Конспект урока по русскому языку. 5 класс.
Тема: «Сжатое изложение «Мамина ваза»
Цель: подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля; развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста; воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).
Планируемые результаты:
Личностные: появление желания умело пользоваться языком, зарождение сознательного отношения к своей речи.
Метапредметные:
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе.
Предметные: составлять связный монологический пересказ текста в сжатой форме, составлять тематическую цепочку.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
2. Актуализация знаний
Беседа:
- На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева "Пень".
- Что значит – сжатое изложение?
(ответы учащихся)
- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.
- Какие же кратко, а какие - подробно?
(ответы учащихся)
Да, сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.
3. Целеполагание.
1. Выразительное чтение текста учителем.
(текст в учебнике упр. 137, кроме того, он спроецирован на экран, в течение урока здесь ведётся показательная работа)
2. Осмысление текста.
Беседа:
- Понравился ли вам данный рассказ?
- Докажите, что этот отрывок является текстом?
Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.
3. Чтение текста учащимися.
(Учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно, подумать, о чем он?)
- Какова тема текста (то есть о чем этот рассказ)?
- Какова основная мысль текста (то есть его идея)?
(ответы учащихся: осуждение гордого пня)
4. Изучение нового материала.
- Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)
- Какой урок можно извлечь из данного текста?
(ответы учащихся)
- Как бы вы назвали этот рассказ?
Варианты: - "Старый пень"
- "Притча о гордом человеке"
- "Ты не царь"
- Какое название отражает в большей степени основную мысль?
Словарно-лексическая работа.
- Какое слово в этом тексте является ключевым?
(учащиесяся отвечают: гордость)
- Подберите синонимы к слову гордость.
Гордость, зазнайство, высокомерие.
- Понимаете ли вы разницу в значении слов? (работа с толковыми словарями)
- Текст делится на абзацы - микротемы.
На экране: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.
5. Выделение микротем и составление плана
- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?
- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.
- Что мы составили для рассказа?
План:
Грибники вокруг старого пня.
Старый пень возгордился.
Молчание деревьев
"Я ваш царь!"
" Ничего ты не царь"
-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.
Физминутка.
Посмотрите вправо-влево,
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя
6. Закрепление материала. Сжатый пересказ.
- Вам предстоит создать текст-изложение этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:
- обобщение
- исключение
- упрощение.
Отбор нужной информации.
- Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?
(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
- Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?
- Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)
- Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.
- Верно, его можно сделать покороче.
(Сравним: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)
- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.
(учащиеся отмечают, что он важен для раскрытия темы)
- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
- Выберите ключевые фразы из последней части.
(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
Итог урока.
На следующем уроке учащиеся пишут сжатое изложение, используя отобранный материал.
- Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4-йабзац? Подумайте. (учащиеся оставляют его, т.к. он важен для раскрытия темы).
- Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)
- Выберите ключевые фразы из последней части. (Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты:
Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).
- Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста.
*(презентация слайд 20)
(В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.
Но деревья стояли в безмолвной тишине.
Рассердился старый пень и ну кричать.
Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят).
- А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).
- Теперь вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся приступают к сжатому изложению текста).
Домашнее задание: повторить записи в тетради. На черновике написать сжатое изложение.