Этап урока | Время (мин) | Ход урока | Формирование УУД | Примечание слайды |
1.Организационный момент. | 1 | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Задубровская Елена Владимировна. Сегодня урок русского языка у Вас проведу я. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне. Настройтесь на работу. | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД: принимать учебную ситуацию Познавательные УУД: желать включиться в учебный процесс по предмету. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию | |
2. Минутка чистописания. | 3 | - Запишите число, классная работа. Не забудьте про правила посадки при письме: Я тетрадь свою открою, И наклонно положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. - Чтоб в тетради был порядок, и буквы все дружили в ней, объявляется минутка чистописания. На слайде записаны слова: МАТЬ МОЛОТ СЕСТРА ЩЕНЯТА ДОЧЬ ЖЕНА - Назовите слова, в которых есть мягкие согласные звуки (МАТЬ, СЕСТРА, ДОЧЬ, ЩЕНЯТА). -Найдите среди них трёхсложноеслово (ЩЕНЯТА). - В этом слове назовите буквы, обозначающие мягкие согласные звуки (НЩ). - Запишите эти буквосочетания. - Не забудьте про правила посадки за партой при письме. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. | Слайд № 1 |
3. Словарная работа. | 4 | -Переходим к повторению словарных слов. Фотодиктант. Взаимопроверка. "5" - нет ошибок "4" - 1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибок - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? -Молодцы. Продолжаем. | Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с соседом; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа; умения оценивать полученные результаты с поставленной задачей; определять успехи и трудности. | Слайд № 5. |
4. Актуализация знаний. | 7 | - К какой части речи относятся эти слова? - Что вы знаете об имени существительном? - Что обозначает имя существительное? - На какие вопросы отвечает? - Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. - Приведите примеры имён существительных мужского рода, женского рода и среднего рода. - Почему одушевленность, неодушевленность и род, постоянные признаки имени существительного? - Приведите примеры изменения имён существительных по числам. - Какими членами предложения бывают имена существительные? - Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонением) - Какая часть слова изменяется при изменении по падежам? - Сколько падежей в русском языке? - Спасибо. Молодцы. | Познавательные УУД: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. | |
5. Постановка проблемной ситуации. | 2 | -Переходим к следующему этапу урока. Прочитайте предложение. Старая женщина волновалась о дочери и сестре. – Найдите однородные члены в этом предложении. - Назовите, к какой части речи они являются? - Определите род, падеж? -Выделите в них окончания. - Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? -Какие у вас есть предположения, гипотезы? - Вижу, затрудняетесь. - Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Слайд № 6. |
6. Открытие новых знаний. | 5 | - Сейчас мы проведём с Вами исследовательскую работу. А результаты исследования будем заносить в таблицу (карточка № 1). - На доске записаны слова (Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь).. Прочитайте их. - Что общего? (Существительные в единственном числе, в именительном падеже). - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания (по ходу работы заполняется карточка и таблица на доске): - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. (Вода, земля) - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. (Юра, Витя) - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь) - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море) - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце) Карточка № 1 Сущ. ж. р. | Сущ. м. р. | Сущ. м. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. ж. р. | Вода | Юра | Конь | Окно | Степь | Земля | Витя | Стол | Море | Дочь | | | | - По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | |
Формулировка темы урока. | 1 | - Сформулируйте тему урока. (Склонение имён существительных). - Сегодня мы с вами научимся определять склонения имен существительных. | | |
Работа по новой теме. | 3 | И последний этап нашего исследования – составим памятку. Как определяем тип склонения? АЛГОРИТМ часть речи выделяем окончание определяем род определяем склонение Чтоб склонения вы знали, Я семью вам покажу: Первое склонение, поверьте, ПапА, мамА, дядЯ, тётЯ, а не дети. А второе – это сын, Сын, да только не один, Солнце в пару с ним. Ну а третье – это дочь, Будешь помнить день и ночь. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
Физминутка. | 2 | -А сейчас попробуем устно определить склонение имён существительных. Не забываем пользоваться памяткой. -Если Вы услышали сущ. 1-го скл. Вы должны присесть, если 2 скл. – наклониться вперед, 3 скл. -должны потянуться. Рыбка, нос, мышь, слон, сумка, печь, деревня, село, рожь, камыш, речь, книга. -Молодцы. Вы справились. | | |
Развитие умений. | 9 | - Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал (карточка № 2). Прочитайте задания на карточках. Начинайте выполнять задание Уровень 1. Спиши существительные. Укажи склонение. Дупло, ночь, море, родник, поляна, дядя помощь. Уровень 2. Выпиши существительные 3 склонения. Жизнь, дочь, картофель, степь, автомобиль, лошадь, конь, день, лень. Уровень 3. Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных. Отец, торжество, везение, чародей. Самопроверка. - Проверьте себя. Если есть ошибки, аккуратно исправьте. (Проверяем, комментируя с места). - Кто доволен своей работой? - Молодцы! | Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Домашнее задание. | 1 | Выучить таблицу – опору. Подберите по три слова к каждому склонению на тему: «Тела природы». | | |
Итог урока. | 2 | - Итак, с каким законом русского языка мы познакомились? Подведем итог. - Если вы получите задание просклонять имя существительное, что вы будете делать? - Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? Оцените себя. У каждого на парте есть кружки разного цвета. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Прикрепите кружки магнитами на доску. - Молодцы, я вижу, что урок вам понравился. Оценивание обучающихся. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |