СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии в 11 классе по теме "Гидролиз солей" (1 час в неделю)

УМК Габриелян О.С. 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.

Оборудование: штатив с пробирками (4+1), компьютерный терминал, таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами, мультимедийное устройство

Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (метиловый оранжевый), УИБ.

Подготовительная работа: за несколько дней до урока учащимся дается задание самостоятельно изучить вопрос «Значение гидролиза в жизни человека и общества» и подготовить презентации по этому вопросу

  1. Изучение нового материала по плану:

    1. Определение гидролиза.

    2. Типы гидролиза солей.

    3. Реакции гидролиза солей.

    4. Значение гидролиза в жизни человека и общества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Гидролиз солей"»

  1. Конспект урока по теме "Гидролиз солей"


Цель урока: Сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.

  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.

  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;

  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;

  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;

  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;

  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.

Оборудование: штатив с пробирками (4+1), компьютерный терминал, таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами, мультимедийное устройство

Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (метиловый оранжевый), УИБ.


  1. Организационный момент.

Мир сложен

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо Природы

Является гений

И в хаосе этом находит порядок…

Ребята, сегодня на уроке все вы будете гениями и сделаете маленькое открытие, приоткроете завесу над неизвестным вам процессом. Но, для того, чтобы совершить открытие, на надо вспомнить некоторые определения.


  1. Актуализация знаний.


    1. Что такое электролиты?

    2. Какие электролиты называют сильными? Слабыми?

    3. Дайте определение кислотам, как электролитам.

    4. Приведите пример кислот, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.

    5. Дайте определение основаниям, как электролитам.

    6. Приведите пример оснований, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.

    7. Дайте определение солям, как электролитам.


Выполнение теста по теме «Диссоциация кислот, солей и оснований.

Сильные и слабые электролиты»


    1. Какие вещества называют индикаторами?

    2. Какие индикаторы вы знаете?

    3. Как меняет свой цвет в кислой и щелочной среде метиловый оранжевый?


Давайте еще раз в этом убедимся, проведя маленький эксперимент. У меня на столе есть вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Сейчас один из вас пойдет к доске и добавит к ним метилоранж. Полученные результаты мы запишем в таблицу результатов №1 в технологической карте.


    1. Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?



  1. Переход к изучению нового материала.

А теперь давайте посмотрим, как будет вести себя метолоранж в водных растворах солей. Для этого добавьте его в растворы карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия. Свои результаты запишите в таблицу результатов №2 в технологической карте. Постарайтесь объяснить свои наблюдения (учащиеся выполняют опыт). Что же у вас получилось? (обсуждение полученных результатов)

Почему же одни растворы солей меняют цвет индикатора, а другие нет? Ответ

на этот вопрос мы сможем дать, познакомившись с понятием гидролиз

и механизмом его протекания. Тема сегодняшнего урока «Гидролиз солей».


IV. Изучение нового материала.

Слово гидролиз состоит из двух слов: «гидро» - вода и «лизис» - разложение.

Гидролиз – разложение водой (дословный перевод).

А как же звучит научное определение гидролиза? Откройте учебник на

странице 150 и найдите определение, запишите его в технологическую карту

(Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой).

Важно запомнить, что в реакцию гидролиза вступают только растворимые

соли.

Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или

осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе.

Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой.

Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном

виде: Na2CO3 + HOH → NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32- + HOH → Na+ +OH- + Na+ + HCO32-

CO32- + HOH → OH- + HCO32-

В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают

щелочную среду.

Вернемся еще раз к карбонату натрия.

Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?

Какими электролитами они являются?

Какой вывод мы можем сделать о гидролиз данной соли?

(учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой

кислотой. Гидролиз идет по аниону, среда щелочная)


Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия.

AlCl3 + HOH → AlOHCl + HCl

Al3+ + 3Cl- + HOH → AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-

Al3+ + HOH→ AlOH2++ H+

В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую

среду.

Проанализируем строение данной соли. Какой вывод можно сделать? (соль

образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону,

среда кислотная)


У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее

гидролиза: NaCl + HOH → NaOH + HCl

Na+ + Cl- + HOH → Na+ +OH- + H+ + Cl-

HOH → OH- + H+

В растворе присутствуют одновременно гидроксид – ионы и катионы водорода.

Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием

и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная)


Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например карбонат аммония, ацетат аммония и т. д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ.


(NН4)2CO3 + 2HOH↔ 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)


В течение всего урока мы говорили о гидролизе, как о химическом процесс. А какого же его значение в жизни человека и общества (презентации учащихся)


V. Домашнее задание

§18, упр. 7 (а, б); 8 (на 4 и 5)

Творческое задание: с помощью УИБ определить среду 5 растворов (мыльного раствора, жидкого мыла, шампуня, средства для мытья посуды, соды и т.д.)



  1. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют тест по вариантам

Ответы: В1 -1в,2а,3а,4(421), 5(1323); В2 – 1а,2б,3б,4(321), 5(1331)


  1. Рефлексия

Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Теперь я умею…

3. Я удивился …

4. Я хотел бы ….
















































Рабочий лист урока


Дата ___________________________


______________________________________


Сильные кислоты: НСl, H2SO4, HNO3, HBr, HI, HClO4

Слабые кислоты: H2CO3, H2SO3, H2S, H2SiO3, органические кислоты

Сильные основания: щелочи (NaOH, КOH, Сa(OH)2)

Слабые основания: нерастворимые основания и гидроксид аммония NН4OH


Опыт 1. Изменение цвета метилового оранжевого в разных средах.



Таблица результатов №1



Цвет метилоранжа

Среда

Вода



Соляная кислота НСl



Гидроксид натрия NaOH




Опыт 2. Изменение цвета метилового оранжевого в растворах солей.

Задание: в 1 пробирку налейте 1мл карбоната натрия, во 2 – 1мл хлорида алюминия, в 3 – 1мл хлорида натрия. Во все три пробирки добавьте по 2-3 капли метилоранжа. Что наблюдаете? Результаты запишите в таблицу результатов №2.


Таблица результатов №2




Цвет метилоранжа

Среда

Карбонат натрия Na2CO3



Хлорид алюминия AlCl3



Хлорид натрия NaCl





Тема урока ________________________________


«гидро» _________________________________


«лизис» _________________________________


Гидролиз – это ___________________________________________________________


Гидролиз – это ____________________________________________________________


_______________________________________________________________







Типы гидролиза:


1.









Na2CO3












Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________



2.










AlCl3













Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________

3.









NaCl









Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду и гидролизу не ____________________


4.







(NН4)2CO3








Вывод: в солях, образованных ____________ основанием и _____________ кислотой гидролиз идет по _____________ и __________.















Тест по теме «Гидролиз солей»

Вариант 1.


Выберите один правильный ответ.

1.Среда водного раствора сульфата аммония:

а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Щелочную среду имеет водный раствор:

а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.

3.Нейтральную среду имеет водный раствор:

а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония


4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) BaBr2 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется


5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Cr2(SO4)3 1. Кислая

Б) NaNO2 2. Нейтральная

В) KNO3 3. Щелочная

Г) Li2SiO3







Тест по теме «Гидролиз солей»

Вариант 1.


Выберите один правильный ответ.

1.Среда водного раствора сульфата аммония:

а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Щелочную среду имеет водный раствор:

а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.

3.Нейтральную среду имеет водный раствор:

а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония


4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) BaBr2 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется


5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Cr2(SO4)3 1. Кислая

Б) NaNO2 2. Нейтральная

В) KNO3 3. Щелочная

Г) Li2SiO3



Тест по теме «Гидролиз солей»

Вариант 2.


Выберите один правильный ответ.

1.Среда водного раствора бромида кальция:

а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Кислую среду имеет водный раствор:

а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.

3.Щелочную среду имеет водный раствор:

а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция


4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) СН3СООNH4 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется


5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Fe(NO3)2 1. Кислая

Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная

В) CH3COONa 3. Щелочная

Г) Al2(SO4)3







Тест по теме «Гидролиз солей»

Вариант 2.


Выберите один правильный ответ.

1.Среда водного раствора бромида кальция:

а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Кислую среду имеет водный раствор:

а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.

3.Щелочную среду имеет водный раствор:

а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция


4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) СН3СООNH4 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется


5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Fe(NO3)2 1. Кислая

Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная

В) CH3COONa 3. Щелочная

Г) Al2(SO4)3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!