Функция у=ах ² ,
её свойства и график.
Подготовила :
Каровайцева Галина Викторовна
2014 год
Форма организации познавательной деятельности – словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуально- групповая
.
Оборудование : проектор, ноутбук, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы.
- Первое задание.( график функции у=х 2 изображен на доске)
1. Повторение свойств функции у=х 2
Задание : В квадратиках на доске зашифровано название темы урока. За правильный ответ открывается буква из темы урока.
Функция у=ах 2
-- Название функции
-- Область определения
-- Область значений
-- Если х=0, то…
-- Если х≠0
-- Симметрия относительно …
-- Возрастает…
-- Убывает
-- Наименьшее значение…
-- Наибольшее значение…
-- Направление «ветвей» параболы
2. Итак ! Какова же тема урока?
3. Каковы же цели нашего урока?
Тип урока – формирование новых знаний и умений..
Цели урока:
Образовательные:
Повторить и систематизировать материал по теме: «Функция у=х 2 , ее свойства и график»
Выработать умение строить график функции у = ах 2 и описывать ее свойства и особенности;
Отработать алгоритм построения графиков квадратичной функции
Развивающие:
Формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты.
Развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.
Развивать коммуникативные связи, информационную грамотность, логику.
Воспитательные:
Воспитание взаимопомощи, аккуратности (при выполнении построения графиков функции)
Стимулировать учащихся к самооценке образовательной деятельности, вызывая чувство самопознания, самоопределения и самореализации.
воспитание ответственности;
воспитание культуры диалога.
у=х ²
Построим график функции у=х ² для этого значения аргумента ( х ) выберем сами, а значения функции ( у ) вычислим по формуле у=х ² .
1
-3
-2
-1
0
3
2
х
У
1
1
4
4
9
0
9
у
9
4
1
х
0
-3 -2 -1
1 2 3
у
Построим график функции:
y = 2 x 2
9
8
7
х
у
- 2
-1
0
1
2
6
8
8
0
2
2
5
4
3
Построим график функции:
2
1
y = ½ x 2
-3 -2 -1 0 1 2 3
х
х
- 3
у
- 2
-1
0
1
2
3
0
2
2
0,5
0,5
4,5
4,5
1 6 5 4 y = а x 2 3 2 0 а 1 -3 -2 -1 0 1 2 3 х 7" width="640"
Зависимость «степени крутизны » параболы от коэффициента а.
у
y = а x 2
9
8
7
а 1
6
5
4
y = а x 2
3
2
0 а
1
-3 -2 -1 0 1 2 3
х
7
0) : 1. Область определения 1. у 8 2. 2. Область значений 0 3. у=0, если х= 6 у0, если х 4 2 4. Функция убывает на 1 х Функция возрастает на 1 2 3 0 -3 -2 -1 -1 Функция ограничена снизу, но не ограничена сверху. 5. 5. Ограниченность 0 у наиб. = НЕТ 6. у наим. = Непрерывна. 7. Непрерывность 7." width="640"
Свойства функции у=ах ² (а0) :
1. Область определения
1.
у
8
2.
2. Область значений
0
3. у=0, если х=
6
у0, если
х
4
2
4. Функция убывает на
1
х
Функция возрастает на
1 2 3
0
-3 -2 -1
-1
Функция ограничена снизу, но не ограничена сверху.
5.
5. Ограниченность
0
у наиб. =
НЕТ
6. у наим. =
Непрерывна.
7. Непрерывность
7.
Построим график функции у=-х ² для этого значения аргумента ( х ) выберем сами, а значения функции ( у ) вычислим по формуле
у=-х ² .
у=-х ²
1
-1
-2
-3
2
3
х
У
0
Точка (0;0) – вершина параболы
-9
-1
-1
-4
-9
0
-4
у
х
-3 -2 -1
1 2 3
0
-1
-4
-9
Построим график функции:
у
х
-3 -2 -1 0 1 2 3
y = -2 x 2
-1
-2
х
- 2
у
-1
0
1
2
-3
-4
- 2
- 8
0
- 2
- 8
-5
-6
Построим график функции:
-7
-8
y = -1/2 x 2
-9
х
у
- 3
- 2
-1
0
1
2
3
0
- 2
- 2
- 0,5
- 0,5
- 4,5
- 4,5
Свойства функции у=ах ² (а :
у
1. Область определения
1.
2.
2. Область значений
1 2 3
0
х
-3 -2 -1
3. у=0, если х=
0
-2
у
х
-4
-6
4. Функция возрастает на
-8
Функция убывает на
Функция ограничена сверху, но не ограничена снизу.
5. Ограниченность
5.
0
НЕТ
у наим. =
6. у наиб. =
Непрерывна.
7. Непрерывность
7.
0. График расположен в верхней полуплоскости. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. График функции симметричен относительно оси ординат. Возрастает на промежутке [0;+∞) Убывает на промежутке (-∞; 0] Наименьшее значение, равное нулю, функция принимает при х = 0; наибольшего значения функция не имеет. " width="640"
Заполнение таблицы свойств построенных функций
У =х 2
У=2х 2
Область определения – вся числовая ось (-∞; + ∞).
У=0,5х 2
Область значений – промежуток
[ 0; +∞)
У=ах 2
Если х=0, то у=0. График проходит через начало координат
Если х≠0, то у0. График расположен в верхней полуплоскости.
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. График функции симметричен относительно оси ординат.
Возрастает на промежутке [0;+∞)
Убывает на промежутке (-∞; 0]
Наименьшее значение, равное нулю, функция принимает при х = 0; наибольшего значения функция не имеет.
У =-х 2
Область определения – вся числовая
ось (-∞; + ∞).
У=-2х 2
Область значений – промежуток
( -∞; 0 ]
У=-0,5х 2
Если х=0, то у=0. График проходит через начало координат
У=-ах 2
Если х≠0, то у
Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. График функции симметричен относительно оси ординат.
Возрастает на промежутке (-∞; 0]
Убывает на промежутке [0;+∞)
наибольшее значение, равное нулю, функция принимает при х = 0; наименьшего значения функция не имеет.
Динамическая пауза
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Просматривают расположение графиков в координатной плоскости в зависимости от значения «а»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e5b3b05d-32e8-4a44-a00a-5e9e4a90f087/view/
закрепление
- Работа по таблице графиков функций
Задание определите название функции , изображенной на таблице.
Рабочая тетрадь стр.29
№ 1, 4, 5
- Учебник стр 32 № 90, 91, 95
Задание из экзаменационной работы
Найти формулы для каждой из функций, изображенной на таблице.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/46b09de7-4f94-4ca8-acbf-ca727e94403b/view /
Что мы сделали на уроке?
Чему научились?
Повторим правила построения графиков.
Возвращается к целям урока. Достигли ли мы целей урока.
Выставление оценок.
Задает домашнее задание. п 5
стр 28-32 №92, 93, 94. 105