СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение " Мамина ваза"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Сжатое изложение «Мамина ваза»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Сжатое изложение " Мамина ваза"»

Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Тема: «Сжатое изложение «Мамина ваза»

Цель: подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля; развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста; воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

Планируемые результаты:

Личностные: появление желания умело пользоваться языком, зарождение сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе.

Предметные: составлять связный монологический пересказ текста в сжатой форме, составлять тематическую цепочку.

Тип урока: урок развития речи.


Ход урока

I. Организационный момент урока.

2. Актуализация знаний

Беседа:

- На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".

- Что значит – сжатое изложение?

(ответы учащихся)

- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

- Какие же кратко, а какие - подробно?

(ответы учащихся)

Да, сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.



3. Целеполагание.

1. Выразительное чтение текста учителем.

(текст в учебнике упр. 137, кроме того, он спроецирован на экран, в течение урока здесь ведётся показательная работа)



2. Осмысление текста.

Беседа:

- Понравился ли вам данный рассказ?

- Докажите, что этот отрывок является текстом?

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.



3. Чтение текста учащимися.

(Учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно, подумать, о чем он?)

- Какова тема текста (то есть о чем этот рассказ)?

- Какова основная мысль текста (то есть его идея)?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)



4. Изучение нового материала.

- Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

- Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

- Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: - "Старый пень"

- "Притча о гордом человеке"

- "Ты не царь"

- Какое название отражает в большей степени основную мысль?



Словарно-лексическая работа.

- Какое слово в этом тексте является ключевым?

(учащиесяся отвечают: гордость)

- Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

- Понимаете ли вы разницу в значении слов? (работа с толковыми словарями)

- Текст делится на абзацы - микротемы.

На экране: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

- Что мы составили для рассказа?



План:

  1. Грибники вокруг старого пня.

  2. Старый пень возгордился.

  3. Молчание деревьев

  4. "Я ваш царь!"

  5. " Ничего ты не царь"



-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.



  1. Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя





6. Закрепление материала. Сжатый пересказ.

- Вам предстоит создать текст-изложение этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:

- обобщение

- исключение

- упрощение.



Отбор нужной информации.

- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

- Верно, его можно сделать покороче.

(Сравним: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся отмечают, что он важен для раскрытия темы)

- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

- Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.



  1. Итог урока.

На следующем уроке учащиеся пишут сжатое изложение, используя отобранный материал.



- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте. (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы).

- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

- Выберите ключевые фразы из последней части. (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:

Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).

- Давайте  теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.

*(презентация слайд 20)

(В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.  

   Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья  пню  тоже должны кланяться.

 Но деревья стояли в безмолвной тишине.

  Рассердился старый пень и ну  кричать.

  Прилетела синичка и сказала:

- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).

- А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).

- Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).





  1.  Домашнее задание: повторить записи в тетради. На черновике написать сжатое изложение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!