СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Правописание производных предлогов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Правописание производных предлогов"

Цели урока:познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения отличать производные предлоги от омнимичных сочетаний существительных с предлогом; работа по формированию речевой компетенции в употреблении производных предлогов

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание производных предлогов"»

Тема"Правописание производных предлогов"


Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

  • формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;

  • работа по формированию речевой компетенции в употреблении производных предлогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем…

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

– Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).

– А какие предлоги называются производными?

(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)

– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?

(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)

– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

– В чем отличие в написании предлогов и существительных?

(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).

– Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.

(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течении (чего?) реки;

в (скором) продолжении (чего?) книги; в (квалифицированном) заключении (кого?) специалиста).

– Теперь обратимся к производным предлогам. Скажите, зачем здесь нарисован будильник? Может быть, затем, чтобы указать на то, что предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?




1.В течени… дня шел дождь.
Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е

Быстрая в течени… река.
Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течении – это существительное и, значит, на конце – И.

  1. В заключени… выступления он привел важные факты.
    Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключение выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – Е

    В заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения.
    Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключении – существительное и конечное – И.

– Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?

(предлог вследствие)

– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие непогоды (из-за непогоды)

– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.







4. Закрепление.

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»

Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.

  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.

  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.

  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.

  6. В продолжени… романа появляются новые герои.

  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.

  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.

  9. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Выборочное списывание

Задание:

  • I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.

  • II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Задание выполняется на интерактивной доске.

  1. В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).

  2. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.

  3. Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.

  4. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.

  5. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.

  6. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Корректировка текста.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Зима. Январь.»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

6. Итог урока:

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.

Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.

7. Домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!