III. Языковая разминка. | 1. Запись предложения: Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок и заиграл. (Г. Цыферов) – Какие орфограммы можно найти по опознавательному признаку – наличию буквы шипящего? – Выпишите слова группами: с буквосочетаниями чк, чн, буквы о–е после букв шипящих в суффиксах существительных. – Какие ещё виды орфограмм вы нашли? 2. – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте его схему. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить рассуждения. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
IV. Формулирование темы и целей урока. | – Послушайте отрывок из стихотворения Е. Измайлова и догадайтесь, о какой орфограмме пойдёт речь сегодня на уроке. Буква обычная выросла вдруг, Стала заметно выше подруг, Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело – Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. – Вспомните, когда употребляется большая буква. Проверьте ваши предположения. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! – Сформулируйте цель урока. | Регулятивные УУД 1. Определять характер деятельности на уроке. 2. Формулировать цель урока. |
V. Обобщение и углубление изученного. | 1. Чтение текста в упр. 374 – выявление новой информации об именах собственных. Чтение текста в режиме изучающего чтения. Следует спросить: как ученики будут читать текст, на что обращать внимание? (Сколько частей, какие слова выделены, какие вопросы можно задать по ходу чтения и т.п.) Работа по вопросам и заданиям к упражнению. 2. Чтение определения в рамке. – Назовите ключевые слова. Знакомы они вам? – Что в перечне названийимён собственных было для вас новым? – Как отличить имя собственное от нарицательного? 3. – Послушайте шутку русского поэта XIX века Э. Минаева и назовите слово, которое он обыгрывает. (См. материал предметного диска – стихотворение-шутку к п. 43.) – Почему возможна такая языковая игра? На чём она основана? (На омонимии.) В полудённый зной на Сене1 Я искал напрасно сени2, Вспомнив Волгу, где, на сене3 Лёжа, слушал песню Сени4: «Ах вы, сени, мои сени5…» – Значение каких слов в шутке вам непонятно? Сена1 – река во Франции. Сень2 – тень, прохлада. Сено3 – сухая трава. Сеня4 – уменьшительное от имени Семён. Сени5 (сенцы, сенки) – нежилая часть крестьянского дома, соединяющая жилое помещение с улицей. – Какие из них имена собственные? (Сена – река во Франции, Сеня – мужское имя.) – Как их нужно записать? 4. Чтение правила «Большая буква в именах собственных». – Что нового узнали из правила? – Каков опознавательный признак орфограммы? – Приведите свои примеры. – Дополните список ключевых слов урока. | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами изучающего чтения. 2. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать. Личностные результаты 1. Интерес к изучению языка на основе анализа языковой игры. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VI. Развитие учебноязыковых, речевых и орфографических умений. | Упр. 375 (выборочное списывание) – развивается умение отличать имена собственные от нарицательных, правильно писать имена собственные – фамилии. Упр. 376 (распределительное осложнённое списывание) – развивается умение классифицировать имена собственные по группам, правильно ставить кавычки и писать большую букву в именах собственных и собственных наименованиях. – Какими своими примерами вы дополнили каждую группу собственных имён? – Как написали имена собственные? – Какие из них написали в кавычках? Почему? Упр. 377 – устанавливается происхождение имён собственных, связь их с нарицательными названиями, развивается умение оформлять на письме собственные наименования – названия произведений писателей. Упр. 378 – проверяется знание исторических событий и умение правильно писать собственные наименования – названия событий. Выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой с доски. Самопроверка. (См. материал предметного диска – имена собственные в названиях исторических событий и именах исторических лиц к § 43.) 5. Самодиктант (ТСР, самостоятельная работа № 11, задание 5). | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать. 2. Пользоваться приёмами отбора и систематизации материала. Личностные результаты 1. Осознание ментальных связей языка, общества, культуры, любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре. 2. Интерес к изучению языка. ТОУУ |
VII. Итог урока. | Работа в парах. – Придумайте задание по теме урока. – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. § 43 (правило и определение). 2. Жизненная задача (см. учебник). | Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации. |