СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Спряжение глаголов. Глаголы исключения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Спряжение глаголов. Глаголы - исключения.

Цель: - познакомить с глаголами – исключениями.

Задачи: - закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;

-развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Спряжение глаголов. Глаголы исключения"»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе .


Тема: Спряжение глаголов. Глаголы - исключения.

Цель: - познакомить с глаголами – исключениями.

Задачи: - закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи, неопределенной форме глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола;

-развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.

Оборудование: карточки индивидуальных заданий, абаки, рисунок солнца и лучи красного и желтого цвета.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Кто станет первым?

Кто сегодня станет лучшим?

Я сегодня стану первым.

Я сегодня стану лучшим.

II. Каллиграфическая минутка.

- Открываем тетради, записываем число.


утI, ютII

III.Постановка темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем говорить о глаголе.

- Посмотрите в тетради. Как вы думаете что мы с вами будем вспоминать?(спряжение глаголов)

- Правильно, мы вспомним «Спряжение глаголов» и познакомимся с глаголами – исключениями.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

1. Работа со схемой «Глаголы I и II спряжения в неопределенной форме» - Прочитайте строки из стихотворения на доске.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

- Кто автор этих строчек?

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?(«Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». )

- С помощью каких слов А. С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Запишите эти строчки себе в тетрадь. Подчеркните глаголы. Определите время, лицо, число, спряжение.

- Итак, что же такое глагол? Что вы о нем знаете?


(Игра с мячом. Учащиеся передают мяч и говорят все, что знают о глаголе.)


2.Упражнение в распознавании глаголов по неопределенной форме.

- Что называется спряжением глаголов?

- На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?(что делать? что сделать?)

- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

(раздаются карточки)

1. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит…

2. Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

3. Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет

4. Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

5. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

6. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный.

- Запишите глаголы с красной строки в тетрадь, выделите спряжение.


3. Наблюдение над глаголами – исключениями.

- Прочитайте отрывок из сказки А.С.Пушкина. Найдите в нем глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределенную форму, проверьте правописание окончаний.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит, дело лихо…

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)

-Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределенной форме они оканчиваются на – ать, - еть.)

V. Ознакомление с глаголами – исключениями.

- Здесь нет никакой ошибки. Это глаголы – исключения. Вам нужно запомнить глаголы – исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.

- Назовите мне глаголы – исключения, которые встретились в этом отрывке. (слышать, смотреть, видеть)

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение на доске.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на – ить

(Исключая брить, стелить).

А еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на – е спрягать нельзя!


-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I спряжению.(брить, стелить)

-Назовите глаголы – исключения, которые относятся к I I спряжению. (смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, зависеть, терпеть)

- Запишите это стихотворение в тетрадь, выделите глаголы.

- Итак, давайте дополним нашу таблицу.


I спряжение



Н.Ф.

II спряжение

Остальные

и

брить,

стелить

- ить

и

7 - еть

4 - ать


(вывешивается на доску)


Физкультминутка

- Если глагол I спряжения – приседаем, если II - встаем, поднимая руки вверх.

Ставят, везет, бегает, плачет, несет, завтракаем, цветет, знакомят, вешаем, написал, ехал, плетет, трясет, спели, таять, светить, помнить, сиять, бросать, громыхать, потушить, зябнуть.



VI. Работа с учебником.

1. Чтение правила в учебнике.

2. Правописание окончаний глаголов – исключений.

Красная карточка – упр. 479(высокий уровень)

Зеленая карточка – упр.480(средний уровень)

Синяя карточка – упр. 483(низкий уровень)

(Дифференциация заданий)

VII. Закрепление пройденного материала.

-Продолжаем тему нашего урока. Посмотрите на ваши карточки. У вас записано по одному отрывку и в каждом отрывке есть глаголы исключения. Давайте их отыщем и запишем.

Дети читают отрывки, запись в тетрадях и один человек у доски.

1.Кморю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

2.Смотрит – видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей…

3.Он их кормит и поит

И ответ держать велит…

4. Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал.

5.И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

6. Крепко связаны ей локти;

Попадется зверю в когти.

Меньше будет ей терпеть

7.Как под крылышком у сна,

Так тиха, свежа лежала,

Что лишь только не дышала

- Назовите еще три глагола, которые не встретились. (обидеть, зависеть, ненавидеть)


-А сейчас подведем итог нашей работы. Попрошу каждый ряд собраться у среднего стола. (работа в группах)

Игра «Домино»




I спряжение


Что делать?

Что сделать?



Неопределенная форма глагола





Что делаю?

Что делаем?


1 – е лицо


Что делаешь?

Что делаете?





2 – е лицо


Что делает?

Что делают?


3 – е лицо

I спряжение Остальные

и

брить,

стелить

II спряжение

- ить

и

7 - еть

4 - ать


Не

с глаголами

пишется


Раздельно

Остальные

и

брить,

стелить


Суффикс неопределенной

формы глагола


Суффикс

-л-





Суффикс прошедшего

времени


Глаголы на

- ить

(кроме исключений)



I I спряжение


Глаголы на


- еть, - оть,

-ать, -уть


- Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 483, с. 207; выучить стихотворение.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке о глаголах?

- Перечислите глаголы – исключения.

- За что они получили такие название?

Самооценка .

- А сейчас, давайте солнышку на доске прикрепим лучи:

Желтые лучи – «У меня нет вопросов, я все понял»;

Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!