СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС. Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС. Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.


Цель деятельности учителя

Формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», принципом расположения слов в словарях по второй и третьей букве; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, электронный учебник по русскому языку 5 класс (издательство «Просвещение»)

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.





Ход урока:


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветствие.

Вступительное слово.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).


-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).


-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).


-На предыдущих уроках мы изучали Фонетику. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.


Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

и пробное учебное действие









- Закончите, пожалуйста, фразы, предложенные вам на слайде.

  • Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..

  • Звуки мы …., а буквы …..

  • В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.

  • Не обозначают звуков буквы …. .

  • Шипящие звуки …. .

  • Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .

  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: ….

  • Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

  • Назовите согласные, не имеющие парных по мягкости. (ж,ш,ц)

  • Назовите согласные всегда мягкие?( Й,ч,щ)

  • Одинаковое ли количество гласных букв и гласных звуков в русском языке? (Нет: гласных букв-10, а гласных звуков -6)

  • Назовите сонорные согласные звуки. (л, м, н, р, й и мягкие варианты)

  • Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

  • Когда гласный звук стоит в слабой позиции? (без ударения)

  • Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

Вспоминают анализируют



Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения







3. Выявление места и причины затруднения


- Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. ( Звук.)

- А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)


- Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что( слайд):
Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

(слайд )
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

- Теперь вы знаете, что звуки различают слова. И какая забавная история может произойти, когда две фонемы попадают не в свои слова.

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.











 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки

-А теперь мы проверим, кто лучше всех знает алфавит?
(Это интересно 1)

Расставьте по алфавиту названия российских городов.

Воронеж, Кострома, Калуга, Вятка, Благовещенск, Елец, Брянск, Рязань, Липецк, Тула, Санкт-Петербург, Мурманск, Суздаль, Волгоград, Орёл, Адлер.

(Адлер, Благовещенск, Брянск, Волгоград, Воронеж, Вятка, Елец, Калуга, Кострома, Липецк, Мурманск, Орел, Рязань, Санкт – Петербург, Суздаль, Тула)







Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы- смыслоразличители.


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
































ФИЗ.МИНУТКА



Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
















































6. Самостоятельная работа с самопроверкой


(Электронный учебник лингвистическая лаборатория 1)

Одинаковые или разные звуки обозначены буквой б в словах?

Добрый, лобзик, бочка, гибель, бронза, бетон, дуб.

- Какой вывод можно сделать?

Неразрывно с фонетикой связан другой раздел языкознания, который изучает правила написания слов. Что это? (орфография)

1. Работа по учебнику «ФГОС. Русский язык 5 класс». Авт.: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.(электронный учебник, печатная версия)

Упражнение №321.

– Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

Учительница отд…ет Петрову д…машнее соч…нение и говорит Петров мне пок..залось, что это почерк тв…ей с…стры.Возможно. Я п…сал работу ее руч(?)кой.

- Что нам необходимо было сделать, чтобы проверить написание слов с пропущенными буквами в этом упражнении?

- Что необходимо будет сделать, если подобрать проверочное слово вы не сможете?

Физминутка


Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

  • В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

  • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.

  • В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Игра «Подбери пару»

К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.

  • Доска - тоска

  • вол -

  • ноты -

  • роль -

  • жар -

  • дрель -

  • гонец -

  • быль –

  • зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.


(Электронный учебник тема «Фонетический разбор слова» Лингвистическая лаборатория)

В русле изучения фонетики, мы с вами учились выполнять фонетический разбор слов. Фонетический разбор необходим нам. Особенность русского языка - не все слова пишутся так, как слышатся, и это лучше усвоить в начале изучения языка. Устный язык и письменный - это две разные формы языка. Существует много слов, написание которых надо просто запомнить. Фонетический разбор - это, если можно так сказать, граница между устной и письменной речью.

Давайте вспомним с вами алгоритм выполнения фонетического разбора (электронный учебник, Задание: выполните фонетический разбор выделенных слов.

1. Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой. (Н. Некрасов) 2. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. Сухомлинский) 3. Чувство — огонь, мысль — масло. (В. Белинский) 4. ...Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л. Толстой)

Тест по теме «Фонетика»

  1. Что изучает фонетика?

  1. Звуки – речи

  2. Состав слова,

  3. Части речи

  1. Сколько гласных букв в русском алфавите?

  1. 6

  2. 10

  3. 8

  1. В каком слове буква Е обозначает два звука?

  1. Ельник

  2. Снежинка

  3. Валенки

  1. В каком слове есть звук О?

  1. Хлопушка

  2. Пирог

  3. Подарки

  1. В каком слове только звонкие согласные звуки?

  1. Мороз

  2. Снеговик

  3. Мандарины

  1. В каком слове только глухие согласные звуки?

  1. Каток,

  2. Игрушки

  3. Салазки

  1. В каком слове только мягкие согласные звуки?

  1. Радость

  2. Смех

  3. Веселье

  1. В каком слове только твердые согласные звуки?

  1. Зима

  2. Хоровод

  3. Коньки

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. Сосулька

  2. Ёлка

  3. Иней

  1. В каком слове происходит оглушение согласного?

  1. Санки

  2. Изморозь

  3. Горка

Ответы: 1 –1, 2- 2, 3- 1, 4 – 2, 5- 3, 6 – 1,

7 – 3, 8- 2, 9 – 2, 10 - 2

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.




















Физ.минутка


Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения. Принимаются дополнения, и задаются вопросы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).






























Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.Рефлексия деятельности.




- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

Продолжите, пожалуйста фразы:

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • У меня получилось …









УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8. Домашнее задание.


Контрольные вопросы на странице 147, упражнение №322.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!