СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Воздух. Свойства воздуха""

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Открытый урок по окружающему миру

                                                          в 3 классе

Учитель: Зубрий Г.В.

Тема. Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха.

Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.

 

                                                              Ход  урока

І. Орг. момент.

1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.  

- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.

- У вас на столах лежат модели молекул. Возьмите их. Поиграем в игру «Верю, неверю». Я произношу предложение, а вы, если согласны со мной, поднимаете молекулу, если не согласны – не поднимаете.

      Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.

     Тела состоят из вещества.

     Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.

     Вещества состоят из молекул.

     Все молекулы одинакового размера и формы.

     Гвоздь – это тело,  железо – это вещество.

2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.

- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.

ІІ. Введение в тему урока.

- Ребята, скажите, пожалуйста: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»

- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?

- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.

               Круглый, гладкий, как арбуз.

               Цвет любой на разный вкус.

               Коль упустишь с поводка –

               Улетит за облака.

- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.

  Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.

 (На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

- Какие относятся к живой природе? К неживой?

По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

- Какое слово получилось?

-К какой природе относится воздух?

ІІІ.  Сообщение темы и целей урока.

  • Так какая же будет тема урока?             Слайд №2
  • - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

                         

                     СЛАЙД №3

  • «Воздух» - происходит от слова «вдыхать». Воздух это то, чем мы дышим. Подумайте, что вы знаете о воздухе? Перед вами лежат таблички с двумя колонками: одна- что я знаю, вторая – что узнал нового. Заполните, пожалуйста колонку, что я знаю о воздухе. Кто заполнил, отложите его в сторону.
  • Что вы ещё хотели бы узнать о воздухе?
  • Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. А ещё вы узнаете какими свойствами обладает воздух, как человек использует воздух, нужно ли воздух охранять.

ІV. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что у меня в руке?

-Что такое глобус?

- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса

                                       Слайд 4

 

- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?

- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.

- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?

- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.

          Он – прозрачный невидимка,

           Лёгкий и бесцветный газ

           Невесомою косынкой

           Он окутывает нас.

           Он в лесу густой, душистый,

           Пахнет свежестью смолистой,

           Пахнет дубом и сосной.

           Летом он бывает тёплым,

           Веет холодом зимой,

           Когда иней красит стёкла

          И лежит на них каймой,

          Мы о нём не говорим.

          Просто мы его вдыхаем –

          Он ведь нам необходим!

- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

- Речь шла о воздушном океане.

- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке  наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.

- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?

Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).

1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)

2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.

3группа – в стакан с водой опускают комок земли.

4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают

  • Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)
  • Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.
  • Мы говорим о том, что воздух – газообразное  тело. А из чего же он состоит?

                                   Слайд №5

 

 

   Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую  часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных

  • Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.

V. Физминутка.

«Сорвём букет для любимой мамы» (вы так старались собирать для мамы букеты, что ,я думаю, можно открыть ещё одну букву)

 

- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.

Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве  это говорит?

                                       Слайд №7

 

 (на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)

- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?  

Опыт №2.

- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?

Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?

Опыт №3.

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?

Опыт №4.

- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?

- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?

 

VІ. Закрепление.

-  Какими же свойствами обладает воздух?

- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?

                                        Слайд №8     

 

- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.

- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.

 

VІІ. Охрана воздуха.

- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?

 

1. Составление Синквейна.

- Какое главное слово урока?

Воздух

Прозрачный необходимый

Двигается, дышим, сохраняем

Воздух необходим для жизни на Земле

- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.

- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)

- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.

 

VІІ. Дом. задание.

- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик  жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.

- Выставление оценок ученикам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Воздух. Свойства воздуха""»

Открытый урок по окружающему миру

в 3 классе

Учитель: Зубрий Г.В.

Тема. Воздух. Свойства воздуха. Охрана воздуха.

Цели: дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого на планете и его охраны; расширить представление об использовании свойств воздуха человеком; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: воздушный шарик, корзинка, таблицы, стаканы для опытов, вода, соломинки, мячик, веер, свеча, дезодорант, колба и ёмкости для проведения опытов, презентация к уроку.


Ход урока

І. Орг. момент.

1. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. В этом нам поможет маршрутная карта урока. Выполняя каждое задание, мы по букве будем открывать ключевое слово.

- Чтобы успешно стартовать в нашем путешествии, не обходимо вспомнить изученный материал.

- У вас на столах лежат модели молекул. Возьмите их. Поиграем в игру «Верю, неверю». Я произношу предложение, а вы, если согласны со мной, поднимаете молекулу, если не согласны – не поднимаете.

Предметы живой и неживой природы, предметы, сделанные руками человека – всё это тела.

Тела состоят из вещества.

Тела бывают твёрдыми, мягкими, жидкими.

Вещества состоят из молекул.

Все молекулы одинакового размера и формы.

Гвоздь – это тело, железо – это вещество.

2. Перед вами лежат картинки с изображением различных предметов. Положите их на середине стола. Объедините тела, сделанные из одного и того же вещества.

- Молодцы, вы хорошо справились с работой и можете открыть первую букву.

ІІ. Введение в тему урока.

- Ребята, скажите, пожалуйста: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»

- К нам в гости пришёл наш старый знакомый, герой произведений Н.Носова. Это смешной мальчишка, с которым всегда происходит что-то необычное. Догадались, кто это?

- Правильно, это Незнайка. Он пришёл нам помочь и принёс подарок. Угадайте, какой подарок он принёс с собой.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка –

Улетит за облака.

- Знакомьтесь – это Воздушный шарик.

- А, если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри – откроется тема нашего сегодняшнего урока.

Перед вами картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к природе и созданные руками человека. Уберите предметы, созданные руками человека.

(На доске вывешены картинки с изображением винограда, домика, облака, мяча, звезды, дерева, шоколадки, улитки)

- На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

- Какие относятся к живой природе? К неживой?

По первым буквам в названиях оставшихся предметов составьте слово.

- Какое слово получилось?

-К какой природе относится воздух?

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

  • Так какая же будет тема урока? Слайд №2

  • - Сегодня Незнайке и его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

СЛАЙД №3

  • «Воздух» - происходит от слова «вдыхать». Воздух это то, чем мы дышим. Подумайте, что вы знаете о воздухе? Перед вами лежат таблички с двумя колонками: одна- что я знаю, вторая – что узнал нового. Заполните, пожалуйста колонку, что я знаю о воздухе. Кто заполнил, отложите его в сторону.

  • Что вы ещё хотели бы узнать о воздухе?

  • Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. А ещё вы узнаете какими свойствами обладает воздух, как человек использует воздух, нужно ли воздух охранять.

ІV. Изучение нового материала.

-Посмотрите, что у меня в руке?

-Что такое глобус?

- А вот так выглядит наша планета, если на нее посмотреть из космоса

Слайд 4

- Какого цвета больше на глобусе и на нашей планете? Что обозначено голубым цветом?

- На земле, действительно, воды больше, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и СеверногоЛедовитого океанов, есть на свете ещё один океан – самый большой из всех. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и автобусы день и ночь купаются в этом океане. Океан этот не солёный, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолёты.

- Как вы думаете, о каком океане идёт речь?

- Не догадались? Есть ещё одна подсказка.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- Что же за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

- Речь шла о воздушном океане.

- Воздух, окружающий нашу Землю – это её удивительная рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнца; воздух следит за климатом на нашей планете.

- Вы уже знаете, что воздух относится к неживой природе. В каком состоянии находится воздух?

Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).

1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)

2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.

3группа – в стакан с водой опускают комок земли.

4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают

  • Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)

  • Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.

  • Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?

Слайд №5


Воздух – это смесь газов. Больше всего в воздухе азота. Он не пригоден для дыхания. Кислород составляет пятую часть (его вырабатывают и выделяют в воздух только зелёные растения). Он необходим для дыхания людям, животным, растениям и другим организмам. Меньше всего углекислого газа, который попадает в воздух в результате горения, перегнивання остатков растений и животных

  • Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

- Трудились мы очень много и заслужили открыть ещё одну букву.

V. Физминутка.

«Сорвём букет для любимой мамы» (вы так старались собирать для мамы букеты, что ,я думаю, можно открыть ещё одну букву)


- Какими же свойствами обладает воздух? Проведём несколько опытов.

Опыт №1. Мы сказали, что воздух повсюду, даже вокруг нас. Посмотрите внимательно на комнатные растения, доску. Почему мы видим эти предметы, если между нами и этими предметами находится воздух. О каком свойстве это говорит?

Слайд №7


(на слайде поочерёдно появляются свойства воздуха)

- Толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху?

Опыт №2.

- Вдохните глубоко. Что вы почувствовали? Закройте глаза. (учитель брызгает духами) А сейчас?

Запах мы ощущаем, когда частицы вещества попадают нам в нос. Где вы чувствуете запахи? Можно ли почувствовать запах воздуха? О каком свойстве это говорит?

Опыт №3.

- Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Нет. Почему?

Опыт №4.

- В горячую воду я опускаю пластмассовую бутылку, на которую надет сдутый воздушный шарик. Понаблюдайте, что будет происходить с шариком. (он постепенно начнёт надуваться) Что вы заметили? Почему так произошло? О каком свойстве воздуха это говорит?

- Что же произойдёт с надутым шариком, если опустить бутылку в холодную воду? О каком свойстве это говорит?

VІ. Закрепление.

- Какими же свойствами обладает воздух?

- Какие же свойства воздуха и как использует человек? Когда мы двигали веером, мы сказали, что воздух движется. Подумайте, как это свойство может использовать человек?

Слайд №8

- Тёплый воздух поднимается вверх, это используют для поднятия воздушного шара, как средство передвижения.

- Животным воздух помогает тем, что между ворсинками шерсти воздух задерживает тепло, поэтому животным зимой не холодно.


VІІ. Охрана воздуха.

- Мы уже сказали, что воздух необходим животным, людям и растениям. Что же нужно делать, чтобы сохранить воздух и кто его защищает?

1. Составление Синквейна.

- Какое главное слово урока?

Воздух

Прозрачный необходимый

Двигается, дышим, сохраняем

Воздух необходим для жизни на Земле

- Мы хорошо поработали, откроем ещё одну букву.

- А теперь давайте спросим у Незнайки, что он запомнил из сегодняшнего урока. (на доске появляются вопросы к Незнайке и его ответы, дети исправляют неправильные ответы) За хорошую работу награждаем открытой буквой.)

- А сейчас возьмите карточки, на которых вы писали, что знаете о воздухе. Заполните, что нового вы узнали на уроке о воздухе. Какой столбик у вас больше?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово у нас получилось? Это тема нашего следующего урока.


VІІ. Дом. задание.

- У вас на партах лежат шарики разных цветов. Подумайте, понравился ли вам сегодняшний урок? Если урок вам понравился, наклейте на доску шарик жёлтого цвета, если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, то наклейте шарик зелёного цвета, а если урок не понравился, наклейте розовый шарик.

- Выставление оценок ученикам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!