СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Развитие жизни в мезозое и кайнозое» для 11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в по теме "Развитие жизни в мезозое и кайнозое" для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Развитие жизни в мезозое и кайнозое» для 11 класса»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА №

Класс:11

Дата проведения урока:15.04.2016г.

  1. Профиль урока

  1. Тема: «Развитие жизни в мезозое и кайнозое»

  2. Цель: познакомить учащихся с особенностями развития жизни на Земле в мезозое, кайнозое; выявить причины господства и вымирания гигантских пресмыкающихся и папоротникообразных

  3. Задачи:

Образовательные:

-продолжить формирование умения работать с учебником, систематизировать полученные знания, выявлять причинно – следственные связи.

Развивающие:

- развитие биологического мышления, внимания.

Воспитательные:

-способствовать формированию убеждений учащихся в необходимости сохранения ценности и устойчивости животного и растительного миров.

  1. Понятия: эра, период, органический мир, неорганический мир

  2. Тип урока (вид урока):изучение новой темы

  3. Методы:

Словесные

-объяснение;

-беседа;

-рассказ

Наглядные

-схемы

-электронное приложение к учебнику

Практические

-работа с учебником

-работа в группах

-работа с таблицей

7.Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, текст задач, раздаточный материал, Таблица «История развития органического мира»





8. Структура урока


Организационный момент

1 мин.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Формирование новых знаний

31 мин.

Рефлексия

5 мин.

Задание на дом

3 мин.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Опрос:

-Охарактеризуйте развитие жизни в протерозойскую эру.

-Какие периоды выделяют в палеозое?

-Дайте характеристику органического мира:

А) кембрия;

Б) ордовика;

В) силура;

Г) девона;

Д) карбона;

Е) перми.

4. Какие важнейшие ароморфозы произошли в протерозойскую и палеозойскую эры7

5. Какие условия способствовали выходу растений и животных на сушу?

6. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

7.Чем объяснить процветание папоротникообразных и земноводных в карбоне и их постепенное вымирание к концу палеозоя?

Фронтальная проверка таблицы «История развития органического мира».

III. Формирование новых знаний.

Мезозой (с греч. "средняя жизнь") - это геологическая эра (230-67 млн.лет) со следующими периодами:

  • триас (230-195 млн.лет)

  • юра (195-137 млн.лет)

  • мел (137-67 млн.лет).

Мезозой справедливо называют эрой пресмыкающихся. (Слайд № 12)

Их расцвет, широчайшая дивергенция и вымирание происходят именно в эту эру.
 Триас

Гондвана вновь начала разделяться, стал образовываться Атлантический океан. Уровень моря по всему миру был очень низок. Климат, почти повсеместно теплый, постепенно становился более сухим, и во внутриматериковых областях сформировались обширные пустыни. Мелкие моря и озера интенсивно испарялись, из-за чего вода в них постепенно становилась все более соленой.

Динозавры и прочие рептилии стали доминирующей группой наземных животных. Появились первые лягушки, а чуть позже сухопутные и морские черепахи и крокодилы. Возникли также и первые млекопитающие, возросло разнообразие моллюсков. Образовались новые типы кораллов, креветок и омаров. К концу периода вымерли почти все аммониты. В океанах утвердились морские рептилии, такие, как ихтиозавры, а птерозавры начали осваивать воздушную среду.

Возросло разнообразие голосеменных растений, образовавших обширные леса саговников, араукарий, гинкго и хвойных деревьев. В нижней части леса сформировались ковры из плаунов и хвощей, а также пальмовидных беннеттитов.

Юра

Пангея продолжала раскалываться, и море затопило большую часть суши. Происходило интенсивное горообразование. В начале периода климат был повсеместно теплым и сухим, затем стал более влажным.

Увеличилось количество и стали более разнообразными морские черепахи и крокодилы, появились новые виды плезиозавров и ихтиозавров. На суше процветали насекомые, включая предшественников современных муравьев, пчел, уховерток, мух и ос. Появилась и первая птица - археоптерикс. Господствовали динозавры, эволюционировавшие во множество форм - от зауроподов до более мелких быстроногих хищников.

Климат стал более влажным, и вся суша поросла обильной растительностью. В лесах появились предшественники нынешних кипарисов, сосен и мамонтовых деревьев.

Мел

С удалением материков друг от друга Атлантический океан, разделяющий Африку и Южную Америку, расширился до весьма значительных размеров. Африка, Индостан и Австралия, находившиеся на экваторе и южнее него, приобрели направление раздвижения. Море затопило обширные участки суши. Останки твердопокровных планктонных организмов образовали на океанском дне огромные толщи отложений писчего мела и мелоподобных пород. Поначалу климат был теплым и важным, однако затем наступило весьма заметное похолодание.

В морях возросло количество белемнитов. В океанах господствовали гигантские морские черепахи и хищные морские рептилии. На суше появились змеи, кроме того, возникли новые разновидности динозавров, а также насекомых, таких, как мотыльки и бабочки. В конце с периода произошло гигантское массовое вымирание: исчезли аммониты, ихтиозавры и многие другие морские животные, а на суше вымерли все динозавры и птерозавры.

Появились первые цветковые растения, которые создали "взаимообслуживающие" связи с насекомыми, которые переносили пыльцу и частично ею питались. Эти растения весьма активно распространялись по всему пространству суши.


Геологическая эра, в которую мы живем, называется кайнозой.
    Кайнозой (от греч. "новая жизнь") - это эра (67 млн. лет - наше время) расцвета цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих.
    Кайнозой делится на два неравных периода: третичный (67-3 млн.лет) и четвертичный (3 млн.лет - наше время).

Третичный период

Палеоцен - 65 млн. лет назад. Южные материки продолжали раскалываться. Южная Америка оказалась полностью отрезанной от остальных участков суши. Африка, Индостан и Австралия разошлись друг от друга на значительные расстояния, при этом Австралия заняла позицию вблизи Антарктиды. Обнажились новые участки суши и произошло дальнейшее понижение уровня моря. На суше началось время активного развития млекопитающих. Появились грызуны и насекомоядные, "планирующие" млекопитающие и ранние приматоподобные. В морях на смену морским рептилиям пришли новые виды хищных костных рыб и акул. Возникли новые разновидности двустворчатых моллюсков и фораминифер.

Продолжали распространяться все новые виды цветковых растений и опылявших их насекомых.

Эоцен - 55 млн. лет назад. Индостан придвинулся к Азии. Антарктида и Австралия в начале периода располагались рядом, но в дальнейшем начали расходиться. Северная Америка и Европа также разделились, при этом возникли новые горные цепи.Море затопило часть суши. Климат повсеместно был теплым. На суше появились летучие мыши, лемуры, долгопяты; предки нынешних слонов, лошадей, коров, свиней, носорогов и оленей, а также прочие крупные травоядные. Другие млекопитающие типа китов и сирен вернулись в водную среду. Увеличилось число видов пресноводных костных рыб. Эволюционировали и другие группы животных, в том числе муравьи и пчелы, скворцы и пингвины, гигантские нелетающие птицы, кроты, верблюды, кролики и полевки, кошки, собаки и медведи и др.

Во многих частях света произрастали леса с пышной растительностью, в умеренных широтах росли пальмы.

Олигоцен - 38 млн. лет назад. Индостан пересек экватор, Австралия полностью оторвалась и отошла от Антарктиды. Климат стал прохладнее, над Южным полюсом сформировался огромный ледяной покров, что привело к понижению уровня моря.

С распространением степей начался бурный расцвет травоядных млекопитающих. Среди них возникли новые виды кроликов, зайцев, гигантских ленивцев, носорогов и прочих копытных. Появились первые жвачные.

Тропические леса уменьшились в размерах и начали уступать место лесам умеренного пояса, появились и обширные пространства со степной - травянистой - растительностью. Быстро распространились новые виды трав, к которым приспосабливались новые виды травоядных животных.

Неоген. Миоцен-25 млн. лет назад. Африка столкнулась с Европой и Азией, образовав Альпы. Индостан "врезался" в Азию и воздвиг Гималаи. По мере наползания материковых плит друг на друга начали формироваться Альпы и Скалистые горы. Ледниковый покров в южном полушарии закрыл всю Антарктиду, что привело к дальнейшему охлаждению климата. Млекопитающие мигрировали с материка на материк по новообразовавшимся сухопутным мостам, что резко ускорило эволюционные процессы. Слоны из Африки перебрались в Евразию, а в обратном направлении началась миграция буйволов, жирафов, свиней, кошек. Появились саблезубые кошки и обезьяны, в том числе человекообразные. В отрезанной от других материков Австралии продолжали развиваться однопроходные и сумчатые.

Внутриматериковые области становились все холоднее и засушливее и в них все больше распространялись степи.

Плиоцен - 5 млн. лет назад. Материки почти достигли их современного положения. Громадные ледниковые покровы распространились по всему северному полушарию; такое же оледенение было и в Антарктиде, на юге Южной Америки. Климат стал еще более холодным.

Травоядные копытные млекопитающие продолжали бурно размножаться и эволюционировать. Ближе к концу периода сухопутный мост связал Южную и Северную Америку, что привело к грандиозному "обмену" животными между двумя материками. Полагают, что обострившаяся межвидовая конкуренция вызывала вымирание многих древних животных. В Австралию проникли крысы, а в Африке появились первые человекоподобные существа. По мере охлаждения климата леса заменились степями.

Четвертичный период

Плейстоцен - 2 млн. лет назад. Это была эпоха великого оледенения с чередованием периодов похолодания и потепления и колебаниями уровня моря. Эта ледниковая эпоха продолжается и по сей день.

Некоторые животные сумели адаптироваться к усилившимся холодам, обзаведясь густой шерстью, к примеру шерстистые мамонты и носороги. Из хищников наиболее распространены саблезубые кошки, пещерные львы. Это было время расцвета гигантских сумчатых в Австралии и громадных нелетающих птиц типа моа или эпиорнисов, обитавших во многих районах южного полушария. Появились первые люди; многие крупные млекопитающие начали постепенно исчезать.

С полюсов постепенно наползали льды и хвойные леса уступали место тундре. Дальше от края ледника лиственные леса стали заменяться хвойными. В более теплых областях земного шара раскинулись обширные степи.

Голоцен-0,01 млн. лет назад. В течение всего голоцена материки занимают практически современные места, климат очень похож на нынешний, только каждые несколько тысячелетий становясь то теплее, то холоднее. В настоящее время имеет место один из периодов потепления. По мере уменьшения ледниковых покровов уровень моря поднимался.

В настоящий период многие виды животных вымерли в основном из-за усиленной охоты человека на них; при перемещении животных в другие места Земли возникла новая конкуренция. Человеческая цивилизация постепенно развилась до современного состояния.

С возникновением земледелия крестьяне уничтожали все больше дикорастущих растений, возникли агроценозы, сформировались современные растительные сообщества.


IV. Формирование новых умений, рефлексия.

Заполнить таблицу «История развития органического мира» по § 8.7, § 8.8.

Эра

Период

Условия неживой природы

Развитие растительного мира

Развитие животного мира






V. Задание на дом.

Изучить § 8.7 - 8.8, повторить главу 7, §8.1 - §8.6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!