- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.
- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?
Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).
1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)
2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.
3группа – в стакан с водой опускают комок земли.
4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают
Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)
Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.
Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?
Слайд №5
Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных
- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.
V. Физминутка.
«Сорвём букет для любимой мамы» (вы так старались собирать для мамы букеты, что ,я думаю, можно открыть ещё одну букву)
- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.
Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве это говорит?
Слайд №7
(на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)
- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?
Опыт №2.
- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?
Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?
Опыт №3.
- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?
Опыт №4.
- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?
- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?
VІ. Закрепление.
- Какими же свойствами обладает воздух?
- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?
Слайд №8
- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.
- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.
VІІ. Охрана воздуха.
- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?
1. Составление Синквейна.
- Какое главное слово урока?
Воздух
Прозрачный необходимый
Двигается, дышим, сохраняем
Воздух необходим для жизни на Земле
- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.
- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)
- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.
VІІ. Дом. задание.
- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.
- Выставление оценок ученикам.