Русский язык. 2 «Г» класс. Федас Н. А.
Тема: «Правописание гласных И, А, У после шипящих».
Цель урока: обобщить и повторить тему;
Задачи урока.
1.Образовательные: обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме, формировать навыки правописания и самоконтроля, расширять словарный запас учащихся;
2. Развития. развитие умения обосновывать правильность написания; развивать речь, орфографическую зоркость; развивать внимание, наблюдательность, развивать познавательную активность учащихся.
3. Воспитательные: прививать любовь к русскому языку; воспитывать активную личность; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
Оборудование: интер. доска, карточки.
Ход урока.
I.Организационный момент. (слайд-1)
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы, ребята, не ленитесь,
Хорошенько потрудитесь.
II.Сообщение темы урока.
-Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на веселом поезде, где будем повторять правописание гласных после шипящих.
- В любом путешествии человек делает, какие либо записи в своей записной книжке. Откройте свои записные книжки (тетради) и запишите число. (слайд-2)
Индивидуальная работа.
1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.
Мороз - …. река -…..
гриб - ….. вода - …..
круг - …. трава - ….
2. Слого звуковой анализ слов.
снег. - _ сл., _ б., _ зв.[………]
осень - _ сл., _ б., _ зв.[…….]
III Минутка чистописания.
- К любому путешествию нужно подготовиться.
Вы должны быть внимательными, всё замечать
и всё запоминать.
- Какие буквы спрятались под цветочками?
(ж и ш ч щ а у) (слайд-3)
- Распределите их на две группы.
– По какому признаку вы их разделили? (слайд-4)
(Шипящие согласные и гласные)
-Какая буква русского алфавита больше похожа на снежинку?
(Образец выполнения учитель пишет на доске) Жж Жж
Дети записывают элементы чистописания.
Сообщение темы и цели урока. (слайд-5)
III. Подготовка к восприятию нового материала.
"Корзина мудрости". Орфографическая минутка. (слайд- 6)
Без дела жить — только небо коптить.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Пословица говорит о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.)
Жизнь дана на добрые дела.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- О каких своих добрых делах можешь рассказать ты?
(Пословица о том, для чего мы рождаемся. Делай добро другим и оно обязательно вернется к тебе.)
- Ребята, началом грамотности каждого человека является знание орфограмм русского языка. Поэтому очень важно умение видеть и применять их на письме.
- Запишите вторую пословицу и обозначьте в ней все опасные места (орфограммы)
Жизнь дана на добрые дела.
- Итак, будем совершать сегодня на уроке добрые дела.
- Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.
IV. Словарная работа. (слайд - 7)
- Ребята, посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте узнаем, кто едет с нами в поезде.
- Отгадайте загадки и запишите слова в тетрадь.
(На доске картинный словарь. Ученики проговаривают словарные слова, учитель усаживает «пассажиров» в вагоны).
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (М_едведь) (слайд-8)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (С_бака) (слайд-9)
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (За_ц) (слайд-10)
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (К_рова) (слайд-11)
(Л_сица) (слайд-12)
Взаимопроверка. (слайд-13)
- Поверим написание всех слов. МЕДВЕДЬ, СОБАКА, ЗАЯЦ, КОРОВА, ЛИСИЦА,
- Покупаем билеты .
Знакомство с новыми словами: (слайд-14)
-Теперь давайте запишем новые словарные слова, они тоже связаны с нашим путешествием. билет, вагон, дорога.
- Поставьте в этих словах ударения, отметьте безударные гласные.
Развитие речи.
- Составить предложение, используя новые слова. Одно из предложений записываем на доске.
- Найти и подчеркнуть в предложении грамматическую основу.
- Какие вопросы нужно задать? (Кто? и Что делает?)
(Один ученик работает у доски, остальные в тетради).
- Молодцы, всё у нас получилось, а значит, все получают билеты.
А теперь, ребята, все в вагоны! В каждом вагоне удобные для поездки комнаты-купе.
В добрый путь!
- Мы отправляемся с вами в страну «Жишичащачущунию» (слайд-15 и 16)
V. Физминутка. Станция «Зарядкино» Слайд-17.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу- чу- чу –
Чу- у -у-у!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко
ребят он повез.
Далеко, далеко.
VI. Проверка знаний по фонетике.
Первая остановка «Повторяйкино» (слайд-18)
Ж Ш Ц – Всегда … ( твёрдые согласные ), Ч Щ Й - Всегда … (мягкие согласные).
яёюеи - Гласные, которые … смягчают. аоыуэ - Гласные, которые не смягчают.
ЖШЧ Щ - Шипящие согласные.
VII. Работа над темой урока.
- Приехали в город Чащанск. (слайд-19)
- Какое правило будем повторять?
- На полянке рассыпались слоги. Составьте слова и запишите их. (слайд-20)
- Скажите, какое правило нужно знать, чтобы правильно записать эти слова?
- Проверка . Свеча, пища, часы, роща. (слайд-21)
Ча да ща, ча да ща –
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ча и ща. (слайд-22)
- Следующая станция Чущусовая. (слайд-23)
- Какое правило будем повторять?
- Измени предложение по образцу. (Устная работа) (слайд-24)
Они кричат. - Я … кричу.
Они молчат. - Я … молчу.
Они стучат. - Я … стучу.
Надо чистить. - Я …чищу.
Надо искать. - Я … ищу.
Надо тащить. - Я … тащу.
- Как пишутся сочетания чу-щу?
Щука, чум, ищу, молчу –
Я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу –
Я пятёрку получу. (слайд-25)
- Мы приехали на станцую Жиши. (слайд-26)
- Какое правило будем повторять?
Работа в группах.
На листочках даны слова.- Составьте предложения. (слайд-27)
На живёт высокой ели белочка. (1 группа)
У малыши. растут белочки (2 группа)
Они скачут веткам. весело по (3 группа)
Предложения прикрепить на доску в таком порядке, чтобы получился рассказ.
- О ком говорится в рассказе?
- Как можно озаглавить? (слайд-28)
- Как пишутся сочетания жи-ши?
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши (слайд-29)
- Славно мы попутешествовали по стране «Жишичащачущуния» (слайд-30)
Пора возвращаться домой. А дома нас ждёт кто-то. Угадайте.
Колючки, очки,
Пара ручек и ножек.
Узнали кто это?
Конечно же... (Ёжик) (слайд-31)
- Он ждёт нашего возвращения. Расскажите, что вы сегодня узнали. Слайд-4
Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем букву у. (слайд-32)
VIII.Закрепление.
- Ёжик приготовил для нас много интересных заданий.
Задание 1 (устно)
Найди ошибку: Слайд-33
Чюдо, малыши, рощя. мыши, встреча, жывот, свеча, ищу
Задание 2 (устно)
Доскажи словечко: (слайд-34)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача)
А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым … (ножиком)
Поэт закончил строчку,
В конце поставил …. (точку).
Задание 3 (устно) Разгадай кроссворд. (слайд-35 и 36)
1. Очень длинношеее животное. (жираф)
2. Четырёхколёсное средство передвижения. (машина)
3. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (чайник)
4. Густой частый лес. (чаща)
5. Металл из которого делают тяжёлые сковородки.(чугун)
6. Хищная рыба с острыми зубами. (щука)
Физминутка для глаз. (слайд-37)
Задание 4. Работа в парах. (слайд-38 и 39)
Припиши слева или справа сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу», чтобы получились слова.
Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, ро__, __вель, __раф, __повник,
__сы, ту__, __до, __ка.
Самостоятельная работа. (слайд-41 и 42)
Работа по учебнику. Стр. 73 Упр. 190 Работа по рядам.
Вставить пропущенные буквы.
1 ряд. Выписать слова, в которых есть сочетания жи-ши.
2 ряд. Выписать слова, в которых есть сочетания ча-ща.
3 ряд. Выписать слова, в которых есть сочетания чу-щу.
Проверка:
1 – Груши, ежи, жир, ножи, лужи, уши, ерши, шило, жизнь.
2 – Дача, час, часть, щавель, чародей, перчатки, часовой.
3 – Чудо, чулан, чужой, чулки, щука, чучело.
VIII. Подведение итогов.
-Ребята, вот и заканчивается наше сегодняшнее веселое путешествие. Мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на веселый поезд. Рассмотрите их и запомните правило.
На билетах написано:
Жи,ши пишем с буквой и!
Чу,щу пишем с буквой у!
Ча,ща пишем с буквой а! (Дети читают хором)
Рефлексия. (слайд-43)
Жёлтый– Я всё понял! Хорошо усвоил материал.
Зеленый – У меня есть вопросы. Не хватает практических навыков
Красный – пока не всё понятно. Еще нужно поработать.
Домашнее задание. Стр. 73 № 191
Списать текст, вставляя пропущенные буквы, подчёркнуть орфограммы.
Выставление оценок.
Спасибо за урок (слайд-44
КГУ «Средняя школа №3»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Открытый урок
по русскому языку во 2 «Г» классе.
Тема: «Правописание гласных И, А, У после шипящих».
Учитель: Федас Наталья Анатольевна
2015 – 2016 учебный год.
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! | Памятка №4 Жи,ши пишем с буквой и! Чу,щу пишем с буквой у! Ча,ща пишем с буквой а! |
1) На живёт высокой ели белочка.
________________________________________
2) У малыши. растут белочки
________________________________________
3) Они скачут веткам. весело по
_________________________________________________________________________________________________________