СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подразумевает активную самостоятельную работу обучающихся. В процессе изучения нового материала ребята выполняют много интересных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Бактерии"»

Урок по теме БАКТЕРИИ в 10 классе.

Учитель биологии Мишушина Ирина Геннадьевна

ГБОУ СОШ с. Ташелка


Цель: обобщить знания о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных бактерий.


Задачи урока:

Познавательная: обобщить особенности строения бактерий, как первых наземных организмов.


Коррекционно- развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать общеучебные умения, сравнивать и обобщать, работать с текстом.


Воспитывающая: развивать коммуникативные качества: умение работать в группе, обосновано излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развивать чувства прекрасного, воспитывать бережное отношение к живому.


Методы: проблемный, частично- поисковый, рефлексивный.


Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация для урока или интерактивное сопровождение, видиофрагмент.


Ключевые понятия и термины: прокариоты, анаэробы, аэробы, гетеротрофы, автотрофы, паразиты, среда жизни, жизненные формы.


ХОД УРОКА.

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся, друг другу, и начнем наш урок с хорошим настроением»

Раздается заранее приготовленные листки бумаги.


«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените свое состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».


Сегодня мы подведем итог самых загадочных организмов на Земле. О них вы слышали в 6 и 9 классах.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ БАКТЕРИЙ.

Бактерии существуют везде и всюду: в пище, которую мы едим, особенно если она приготовлена в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Еще больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном воздухе помещений. Много бактерий в воде и почве. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на деньгах, на поручнях автобусов и троллейбусов, на листах книг и тетрадей.


Бактерии- самая древняя группа организмов на нашей планете. Ученые полагают, что именно бактерии, имеющие в своем составе хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом.


Практически нет на Земле места, где бы не встречались бактерии. В почве их больше всего- в 1 гр.насчитывают до млрд. клеток. В водах рек, особенно в близи городов, их может быть до 400 тыс. в 1 см. Поэтому не рекомендуется пить сырую воду.. Бактерии обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км. И даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна. Меньше всего бактерий в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в классе, после проветривания до начала урока, бактерий содержится в 13 раз меньше, чем в тех же классах после урока. Вот почему необходимо часто проветривать помещения.


Перед классом ставится проблема.


ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ БАКТЕРИЯМ ДОЛЬШЕ ВСЕХ СУЩЕСТВОВАТЬ НА ПЛАНЕТЕ, ЗАНИМАТЬ ВСЕ СРЕДЫ ЖИЗНИ ОБИТАНИЯ И УСПЕШНО ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К МЕНЯЮЩИМСЯ УСЛОВИЯМ НА ЗЕМЛЕ?


Решить ее нам поможет сегодняшний урок.


Подписываем информационные листы и начинаем работать.


ОТКРЫВАЕМ БАКТЕРИАЛЬНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ.


  1. Послушайте мой рассказ и определите, что бактерий отличает от других организмов.

Основная особенность строения бактерий- ОТСУТСТВИЕ ЯДРА, а точнее ядерной оболочки. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме. Бактериальная хромосома, состоящая из одной молекулы ДНК, имеет форму кольца. Совсем отсутствуют органоиды, окруженные мембраной- МИТОХОНДРИИ, ПЛАСТИДЫ и т.д. РИБОСОМЫ имеют меньший размер, по сравнению с эукариотами, ФЕРМЕНТЫ диффузно рассеяны в цитоплазме, а не образуют комплексы. КЛЕТОЧНЫЕ СТЕНКИ построены своеобразно. Имеют органы движения ЖГУТИКИ, по организации, не совпадающие с настоящими клетками.


Дальше работаем по группам.


  1. Учитель дает индивидуальные задания 3 группам.


ГРУППА 1

Задание.

Рассмотрите рисунок 5.1 на странице 137. Какие органы есть в клетке прокариоты? Запишите их в маршрутный лист. (№2)


ГРУППА 2. Задание.


Прочитайте текст учебника на странице 136-137, рассмотрите рисунок на странице 138. Какие формы бактерий вам известны? Подпишите рисунки в маршрутном листе.(№3)


ГРУППА 3. Задание.


Прочитайте текст учебника на страниц 137 и ответьте на вопрос: какие есть бактерии по способу дыхания. Заполните схему своего информационного листа. (№4)


Индивидуально работает 1 ученик. Готовит по предложенной информации материал о способах питания бактерий.


2 ученик находит в тексте параграфа даты и интересные цифры.


ОБСУЖЛЕНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ.


  1. Интересно и необычно происходит размножение бактерий.


Смотрим клип и слушаем его сопровождение. Делаем выводы.


Заполните задание №7 маршрутного листа.


  1. Осталось нам вспомнить роль бактерий в природе и жизни человека.


ГРУППЫ ВНОВЬ ПОЛУЧАЮТ ЗАДАНИЯ.

Ребята работают с дополнительной информацией, которая лежит у них на столе.


1 ГРУППА: Положительная роль бактерий в почве.


2 ГРУППА: Положительная роль бактерий в пищевой промышленности.


3.ГРУППА: Отрицательная роль бактерий.


ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ маршрутного листа.


ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ. ВОЗВРАЩАЕМСЯ К ПРОБЛЕМЕ. РЕШАЕМ ЕЕ.


5 Смотрим видеоролик о подсчетах бактерий на различных предметах в нашей жизни.


Составляем гигиенические правила.

ПРИЛОЖЕНИЕ:









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!