СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме « Правоотношения и их субъекты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме « Правоотношения и их субъекты»»

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс

Цель урока:

- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.


  1. Изучение новой темы:

  1. Что такое правоотношения?

  2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?


Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»


Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Содержание

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений



Субъекты

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны.

- коммерческие организации

- некоммерческие организации

- государство

- население региона

- трудовой коллектив

- жильцы многоэтажного дома


Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

  • Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности






Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?


Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

Физические лица

Юридические лица

1,3,4, 6

2,5,7


В чем отличие физических лиц от юридических лиц?



Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.


В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?


Правоспособность

Деликтоспособность

Дееспособность

Способность иметь права и обязанности

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием.

Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности

С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.)

В 14 лет получают паспорт.


Частичная с 14-16 лет

Полная с 18 лет.


В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.


Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»


Правоспособность

Дееспособность

Способность лица иметь права и нести обязанности


Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.


Приведите примеры дееспособности и правоспособности.


Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.



Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.


3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!