Конспект урока по русскому языку в 4 классе .
Тема: Спряжение глаголов. Глаголы - исключения.
Цель: - познакомить с глаголами – исключениями.
Задачи: - закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;
-развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Оборудование: карточки индивидуальных заданий, абаки, рисунок солнца и лучи красного и желтого цвета.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Кто станет первым?
Кто сегодня станет лучшим?
Я сегодня стану первым.
Я сегодня стану лучшим.
II. Каллиграфическая минутка.
- Открываем тетради, записываем число.
утI, ютII
III.Постановка темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить о глаголе.
- Посмотрите в тетради. Как вы думаете что мы с вами будем вспоминать?(спряжение глаголов)
- Правильно, мы вспомним «Спряжение глаголов» и познакомимся с глаголами – исключениями.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
1. Работа со схемой «Глаголы I и II спряжения в неопределенной форме» - Прочитайте строки из стихотворения на доске.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
- Кто автор этих строчек?
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(«Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». )
- С помощью каких слов А. С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Запишите эти строчки себе в тетрадь. Подчеркните глаголы. Определите время, лицо, число, спряжение.
- Итак, что же такое глагол? Что вы о нем знаете?
(Игра с мячом. Учащиеся передают мяч и говорят все, что знают о глаголе.)
2.Упражнение в распознавании глаголов по неопределенной форме.
- Что называется спряжением глаголов?
- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?(что делать? что сделать?)
- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?
(раздаются карточки)
1. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
2. Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
3. Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет…
4. Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
5. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
6. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный.
- Запишите глаголы с красной строки в тетрадь, выделите спряжение.
3. Наблюдение над глаголами – исключениями.
- Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина. Найдите в нем глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределенную форму, проверьте правописание окончаний.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Видно, на море не тихо;
Смотрит – видит, дело лихо…
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)
-Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределенной форме они оканчиваются на – ать, - еть.)
V. Ознакомление с глаголами – исключениями.
- Здесь нет никакой ошибки. Это глаголы – исключения. Вам нужно запомнить глаголы – исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.
- Назовите мне глаголы – исключения, которые встретились в этом отрывке. (слышать, смотреть, видеть)
- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на доске.
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на – ить
(Исключая брить, стелить).
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на – е спрягать нельзя!
-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I спряжению.(брить, стелить)
-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I I спряжению. (смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, зависеть, терпеть)
- Запишите это стихотворение в тетрадь, выделите глаголы.
- Итак, давайте дополним нашу таблицу.
I спряжение | Н.Ф. | II спряжение |
Остальные и брить, стелить | - ить и 7 - еть 4 - ать |
(вывешивается на доску)
Физкультминутка
- Если глагол I спряжения – приседаем, если II - встаем, поднимая руки вверх.
Ставят, везет, бегает, плачет, несет, завтракаем, цветет, знакомят, вешаем, написал, ехал, плетет, трясет, спели, таять, светить, помнить, сиять, бросать, громыхать, потушить, зябнуть.
VI. Работа с учебником.
1. Чтение правила в учебнике.
2. Правописание окончаний глаголов – исключений.
Красная карточка – упр. 479(высокий уровень)
Зеленая карточка – упр.480(средний уровень)
Синяя карточка – упр. 483(низкий уровень)
(Дифференциация заданий)
VII. Закрепление пройденного материала.
-Продолжаем тему нашего урока. Посмотрите на ваши карточки. У вас записано по одному отрывку и в каждом отрывке есть глаголы исключения. Давайте их отыщем и запишем.
Дети читают отрывки, запись в тетрадях и один человек у доски.
1.Кморю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
2.Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…
3.Он их кормит и поит
И ответ держать велит…
4. Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.
5.И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
6. Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть…
7.Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…
- Назовите еще три глагола, которые не встретились. (обидеть, зависеть, ненавидеть)
-А сейчас подведем итог нашей работы. Попрошу каждый ряд собраться у среднего стола. (работа в группах)
Игра «Домино»
I спряжение | Что делать? Что сделать? | Неопределенная форма глагола | Что делаю? Что делаем? |
1 – е лицо | Что делаешь? Что делаете? | 2 – е лицо | Что делает? Что делают? |
3 – е лицо | I спряжение Остальные и брить, стелить | II спряжение - ить и 7 - еть 4 - ать | Не с глаголами пишется |
Раздельно | Остальные и брить, стелить | Суффикс неопределенной формы глагола | Суффикс -л- |
Суффикс прошедшего времени | Глаголы на - ить (кроме исключений) | I I спряжение | Глаголы на - еть, - оть, -ать, -уть |
- Молодцы!
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 483, с. 207; выучить стихотворение.
IX. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке о глаголах?
- Перечислите глаголы – исключения.
- За что они получили такие название?
Самооценка .
- А сейчас, давайте солнышку на доске прикрепим лучи:
Желтые лучи – «У меня нет вопросов, я все понял»;
Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку».