Правописание приставок на -з (-с)
Вступительное слово.
Лингвистическая сказка.
В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:
– Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. Что ей делать? Слушай да говори!
Взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на з и с.
А они стали озорничать, никак ее не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу править и стала приставкой рас-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу дать и стала приставкой раз-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.
Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
– Начнем урок, тема которого… Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем говорилось в сказке? (слайд 2)
Создание проблемной ситуации.
1. Понаблюдаем и исследуем (слайд 3).
– Почему слова записаны в два столбика?
расчертить раздать
вспомнить взлететь
– От каких условий зависит написание з и с?
2. Алгоритм (слайд 4).
– Закончите алгоритм:
• Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного звука после приставки.
• Если после приставки глухой звук, то пишу букву … (закончи).
• Если после приставки звонкий звук, то пишу букву … (закончи).
3. Задание.
– Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия написания орфограммы. (слайд 5)
И_полнить, и_дать; бе_порядок, бе_брежный.
– Продолжим нашу работу. На слайде вам представлены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.
1. Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на буквы з–с. Обозначьте графически орфограмму.
Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле.
Защищайте зеленого друга!
2. От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.
Без заботы, без края, без цели.
3. Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на буквы з–с.
Обозначьте графически орфограмму.
Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный.
(проверка.)
Работа с учебником.
Упр. 629
Домашнее задание (слайд 6):
Упр. 635
2