СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы или устойчивые выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы или устойчивые выражения"»

Конспект «открытого» урока русского языка в 4 классе по ОС «Гармония»

Данный урок был проведен в МОУ «Назаровская школа»

Присутствовали: учителя МОУ «Назаровская школа».

 Цель посещения: отчет по теме самообразования «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»

                                                                                                                                                                                 

Технологическая карта  изучения темы

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                   

                                 

Тема

Фразеологизмы или устойчивые выражения.

Тип урока

 Открытие новых знаний

Класс

4 класс

Цели



Создание условий для усвоения школьниками понятия «фразеологизм»; развития умения находить и расшифровывать фразеологизмы, объяснять их происхождение; воспитания потребности совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты

Предметные результаты: находить фразеологизмы; объяснять значение фразеологических оборотов понимать выразительные возможности фразеологических оборотов; использовать фразеологизмы в собственной речи.

Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь  формулировать цель  урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о предложении; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы

Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Ч2 (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.   Мультимедийный  проектор, презентация, карточки с заданиями, карточки оценивания.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технологии

  • Информационно – коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.


                                                                                 

Ход урока


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые   УУД

I этап Вызова

Орг. момент, мотивация к учебной деятельности,

целеполагание.

( 1-2 мин.)

- Урок русского языка сегодня необычный. К нам на урок пришли гости. Повернитесь к гостям и ещё раз поздоровайтесь с ними.

- Работа с высказыванием Л. Н. Толстого.


Приветствие учащихся.

Учитель:  Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Л. Толстого.

СЛАЙД 1.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не только памятью.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Так что же нам предстоит сделать, чтобы добыть знания?

- Зачем нам нужны знания, полученные на уроках?

- Я желаю на уроке вам удачи

И успешности в придачу!


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

- Лучше запоминается информация не в готовом виде, а когда ученик сам участвует в открытии нового знания, обдумывает, пропускает знания через свои мысли.

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание

Доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обоснование собственного мнения.

Целеполагание.

Планирование учебного сотрудничества

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(5-6 мин.)

Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

- Что такое синонимы?

- Какую роль они играют в нашей речи?

СЛАЙД 2. Найди пары синонимов и соедини их линиями.

Приятель воин

Противник друг

Солдат враг

Шагать горе

Красный идти

Печаль труд

Работа алый


- Что такое антонимы?

- Какую роль они играют в нашей речи?

СЛАЙД 3.Устно подбери антонимы к словам.

Горе –

Свет –

Конец -

Жара –


Индивидуальная работа.

- Найдите в стихотворении фразеологизм, подчеркните его одной чертой     и расшифруйте.

- Какой фразеологизм подчеркнули и как его расшифровали.

- Задание выполняли одно. А ответы получились разные. Почему не удалось прийти к единому мнению?

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы, находят пары синонимов и устно подбирают к словам антонимы, объясняют роль синонимов и антонимов в речи.


















Индивидуальная работа.


Читают стихотворение, находят фразеологизм и расшифровывают его.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение.

КУУД: выражение своих мыслей и их аргументация.

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.)

Мотивация к формулированию темы и цели урока:

 

- На какие проблемные вопросы мы должны ответить сегодня на уроке?

- Где мы можем найти лексическое значение слова «фразеологизм»?

- Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачи нашего урока.

Формулируют проблемные вопросы:

Что такое фразеологизм?

Как правильно расшифровать фразеологизм?

Работают в парах с толковым словарём, находят лексическое значение слова фразеологизм.

Формулируют тему и задачи урока.

ПУУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Основное построение речевого высказывания.

КУУД:  формулирование и аргументация своего мнения.

II этап Осмысления

5.Первичное закрепление во внешней речи

(4-5 мин.)

Физминутка.

-  Что значит «устойчивое выражение» или сочетание слов?

Как вы думаете? Работа в группах.

- У каждой группы есть задание на карточках. Перед вами фраза. «Писать как курица лапой». Пользуясь алгоритмом, сделайте вывод «Что значит устойчивое выражение?

- Посмотрите на вопросы, которые возникли у нас в начале урока.

- У нас остался ещё один вопрос. Как расшифровать фразеологизм?

- Я очень часто слышу такое выражение «писать как курица лапой»

СЛАЙД 4.

Может быть это то, что изображено на картинке?

Писать – это изображать буквы, их сочетания.

Курица – это птица.

Лапа – так называется вся нога у некоторых животных.

Я права?

- Как вы думаете, где мы можем найти информации, чтобы убедиться кто из нас прав?

Знакомство с фразеологическим словарём и правилами работы с ним.

- Действительно эти выражения нельзя понимать в прямом смысле, их надо расшифровывать. И на помощь приходит фразеологический словарь.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание в группах. Пользуясь алгоритмом делают вывод «Что значит устойчивое выражение?»

В устойчивых выражениях нельзя слова переставлять местами, заменять одно слово другим, потому что мы их не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде, и используем при необходимости.

Расшифровывают фразеологизм, знакомятся с фразеологическим словарём и правилами работы с ним.

ПУУД:

Присвоение

выявленных

закономерностей.

Фиксирование новых знаний

через моделирование

 

 

РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

6.Самост. работа с самопроверкой (4-5 мин.)


Вернёмся к заданию карточках, которое вызвало у вас затруднение в начале урока. Назовите фразеологизм. Расшифруйте его. Предлагаю поработать самостоятельно на карточках.

- Соедините фразеологизм с его значением.

Слайд 5. Проверка по эталону.

- Ребята, у меня возник третий проблемный вопрос, мне интересно: Откуда фразеологизмы появились в нашей речи?

Вернёмся к заданию на карточках, где вы слышали или встречали данные фразеологизмы.

Находят в стихотворении фразеологизм и расшифровывают его.


Выполняют самостоятельно задание на карточках, соединяют фразеологизм с его значением.



Делают вывод: некоторые фразеологизмы пришли из сказок, образовались из пословиц, басен, из наблюдений за повадками животных, из профессий.

Осознание значимости новых знаний

III этап Рефлексии

7. Включение в систему знаний и повторение

(4-5 мин.)

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Предлагаю ответить на вопрос.

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

СЛАЙД 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутое слово - фразеологизмом. Что изменилось?

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. (пропустить мимо ушей.)

Фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей жизни. И чем больше вы будете их знать, и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.

- Давайте вернемся к началу урока и ответим на проблемные вопросы?

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

ЛУУД: нравственно- этическое оценивание работы группы уч-ся.

ПУУД: подведение под понятие, доказательство.

РУУД: контроль , коррекция. 

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

(2-3 мин)

Подведение  итогов занятия

Домашнее задание.

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами.

-На столах у вас лежат кружочки. Поднимите кружочек с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе

сегодня на уроке.



Выбирают фразеологизм.

Дают оценку своей

деятельности.

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия.

ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности.

КУУД: Выражение своих мыслей достаточно полно.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!