СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе "Падежи имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Падеж имен существительных»

 

УМК: «Русский язык 5-9»  под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     ♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

      Метапредметные:

      ♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

      Личностные

            ♦   воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

 

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, экран, раздаточный материал ( карточки)

 

 

 

Ход урока:

 1.Мотивация

Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение, на лицах улыбки. Как говорится в русской поговорке « Доброму делу – доброе начало».  Как вы это понимаете?

У вас  на столах листы самооценки, в которых вы сами будете ставить себе оценки за каждое задание.

2. Повторение теории.

- Давайте прочитаем слова (ЭД).

Весна, март, синева, дочь, сын, береза, солнце, вершина, небо, мышь.

  • Какой частью речи являются  данные слова?
  • Какая  часть  речи  называется  именем  существительным?  

Практическая часть. Работа в тетрадях:

Определите склонение существительных, распределяя их по колонкам.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

….

….

 

 

 

 

Фронтальная проверка

3.Актуализация знаний (ЭД).

1)В  Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в  Венгрии целых 22.

В  Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

 

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний» (ЭД).

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

- Сколько падежей в русском языке?

- Давайте повторим падежи и вопросы к ним (ЭД).

 

5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело». (ЭД). Выписать слова в тетрадь, определить падеж.

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

   Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом»?

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

 

Задание 2.

- посчитайте, сколько существительных в данном тексте - 12.

-Перечислите их.

Найдите и выпишите существительные, определите их падеж  (1 человек у доски)

 .  

                      1. Октябрь листвой засыпал чёрный пруд.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста  выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.  

 ( 1 человек у доски)

 

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

 

 

Р.п.

 

 

Д.п.

 

 

В.п.

 

 

Т.п.

 

 

П.п.

 

 

 

Вывод: Не все падежи имеют   ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

 

Задание 3. Первое предложение – синтаксический разбор (1 человек у доски).

Задание 4. Работа по карточкам. (Проверяет учитель).

   Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.

 

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

 И при этом все важны.

 

  • - Как вы думаете, зачем нужны падежи?   (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

 

 

Работа с учебником.

1.упр. 524 (устно);

2. упр. 525 (письменно). Проверка - фронтальная.

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

 

 

Рефлексия.

-Что же мы с вами положим в рюкзак знаний? (падежи, вопросы к ним, предлоги падежей).

 

А теперь на листе самооценки заполните раздел Утверждения; если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? (Таблица у каждого ученика на столе)

 

Утверждения

Поставьте знак + или ? Я знаю падежи Я умею определять падеж имени существительного Я умею ставить существительное в нужный падеж Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

 

Домашнее задание: параграф 96, упр.531.

 

 

 

 

 Лист самооценки__________________________________________

 

Задания

Оценка за работу

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Активность на уроке

 

 

 

 

Лист самооценки__________________________________________

 

Задания

Оценка за работу

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Активность на уроке

 

 

 

Лист самооценки__________________________________________

 

Задания

Оценка за работу

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Активность на уроке

 

 

 

 

Лист самооценки__________________________________________

 

Задания

Оценка за работу

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Активность на уроке

 

 

 

Индивидуальные задания на карточках

 

  1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.

 

           ехать  по дорог _  – по чему ? где? Д.п.

           выехать из город_  - ……………….

           работать на фабрик_  - ……………..

           поехать на Кавказ  - ………

           вернуться с дач _  - …….

           жить в Сибир_   -  …….

           быть на площадк_  - …….

           войти в здани _  - …….

 

  1. Допишите окончание Е или И  у существительных, укажите их    падеж

     

в ярком пламен_ - …                     плавать  в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -…                 играть на  скрипк_ - ….

ветка сирен_ - ….                           к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - …              гулять по алле_ - ….

 

 

Индивидуальные задания на карточках

 

  1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.

 

           ехать  по дорог _  – по чему ? где? Д.п.

           выехать из город_  - ……………….

           работать на фабрик_  - ……………..

           поехать на Кавказ  - ………

           вернуться с дач _  - …….

           жить в Сибир_   -  …….

           быть на площадк_  - …….

           войти в здани _  - …….

 

  1. Допишите окончание Е или И  у существительных, укажите их    падеж

     

в ярком пламен_ - …                     плавать  в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -…                 играть на  скрипк_ - ….

ветка сирен_ - ….                           к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - …              гулять по алле_ - …. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Падежи имени существительного"»

Тема урока: « Падеж имен существительных»

УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма


Планируемые образовательные результаты

Предметные:

♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

Метапредметные:

♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

Личностные

♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, экран, раздаточный материал ( карточки)




Ход урока:

1.Мотивация

Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение, на лицах улыбки. Как говорится в русской поговорке « Доброму делу – доброе начало». Как вы это понимаете?

У вас на столах листы самооценки, в которых вы сами будете ставить себе оценки за каждое задание.

2. Повторение теории.

- Давайте прочитаем слова (ЭД).

Весна, март, синева, дочь, сын, береза, солнце, вершина, небо, мышь.

  • Какой частью речи являются данные слова?

  • Какая часть речи называется именем существительным?

Практическая часть. Работа в тетрадях:

Определите склонение существительных, распределяя их по колонкам.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

….

….




Фронтальная проверка

3.Актуализация знаний (ЭД).

1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22.

В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).


- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний» (ЭД).

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

- Сколько падежей в русском языке?

- Давайте повторим падежи и вопросы к ним (ЭД).


5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело». (ЭД). Выписать слова в тетрадь, определить падеж.

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)

  2. Дело шуток не любит. (И.п.)

  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)

  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

  10. Дела как сажа бела. (И.п.)

  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом»?

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).


Задание 2.

- посчитайте, сколько существительных в данном тексте - 12.

-Перечислите их.

Найдите и выпишите существительные, определите их падеж (1 человек у доски)

.

                      1. Октябрь листвой засыпал чёрный пруд.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.

( 1 человек у доски)


Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



П.п.




Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.


Задание 3. Первое предложение – синтаксический разбор (1 человек у доски).

Задание 4. Работа по карточкам. (Проверяет учитель).

Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.


Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.


  • - Как вы думаете, зачем нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)



Работа с учебником.

1.упр. 524 (устно);

2. упр. 525 (письменно). Проверка - фронтальная.


ЛИСТ САМООЦЕНКИ.



Рефлексия.

-Что же мы с вами положим в рюкзак знаний? (падежи, вопросы к ним, предлоги падежей).


А теперь на листе самооценки заполните раздел Утверждения; если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? (Таблица у каждого ученика на столе)


Утверждения

Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного


Домашнее задание: параграф 96, упр.531.




Лист самооценки__________________________________________


Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке





Лист самооценки__________________________________________


Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке






Лист самооценки__________________________________________


Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке





Лист самооценки__________________________________________


Задания

Оценка за работу

Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4


Активность на уроке




Индивидуальные задания на карточках


    1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.


ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из город_ - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….

  1. Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….




Индивидуальные задания на карточках


    1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова; напишите окончание существительного.


ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из город_ - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….

  1. Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!