СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 5 класс Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка 5 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 класс Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания

урок русского языка в 5-м классе по теме:

«Имена существительные собственные и нарицательные

Большая буква и кавычки в именах собственных.»

Данная разработка урока составлена

для УМК Т. А. Ладыженской в соответствии

с требованиями ФГОС второго поколения.

Разработка подготовлена учителем

русского языка и литературы

Тугановой Татьяной Николаевной


Тема: Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.


Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний и умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: воспринимать на слух информацию, пользоваться разными видами аудирования и чтения, приёмами отбора и систематизации материала.

4ЛР: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, различать имена собственные и собственные наименования, правильно оформлять собственные наименования на письме.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг.момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Проверочная работа.


Проверочная работа № 10 (ТСР, с. 11).


ТОУУ

III. Языковая разминка.


1. Запись предложения:

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок и заиграл. (Г. Цыферов)

– Какие орфограммы можно найти по опознавательному признаку – наличию буквы шипящего?

– Выпишите слова группами: с буквосочетаниями чк, чн, буквы о–е после букв шипящих в суффиксах существительных.

– Какие ещё виды орфограмм вы нашли?

2. – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте его схему.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить рассуждения.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).



IV. Формулирование темы и целей урока.



– Послушайте отрывок из стихотворения Е. Измайлова и догадайтесь, о какой орфограмме пойдёт речь сегодня на уроке.


Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг,

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело –

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.


– Вспомните, когда употребляется большая буква. Проверьте ваши предположения.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

– Сформулируйте цель урока.


Регулятивные УУД

1. Определять характер деятельности на уроке.

2. Формулировать цель урока.


V. Обобщение и углубление изученного.


1. Чтение текста в упр. 374 – выявление новой информации об именах собственных.

Чтение текста в режиме изучающего чтения.

Следует спросить: как ученики будут читать текст, на что обращать внимание? (Сколько частей, какие слова выделены, какие вопросы можно задать по ходу чтения и т.п.)

Работа по вопросам и заданиям к упражнению.

2. Чтение определения в рамке.

– Назовите ключевые слова. Знакомы они вам?

– Что в перечне названий­имён собственных было для вас новым?

– Как отличить имя собственное от нарицательного?


3. – Послушайте шутку русского поэта XIX века Э. Минаева и назовите слово, которое он обыгрывает. (См. материал предметного диска – стихотворение-шутку к п. 43.)

– Почему возможна такая языковая игра? На чём она основана? (На омонимии.)


В полудённый зной на Сене1

Я искал напрасно сени2,

Вспомнив Волгу, где, на сене3

Лёжа, слушал песню Сени4:

«Ах вы, сени, мои сени5…»


– Значение каких слов в шутке вам непонятно?

Сена1 – река во Франции.

Сень2 – тень, прохлада.

Сено3 – сухая трава.

Сеня4 – уменьшительное от имени Семён.

Сени5 (сенцы, сенки) – нежилая часть крестьянского дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

– Какие из них имена собственные? (Сена – река во Франции, Сеня – мужское имя.)

– Как их нужно записать?


4. Чтение правила «Большая буква в именах собственных».

– Что нового узнали из правила?

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– Приведите свои примеры.

– Дополните список ключевых слов урока.


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами изучающего чтения.

2. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.

Личностные результаты

1. Интерес к изучению языка на основе анализа языковой игры.




Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.



VI. Развитие учебно­языковых, речевых и орфографических умений.


Упр. 375 (выборочное списывание) – развивается умение отличать имена собственные от нарицательных, правильно писать имена собственные – фамилии.

Упр. 376 (распределительное осложнённое списывание) – развивается умение классифицировать имена собственные по группам, правильно ставить кавычки и писать большую букву в именах собственных и собственных наименованиях.

– Какими своими примерами вы дополнили каждую группу собственных имён?

– Как написали имена собственные?

– Какие из них написали в кавычках? Почему?

Упр. 377 – устанавливается происхождение имён собственных, связь их с нарицательными названиями, развивается умение оформлять на письме собственные наименования – названия произведений писателей.

Упр. 378 – проверяется знание исторических событий и умение правильно писать собственные наименования – названия событий.

Выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой с доски.

Самопроверка. (См. материал предметного диска – имена собственные в названиях исторических событий и именах исторических лиц к § 43.)

5. Самодиктант (ТСР, самостоятельная работа № 11, задание 5).


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать.

2. Пользоваться приёмами отбора и систематизации материала.


Личностные результаты

1. Осознание ментальных связей языка, общества, культуры, любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре.

2. Интерес к изучению языка.






ТОУУ




VII. Итог урока.


Работа в парах.

– Придумайте задание по теме урока.


– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

VIII. Домашнее задание.


1. § 43 (правило и определение).

2. Жизненная задача (см. учебник).


Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ

Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!