Урок по теме БАКТЕРИИ в 10 классе.
Учитель биологии Мишушина Ирина Геннадьевна
ГБОУ СОШ с. Ташелка
Цель: обобщить знания о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных бактерий.
Задачи урока:
Познавательная: обобщить особенности строения бактерий, как первых наземных организмов.
Коррекционно- развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать общеучебные умения, сравнивать и обобщать, работать с текстом.
Воспитывающая: развивать коммуникативные качества: умение работать в группе, обосновано излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развивать чувства прекрасного, воспитывать бережное отношение к живому.
Методы: проблемный, частично- поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока или интерактивное сопровождение, видиофрагмент.
Ключевые понятия и термины: прокариоты, анаэробы, аэробы, гетеротрофы, автотрофы, паразиты, среда жизни, жизненные формы.
ХОД УРОКА.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята!
Садитесь. Давайте улыбнемся, друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением»
Раздается заранее приготовленные листки бумаги.
«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените свое состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
Сегодня мы подведем итог самых загадочных организмов на Земле. О них вы слышали в 6 и 9 классах.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ БАКТЕРИЙ.
Бактерии существуют везде и всюду: в пище, которую мы едим, особенно если она приготовлена в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Еще больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном воздухе помещений. Много бактерий в воде и почве. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на деньгах, на поручнях автобусов и троллейбусов, на листах книг и тетрадей.
Бактерии- самая древняя группа организмов на нашей планете. Ученые полагают, что именно бактерии, имеющие в своем составе хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом.
Практически нет на Земле места, где бы не встречались бактерии. В почве их больше всего- в 1 гр.насчитывают до млрд. клеток. В водах рек, особенно в близи городов, их может быть до 400 тыс. в 1 см. Поэтому не рекомендуется пить сырую воду.. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км. И даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна. Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в классе, после проветривания до начала урока, бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же классах после урока. Вот почему необходимо часто проветривать помещения.
Перед классом ставится проблема.
ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ БАКТЕРИЯМ ДОЛЬШЕ ВСЕХ СУЩЕСТВОВАТЬ НА ПЛАНЕТЕ, ЗАНИМАТЬ ВСЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ ОБИТАНИЯ И УСПЕШНО ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ НА ЗЕМЛЕ?
Решить ее нам поможет сегодняшний урок.
Подписываем информационные листы и начинаем работать.
ОТКРЫВАЕМ БАКТЕРИАЛЬНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ.
Послушайте мой рассказ и определите, что бактерий отличает от других организмов.
Основная особенность строения бактерий- ОТСУТСТВИЕ ЯДРА, а точнее ядерной оболочки. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме. Бактериальная хромосома, состоящая из одной молекулы ДНК, имеет форму кольца. Совсем отсутствуют органоиды, окруженные мембраной- МИТОХОНДРИИ, ПЛАСТИДЫ и т.д. РИБОСОМЫ имеют меньший размер, по сравнению с эукариотами, ФЕРМЕНТЫ диффузно рассеяны в цитоплазме, а не образуют комплексы. КЛЕТОЧНЫЕ СТЕНКИ построены своеобразно. Имеют органы движения ЖГУТИКИ, по организации, не совпадающие с настоящими клетками.
Дальше работаем по группам.
Учитель дает индивидуальные задания 3 группам.
ГРУППА 1
Задание.
Рассмотрите рисунок 5.1 на странице 137. Какие органы есть в клетке прокариоты? Запишите их в маршрутный лист. (№2)
ГРУППА 2. Задание.
Прочитайте текст учебника на странице 136-137, рассмотрите рисунок на странице 138. Какие формы бактерий вам известны? Подпишите рисунки в маршрутном листе.(№3)
ГРУППА 3. Задание.
Прочитайте текст учебника на страниц 137 и ответьте на вопрос: какие есть бактерии по способу дыхания. Заполните схему своего информационного листа. (№4)
Индивидуально работает 1 ученик. Готовит по предложенной информации материал о способах питания бактерий.
2 ученик находит в тексте параграфа даты и интересные цифры.
ОБСУЖЛЕНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ.
Интересно и необычно происходит размножение бактерий.
Смотрим клип и слушаем его сопровождение. Делаем выводы.
Заполните задание №7 маршрутного листа.
Осталось нам вспомнить роль бактерий в природе и жизни человека.
ГРУППЫ ВНОВЬ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЯ.
Ребята работают с дополнительной информацией, которая лежит у них на столе.
1 ГРУППА: Положительная роль бактерий в почве.
2 ГРУППА: Положительная роль бактерий в пищевой промышленности.
3.ГРУППА: Отрицательная роль бактерий.
ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ маршрутного листа.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ. ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ. РЕШАЕМ ЕЕ.
5 Смотрим видеоролик о подсчетах бактерий на различных предметах в нашей жизни.
Составляем гигиенические правила.
ПРИЛОЖЕНИЕ: