СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Православное учение о человеке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Православное учение о человеке. Урок № 9. Цель: раскрытие понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке. Задачи: - получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека; - развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения, - воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие. Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, безотметочные. Видеоряд: - Икона преподобного Герасима Иорданского, приручающего льва. - В. Васнецов «Иван Грозный». - А. Дейнека «Автопортрет». - Презентация. Звуковое сопровождение: Михайлов «Душа» Литература: 1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал. План урока: 1. Бог и человек. Беседа о взаимоотношениях Бога и человека. 2. Тело и душа. Раскрытие понятия «душа». - отличие души и тела (словарная работа) 3. Происхождение и значение души. Раскрытие понятия о душе как образе Божием в человеке. - беседа о теле человека как о храме для души. - отличия человека от животного. - рассказ о происхождении души (работа с врезкой из Библии в учебнике). 4. Что нужно душе? Разговор о том, как жить человеку, чтобы сохранить душу в чистоте. - раскрытие понятия «болезни души» - работа с учебником. - прослушивание песни С. Копыловой «Калека» (беседа о ценности души человека) - словарная работа, заполнение кластера. - душа как вечный двигатель (заполнение кластера после прочтения стих. Н.Заболоцкого). 5. Подведение итога. Работа с контрольной картой. 6. Региональный компонент. Рассказ о человеке с большой душой, живущем рядом с нами. 7. Домашнее задание. Ход урока 1. Организационный момент .Актуализация знаний учащихся. - Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу! 2. Актуализация знаний 1) Блиц – опрос «Основы православия». Кто такие христиане? Что значит быть православным человеком? Что значит слово «молиться»? Как по-другому называют Библию? Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? Чем человек отличается от животных? 2. Основная часть. 1.Бог и человек. Христиане считают, что человек так не похож на животного оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. -Бог Сам свободен – людям Он подарил свободу. -Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь. -Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить. - Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить. - Дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – - внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у - христиан называются «образ Бога в человеке» слайды 2,3,4,5 Ребята, а когда мы долго смотрим ночью на звездное небо, что можно почувствовать? (ответы детей: немного страшно, мир такой большой, а я такой маленький; а вдруг какой-нибудь метеорит оторвется и раздавит Землю) - Да, это так. Но тот, кто верит в защиту Бога, не боится внезапных бедствий. Хотя и такой человек может растеряться. Ведь Бога мы не видим, как понять Его? Как узнать, как нам надо жить, какое у нас предназначение? Если мы в темноте, как найти путь? (ответы детей: нужен огонек, фонарик). Правильно и такой фонарик Бог вложил вовнутрь человека, это его душа. В нашем учебнике говорится, что для того, чтобы понять Бога, нужно всмотреться в мир своей души. - А у вас есть душа? Где она находится? (дети показывают). Откуда вы знаете? (обычно дети не могут ответить на этот вопрос, поэтому можно обсудить словосочетание «болит душа». 2.Тело и душа. Беседа. - Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии. Слайд 6 Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. . Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (ответы детей: нет). - Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства. А если мы говорим, что человек растет, это относится к телу или к душе? (ответы детей: и к телу, и к душе). - Как вы думаете, что такое «тело»? Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру. Слайды 8,9 - А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит? Слайды 10,11, Можно предложить детям командную игру «Докажи свое мнение». Первая команда считает, что тело и душа зависят друг от друга. Вторая команда считает, что не зависят. Задание: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры. Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе. Учитель: Давайте обратимся к учебнику (рассматриваются изображения на стр. 33 и 34, делаем вывод о том, как тело может рассказать о душе). - А вот на стр. 32 мы видим икону святого Герасима Иорданского, которому лижет руки как котенок огромный страшный лев. Прочтите слова под рисунком (дети читают: даже животные чувствуют добрую душу). - Сейчас я раздам вам небольшие рассказы из книги «Чудесная дружба» Прочитайте их дома с родителями и нарисуйте по желанию иллюстрации. Ребята, посмотрите на этих людей. Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (ответ находим в учебнике: душа может радоваться, даже если телу больно). Вот еще изображение (обсуждение: разные дети сидят спокойно в одинаковой позе, не просят ни пить, ни есть, почему? Они это делают для тела или для души?) - Какая фраза из учебника может сюда подойти? (душа радуется, если открывает для себя новый мир). А когда душа болит? (ответы детей: когда поссорился с другом, нагрубил маме и т.д., то есть, когда мучает совесть). - Ребята, скажите, почему человек, которому стыдно прячет лицо, закрывает глаза руками? (Глаза – зеркало души). 3. Происхождение и значение души. Построение информационной карты слова. Слайды 12,13,14 - Давайте вместе составим информационную карту слова «душа». Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа, Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Слайды 15,16 Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе. - Как же тело и душа взаимодействуют друг с другом? Посмотрите, что написано в вашей тетради под понятиями «душа» и «тело»? Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. (Здесь еще раз можно акцентировать внимание детей на том, что душа важнее тела, но и тело, как и храм нельзя осквернять ненужными надписями снаружи и несоответствующими вещами изнутри: пирсинг, татуировки, вредные привычки). Ребята, такая душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. . Откуда у человека такая душа и такие способности? Откроем учебник на стр. 33 и прочитаем (дети находят и читают): «…человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. Бог Сам свободен и людям подарил свободу…и т.д.» - А самое главное – Бог вечен и подарил душе человека бессмертие. Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ? (ответы детей: из Библии). - Давайте с вами сейчас прочитаем отрывок из Библии о том, как Бог сотворил человека, и попробуем найти те слова, которые говорят о душе. (Работа с врезкой на стр. 34). Слайд17 В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить. - Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (проигрывается ситуация 1 из учебника, в результате беседы дети должны найти способ вылечить душу, если у человека пропал велосипед, ответ проверяем по учебнику). - А теперь попробуем рассмотреть вторую ситуацию. Будет ли этот поступок добрым делом? (дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни? А вот как сказала о добрых делах в своём стихотворении монахиня московского Новодевичьего монастыря: (читаем и разбираем стихотворение из учебника, стр. 34) - Действительно, добро возвращается добром и если ты дал руку кому-то в хороводе, то эта поддержка вернется к тебе. И чем больше нас в кругу, тем больше мы сможем помочь друг другу. Слайды 18 ,19 Здесь можно поговорить о том, что человек рождается с чистой душой и нужно хранить эту чистоту. Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (ответы детей: нужно жить так, чтобы уберечь свою душу от всякой нечистоты и духовных болезней. А если душа больна, нужно ее лечить) слайд19 - Разберем несколько слов, основой которых является корень «душ». Малодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остается мало места для добра. Равнодушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей. Бездушие – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть. Мертвая душа – так говорят о человеке, неспособном ни на что доброе. - Но на самом деле мы уже знаем, что с точки зрения православия душа бессмертна, именно она является вечным двигателем во Вселенной. Сейчас я прочту вам стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого. Слайд 20 Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Чтоб в ступе воду не толочь, Освобождая от работ, Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвет. Гони ее от дома к дому, А ты хватай ее за плечи, Тащи с этапа на этап, Учи и мучай дотемна, По пустырю, по бурелому Чтоб жить с тобой по-человечьи Через сугроб, через ухаб! Училась заново она. Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица, При свете утренней звезды, Она работница и дочь, Держи лентяйку в черном теле Она обязана трудиться И не снимай с нее узды! И день и ночь, и день и ночь! - Что говорит поэт в этом стихотворении? (ответы детей: душа должна не стоять на месте, а трудиться). Правильно, если человек работает над своей душой, к концу жизни он может стать похожим на светлого ангела, а если ленивая душа как камень катится под горку, в конце жизни человек уподобляется мрачному демону. - Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания? Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем. - Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь? Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали? - Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру. Слайд 21. А теперь подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают, постепенно открывается слайд. 6. Самостоятельная работа с проверкой в классе Контрольная карта 1. Как человек может сделать свою душу богаче? ? Когда человека хвалят, его душа становиться богаче ? Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души ? Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче 2. В чем главное отличие человека от животного? ? Человек не отличается от животного ничем ? Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся ? Внешний вид 3. В чем проявляется «Образ Божий» в человеке? ? В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков ? В недостойном поведении ? В умении подстраиваться под текущую ситуацию 4. Зачем Бог даровал человеку свободу? ? Чтобы человек делал только то, что хотел ? Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом ? Чтобы сделать жизнь человека проще Тренажер Животные Люди Бояться Кушают Чувствуют Чувствуют боль Беспокоятся Сострадают Ищут истину Говорят Думают Философствуют Помогают ближним Создают что-то новое Творят Сорадуются Подвластны совести 1. Закончи предложение И создал Господь Бог человека из ____(сажи, камня, праха земного). 2. Закончи предложение Вдунул Бог в лицо человека ______(слово, ветер, дыхание жизни). 3. Заполни пропуск И сотворил Бог человека по ______(образу, желанию, решению) Своему. Материал для введения регионального компонента. В любом городе, поселке, селе есть люди, которые несмотря на недостатки в теле, болезни, инвалидность могут жить полной жизнью и обогащать жизнь окружающих их людей. Поэтому можно сделать еще один важный вывод: Повредить душе страшнее, чем повредить телу. Об этом говорит в своем Евангелии апостол Матфей: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? И я желаю вашим душам здоровья и большого роста. 3.Заключительная часть урока. Домашнее задание: Проанализируйте в тетради один день из своей жизни по табличке: Мои добрые дела Добрые дела окружающих Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Православное учение о человеке"»







Православное учение о человеке.

Урок № 9.

Цель: раскрытие понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке.

Задачи:

- получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

- развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

- воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, безотметочные.

Видеоряд:

- Икона преподобного Герасима Иорданского, приручающего льва.

- В. Васнецов «Иван Грозный».

- А. Дейнека «Автопортрет».

- Презентация.

Звуковое сопровождение: Михайлов «Душа»

Литература:

1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

План урока:

1. Бог и человек. Беседа о взаимоотношениях Бога и человека.

2. Тело и душа. Раскрытие понятия «душа».

- отличие души и тела (словарная работа)

3. Происхождение и значение души. Раскрытие понятия о душе как образе Божием в человеке.

- беседа о теле человека как о храме для души.

- отличия человека от животного.

- рассказ о происхождении души (работа с врезкой из Библии в учебнике).

4. Что нужно душе? Разговор о том, как жить человеку, чтобы сохранить душу в чистоте.

- раскрытие понятия «болезни души»

- работа с учебником.

- прослушивание песни С. Копыловой «Калека» (беседа о ценности души человека)

- словарная работа, заполнение кластера.

- душа как вечный двигатель (заполнение кластера после прочтения стих. Н.Заболоцкого).

5. Подведение итога. Работа с контрольной картой.

6. Региональный компонент. Рассказ о человеке с большой душой, живущем рядом с нами.

7. Домашнее задание.


Ход урока

1. Организационный момент .Актуализация знаний учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

2. Актуализация знаний

1) Блиц – опрос «Основы православия».

Кто такие христиане?

Что значит быть православным человеком?

Что значит слово «молиться»?

Как по-другому называют Библию?

Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

Чем человек отличается от животных?

2. Основная часть.

1.Бог и человек.

Христиане считают, что человек так не похож на животного оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

-Бог Сам свободен – людям Он подарил свободу.

-Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь.

-Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.

- Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.

- Дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется –

- внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у

- христиан называются «образ Бога в человеке» слайды 2,3,4,5

Ребята, а когда мы долго смотрим ночью на звездное небо, что можно почувствовать? (ответы детей: немного страшно, мир такой большой, а я такой маленький; а вдруг какой-нибудь метеорит оторвется и раздавит Землю)

- Да, это так. Но тот, кто верит в защиту Бога, не боится внезапных бедствий. Хотя и такой человек может растеряться. Ведь Бога мы не видим, как понять Его? Как узнать, как нам надо жить, какое у нас предназначение? Если мы в темноте, как найти путь? (ответы детей: нужен огонек, фонарик). Правильно и такой фонарик Бог вложил вовнутрь человека, это его душа. В нашем учебнике говорится, что для того, чтобы понять Бога, нужно всмотреться в мир своей души.

- А у вас есть душа? Где она находится? (дети показывают). Откуда вы знаете? (обычно дети не могут ответить на этот вопрос, поэтому можно обсудить словосочетание «болит душа».

2.Тело и душа.

Беседа. - Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии. Слайд 6

Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа.

. Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (ответы детей: нет).

- Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства. А если мы говорим, что человек растет, это относится к телу или к душе? (ответы детей: и к телу, и к душе).

- Как вы думаете, что такое «тело»? Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру. Слайды 8,9

- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит? Слайды 10,11,

Можно предложить детям командную игру «Докажи свое мнение». Первая команда считает, что тело и душа зависят друг от друга. Вторая команда считает, что не зависят. Задание: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.

Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику (рассматриваются изображения на стр. 33 и 34, делаем вывод о том, как тело может рассказать о душе).

- А вот на стр. 32 мы видим икону святого Герасима Иорданского, которому лижет руки как котенок огромный страшный лев. Прочтите слова под рисунком (дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).

- Сейчас я раздам вам небольшие рассказы из книги «Чудесная дружба» Прочитайте их дома с родителями и нарисуйте по желанию иллюстрации.

Ребята, посмотрите на этих людей. Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (ответ находим в учебнике: душа может радоваться, даже если телу больно).

Вот еще изображение (обсуждение: разные дети сидят спокойно в одинаковой позе, не просят ни пить, ни есть, почему? Они это делают для тела или для души?)

- Какая фраза из учебника может сюда подойти? (душа радуется, если открывает для себя новый мир).

А когда душа болит? (ответы детей: когда поссорился с другом, нагрубил маме и т.д., то есть, когда мучает совесть).

- Ребята, скажите, почему человек, которому стыдно прячет лицо, закрывает глаза руками? (Глаза – зеркало души).

3. Происхождение и значение души.

Построение информационной карты слова. Слайды 12,13,14

- Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».

Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,

Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.

Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.

Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.

Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.

Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.

Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Слайды 15,16

Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе.

- Как же тело и душа взаимодействуют друг с другом? Посмотрите, что написано в вашей тетради под понятиями «душа» и «тело»?

Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке.

(Здесь еще раз можно акцентировать внимание детей на том, что душа важнее тела, но и тело, как и храм нельзя осквернять ненужными надписями снаружи и несоответствующими вещами изнутри: пирсинг, татуировки, вредные привычки).

Ребята, такая душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку.

. Откуда у человека такая душа и такие способности? Откроем учебник на стр. 33 и прочитаем (дети находят и читают):

«…человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен и людям подарил свободу…и т.д.»

- А самое главное – Бог вечен и подарил душе человека бессмертие.

Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ? (ответы детей: из Библии).

- Давайте с вами сейчас прочитаем отрывок из Библии о том, как Бог сотворил человека, и попробуем найти те слова, которые говорят о душе. (Работа с врезкой на стр. 34). Слайд17

В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.

- Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (проигрывается ситуация 1 из учебника, в результате беседы дети должны найти способ вылечить душу, если у человека пропал велосипед, ответ проверяем по учебнику).

- А теперь попробуем рассмотреть вторую ситуацию. Будет ли этот поступок добрым делом? (дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни?

А вот как сказала о добрых делах в своём стихотворении монахиня московского Новодевичьего монастыря: (читаем и разбираем стихотворение из учебника, стр. 34)

- Действительно, добро возвращается добром и если ты дал руку кому-то в хороводе, то эта поддержка вернется к тебе. И чем больше нас в кругу, тем больше мы сможем помочь друг другу. Слайды 18 ,19


Здесь можно поговорить о том, что человек рождается с чистой душой и нужно хранить эту чистоту.

Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (ответы детей: нужно жить так, чтобы уберечь свою душу от всякой нечистоты и духовных болезней. А если душа больна, нужно ее лечить) слайд19

- Разберем несколько слов, основой которых является корень «душ».

Малодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остается мало места для добра.

Равнодушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.

Бездушие – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.

Мертвая душа – так говорят о человеке, неспособном ни на что доброе.

- Но на самом деле мы уже знаем, что с точки зрения православия душа бессмертна, именно она является вечным двигателем во Вселенной.

Сейчас я прочту вам стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого. Слайд 20

Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб в ступе воду не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвет.

Гони ее от дома к дому, А ты хватай ее за плечи,
Тащи с этапа на этап, Учи и мучай дотемна,
По пустырю, по бурелому Чтоб жить с тобой по-человечьи
Через сугроб, через ухаб! Училась заново она.

Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в черном теле Она обязана трудиться
И не снимай с нее узды! И день и ночь, и день и ночь!

- Что говорит поэт в этом стихотворении? (ответы детей: душа должна не стоять на месте, а трудиться). Правильно, если человек работает над своей душой, к концу жизни он может стать похожим на светлого ангела, а если ленивая душа как камень катится под горку, в конце жизни человек уподобляется мрачному демону.

- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания? Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь? Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

Слайд 21. А теперь подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают, постепенно открывается слайд.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Контрольная карта

  1. Как человек может сделать свою душу богаче?

    • Когда человека хвалят, его душа становиться богаче

    • Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души

    • Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче

  2. В чем главное отличие человека от животного?

    • Человек не отличается от животного ничем

    • Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся

    • Внешний вид

  3. В чем проявляется «Образ Божий» в человеке?

    • В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков

    • В недостойном поведении

    • В умении подстраиваться под текущую ситуацию

  4. Зачем Бог даровал человеку свободу?

    • Чтобы человек делал только то, что хотел

    • Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом

    • Чтобы сделать жизнь человека проще

Тренажер

Животные

Люди

Бояться

Кушают

Чувствуют

Чувствуют боль

Беспокоятся


Сострадают

Ищут истину

Говорят

Думают

Философствуют

Помогают ближним

Создают что-то новое

Творят

Сорадуются

Подвластны совести




  1. Закончи предложение

И создал Господь Бог человека из ____(сажи, камня, праха земного).

  1. Закончи предложение

Вдунул Бог в лицо человека ______(слово, ветер, дыхание жизни).

  1. Заполни пропуск

И сотворил Бог человека по ______(образу, желанию, решению) Своему.

Материал для введения регионального компонента. В любом городе, поселке, селе есть люди, которые несмотря на недостатки в теле, болезни, инвалидность могут жить полной жизнью и обогащать жизнь окружающих их людей. Поэтому можно сделать еще один важный вывод: Повредить душе страшнее, чем повредить телу.

Об этом говорит в своем Евангелии апостол Матфей: Какая польза человеку,

если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

И я желаю вашим душам здоровья и большого роста.

3.Заключительная часть урока.

Домашнее задание:

Проанализируйте в тетради один день из своей жизни по табличке:

Мои добрые дела

Добрые дела окружающих
















Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!