СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "СПП с несколькими придаточными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложноподчиненное предложения с несколькими придаточными" в форме игры-соревнования по разным видам спорта, посвященного открытию олимпийских игр в Сочи -2014.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "СПП с несколькими придаточными"»

Урок 82. Урок-игра "Зимняя олимпиада" по теме «СПП с несколькими придаточными».

СЛАЙД 1

Цели: закрепление ранее изученного о СПП с несколькими придаточными, углубить знания о СП, совершенствовать умение оформлять пунктуационно СПП с несколькими придаточными.

Планируемые результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды пунктуации в простых предложениях и сложных предло­жениях; уметь пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информа­цию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свобод­но пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.


Тип урока: урок систематизации ЗУН

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, распечатанный текст, рисунки детей к уроку.

Ход урока

I.Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжаем работу над сложным предложением, но в форме игры - олимпиады. Вы заранее разделились на команды, и поэтому работать будем в командах-группах. Вам пригодится умение работать в команде, ведь от каждого из вас будет зависеть победа всех вас.

- Запишите в тетрадях число и тему урока.

- Подумайте, какие цели мы с вами перед собой сегодня поставим? СЛАЙД 2

- А каким образом мы их попытаемся достичь?

- Совсем скоро в нашей стране произойдет историческое событие. Какое?

Пропаганда спорта ведется по всей России: строительство новых спортивных комплексов, спортплощадок, бассейнов, горнолыжных комплексов. Ведь мы готовится к зимней олимпиаде в Сочи в 2014 году. СЛАЙД 3

- Когда были предыдущие зимние Олимпийские игры?

В 2010 году в Канаде в городе Ванкувере прошли XXI Зимние олимпийские игры. Передачи игр велись по всем каналам телевидения.

- Вы смотрели олимпийские игры?

- Кого из спортсменов вы запомнили?

Б) Дома вы готовили ответы на вопросы. Я их сейчас вам озвучу, а вы ответите. Но предупреждаю: прежде, чем ответить, поднимите руку. За ответы вы будете получать медальки-фишки, которые в конце урока подсчитаем и определим победителя.

- Какие по счету Олимпийские игры пройдут в Сочи в 2014 году? (XXII)-

- Какие по счету Параолимпийские пройдут в Сочи в 2014 году? (XI)

- Сроки проведения Олимпийских игр? (7 февраля – 23 февраля)

- Сроки проведения Параолимпийских игр? (7 марта – 16 марта)

- Количество олимпийских видов спорта по классификации МОК? (7)

- Количество параолимпийских видов спорта по классификации МОК? (5)

В) Праздник открытия, парад спортсменов, олимпийская клятва, зажжение олимпийского огня, соревнования спортсменов – всего этого мы ждем с нетерпением.

А ведь человечество пришло к этому далеко не сразу.

- Как же зародился всемирный праздник? Послушаем наших комментаторов.

II. Актуа­лизация и проб­ное учеб­ное дей­ствие.

1. Немного истории СЛАЙД 4

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция. 27 с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинский город Олимпию, расположенную на Пелопонесском полуострове.

С этого дня мудрый историк Эллады Тимей ввел новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», который начинается с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год.

2. Первые Олимпийские игр СЛАЙД 5

Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и длились пять дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир», всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу. Участникам Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, медик Гиппократ, философ Сократ, математик Пифагор. Он стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою! Победителю вручали лавровый венок.

3. Возрождение Олимпийских игр СЛАЙД 6,7

Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель барон Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из 5 переплетённых колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединений в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1924 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века. Победителю на Олимпийских играх стали вручать золотую медаль.

4. СЛАЙД 8 Интересна история олимпийского огня. В зелёной афинской роще любил гулять, беседуя со своими учениками, философ Платон. Здесь же упражнялись юноши – атлеты, проводились интереснейшие соревнования – бег с факелами. Глубокой ночью бегуны с зажжёнными факелами отправлялись в путь к Афинам, передавая священный огонь от одного к другому. Побеждала команда, которая достигала первой жилья пекаря, гончара или кузнеца и разжигала печь ремесленника.

В наши дни Олимпийский огонь проделывает гораздо больший путь – от Олимпии к городу - столице Игр. Олимпийский огонь впервые зажжён в 1928 году. Он символизирует стремление атлетов к физическому и духовному совершенству. Мы с вами в этом году встречали олимпийский огонь в нашем городе. СЛАЙД 9

Олимпиады проводились только по летним играм: бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, тяжелая и легкая атлетика, метание диска и копья, борьба. В 1924 году Международный олимпийский комитет решил провести первые олимпийские зимние игры во Франции.

- По каким видам спорта проводится зимняя олимпиада? СЛАЙД 10

- А мы с вами проведем зимнюю олимпиаду по русскому языку. Наша олимпиада отличается тем, что вы можете испробовать себя во многих зимних видах спорта. Будете и лыжниками, и фигуристами, и хоккеистами.

III. Вы­явление места и при­чины затруд­нения.

1.Словарная работа

- Для начала нам нужно узнать, что такое олимпиада?

СЛАЙД 11

Олимпиада – (по словарю иностранных слов) – греческое слово olympiados

1. крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимых раз в четыре года.

2. конкурс, соревнование в какой-либо области (математики, истории и т.д.)

- Составьте устно СП с этим словом. Как только команда будет готова, капитан поднимает руку.

2. «Разминка» перед стартом - объяснительный диктант с самопроверкой

Лыжник, конькобежец, фигурист, двоеборец, хоккеист, биатлонист, чемпионка, вратарь, горнолыжник, лыжня, лыжница, спортзал, фигуристка. СЛАЙД 12

Физкультминутка.

Вот мы руки развели, Наклонились, выпрямились,

Словно удивились. Наклонились, выпрямились.

И друг другу до земли Ниже, ниже, не ленись,

В пояс поклонились! Поклонись и улыбнись

IY. Целеполагание и по­строение проекта выхода из за­труд­нения.

1. Итак, первое испытание - прыжки с трамплина СЛАЙД 13

- Нравится ли вам этот вид спорта?

- Чем он вам нравится? СЛАЙД 14

И вот новое задание: составляете предложения со словами - это прыжок с трамплина. Определяете тип составленных предложений – это приземление. Учитывается скорость и правильность выполнения прыжка (задания).

Заниматься спортом, соревнования зимние, тренироваться усердно, участвовать в хоккее, катание отличное, прыгнуть точно, проигрывать чемпиону, трасса сложная, скользить.

2. один из красивейших видов спорта - фигурное катание СЛАЙД 15

- Какие виды фигурного катания вы знаете?

- Каких фигуристов вы знаете?

- Объясните графически постановку знаков препинания в тексте, подчеркните грамматическую основу. Укажите СПП с несколькими придаточными. ТЕКСТ РАСПЕЧАТАН

Фигурное катание, наверное, самый красивый и завораживающий вид спорта зимней олимпийской программы. Евгений Плющенко – один их самых знаменитых фигуристов. Он олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира и пятикратный чемпион Европы. А еще Евгений – посол Олимпиады в Сочи. Талантливый спортсмен представлял заявку города Сочи на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.

Евгений Плющенко – первый в истории фигурист, который показал комбинацию четверной и два тройных прыжка, первый среди мужчин выполнивший каскад тройных прыжков. Его программа не набор технических элементов, выполненных мастерски. Это спектакль на льду, где Евгений – актер, который исполняет разные роли. Радовать зрителя – главная задача фигуриста.

- Каждое предложение в тексте – это фигура. Пунктуационный анализ всего текста – это выполнение всех элементов фигурного катания.

3.Следующий вид спорта сноуборд СЛАЙД 16

Сноуборд – это скоростной спуск с горы на доске. Прочитайте текст. СЛАЙД 17

- О чем этот текст?

- Когда появились соревнования на сноуборде?

- Выполните задание и последующую взаимопроверку, поставьте оценку своим товарищам. И только после того, как все члены команды выполнят задания, вы поднимаете руку.

Сноуборд – это один из самых молодых олимпийских видов спорта, суть которого полностью отражена в названии – снег плюс доска. И не нужны тебе лыжные палки, потому что лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году, а в России этот вид спорта появился недавно. Сноуборд – молодежный спорт.

1 вариант: выпишите СПП, составьте схему; графически объясните постановку тире в первом предложении.

2 вариант: выпишите ССП, составьте схему; графически объясните постановку тире в последнем предложениях.


4.Хоккей СЛАЙД 18 Хоккей - командная игра на льду на коньках (на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки. К доске приглашаю капитанов – вы будете нападающими.

- Составьте слова из букв, входящих в слово СЛАЙД 19 «Нападающий», как можно больше существительных в начальной форме.

Проверка: нападающие забивают голы друг другу, т. е. по очереди называют слова, которые составили. Кто последний назовет слово, тот и забил победный гол, т. е. выиграл.

Y.Твор­ческая практи­ческая деятель­ность по реа­лизации постро­енного проекта

    1. СЛАЙД 20 А вот теперь эстафета - лыжные гонки. От каждой команды выходит по очереди по одному человеку. Вам надо составить со словами и словосочетаниями, данными на слайде, 5 сложных предложений, передающих напряжение состязания, настроение спортсменов и болельщиков так, чтобы получился текст на тему «Лыжные гонки». Каждый должен составить по одному предложению из данных слов и словосочетаний, передавая текст друг другу. Сообщаться нельзя. Каждый проходит дистанцию самостоятельно.

СЛАЙД 21

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг, стремительно скользит к успеху.

2. Теперь мы с вами поучаствуем в бобслее СЛАЙД 22. Бобслей – скоростной спуск с горы на управляемых санях. Представьте себя в таких санях. Вы списываете текст, СЛАЙД 23 расставляете знаки препинания, а затем - взаимопроверка. Выполнившей задание считается команда, в которой все участники закончат работу.

Талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей страной по своему усмотрению. Обычно талисманом выбирают какое-либо животное или иное изображение которое связано в представлении большинства людей с принимающей страной. Традиция была положена во время X зимних Олимпийских игр в Гренобле в 1968 году когда талисманом стало изображение лыжника.

8. очень зрелищен горнолыжный спорт СЛАЙД 24 – спортивный скоростной спуск с гор на лыжах по специальным трассам. Нам предстоит (графический диктант.) построить трассу, по которой горнолыжник спускается вниз. Эта трасса не по прямой. Горнолыжнику приходится огибать повороты, делать прыжки, прежде чем спуститься вниз. Вам необходимо выполнить графический диктант, т. е. построить трассу. Вы должны согласиться (поставить +) или не согласиться (поставить -) с моим утверждением. Для этого вы должны хорошо знать правила, которые мы изучили на прошлых уроках.

1. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на разные вопросы. -

2. Обращение не является членом предложения. +

3. Сложное предложение состоит из нескольких простых.+

4. Вводные слова являются второстепенными членами предложения. –

5. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны с помощью сочинительных союзов.+

6. Между частями БСП запятая не ставится. -


YI. Пер­вичное закреп­ление с коммен­тирова­нием во внеш­ней речи

Выборочное списывание.

Выписать сложные предложения, обозначить основы, составить схемы.

Зимние Паралимпийские игры отметили свой первый юбилей, ведь Игры в Ванкувере в 2010 году уже десятые по счету. Сегодня, безусловно, невозможно представить мировой спорт без соревнований людей с инвалидностью, без этих невероятных стартов, которые по накалу страстей не уступают Олимпийским играм. Отсюда, к слову, появилась и приставка «пара», что в переводе с латинского обозначает «присоединившийся».

Вы не поверите, но еще в XVIII веке медики утверждали, что двигательная активность является одним из факторов реабилитации людей с инвалидностью. А первые попытки приобщить этих людей к спорту были предприняты в XIX веке. Так, например, в Берлине спортивный клуб для глухих открылся в 1888 году. Наконец, так называемые Всемирные игры инвалидов, которые фактически и стали первыми Паралимпийскими играми, состоялись в Риме в 1960 году. Правда, само понятие «паралимпийский» вошло в спортивную практику только в 1964 году.

YII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Достаточно новый зимний вид спорта - кёрлинг СЛАЙД 25– это спортивная игра на льду, цель которой попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в вычерченную мишень.

Я задаю вопрос - это камень. Вы отвечаете на вопрос - значит ставите камень в дом. Прошу отвечать только подняв руку, не выкрикивать с места.

Вопросы – камни.

1. Где именно проводились в Древней Греции игры? (на Пелопоннесском полуострове, в городе Олимпии)

2. Кто из знаменитых людей Древней Греции принимали участие в Олимпийских играх? (Гиппократ, Софокл, Пифагор, Геродот, Демосфен)

3. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (в 776 году до н. э.)

4. В честь кого проводились игры? (в честь бога Зевса)

5. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры? (французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен)

6. В каком году и где прошли первые Зимние Олимпийские игры? (в 1924 году во Франции)

7. Назовите девиз Олимпийских игр. ( Быстрее, выше, сильнее!)

8. Чем награждали победителя игр в Древней Греции? (лавровый венок)

9. Медаль за высшее спортивное достижение? (золотая)

10. на открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой? ( Греции)

YIII. Рефлексия.

Молодцы! мы с вами сегодня хорошо поработали, и пришло время подвести итоги. Считаем медальки-фишки каждого цвета у вас на столах.

Итак, самыми ловкими, быстрыми у нас сегодня стала команда …

- немного отстала от … команды…

- не хватило чуть-чуть ловкости, быстроты…команде. СЛАЙД 26

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понра­вился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - кар­точку с грустным лицом

IX.Домашнее задание: § 23-26 упр.





  1. Объясните графически постановку знаков препинания в тексте, подчеркните грамматическую основу. Укажите СПП с несколькими придаточными.


1.Фигурное катание, наверное, самый красивый и завораживающий вид спорта зимней олимпийской программы. 2.Евгений Плющенко – один их самых знаменитых фигуристов. 3.Он олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира и пятикратный чемпион Европы. 4.А еще Евгений – посол Олимпиады в Сочи. 5.Талантливый спортсмен представлял заявку города Сочи на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.

6.Евгений Плющенко – первый в истории фигурист, который показал комбинацию четверной и два тройных прыжка, первый среди мужчин выполнивший каскад тройных прыжков. 7.Его программа не набор технических элементов, выполненных мастерски. 8.Это спектакль на льду, где Евгений – актер, который исполняет разные роли. 9.Радовать зрителя – главная задача фигуриста.



  1. Выборочное списывание.

Выписать сложные предложения, обозначить основы, составить схемы.


Зимние Паралимпийские игры отметили свой первый юбилей, ведь Игры в Ванкувере в 2010 году уже десятые по счету. Сегодня, безусловно, невозможно представить мировой спорт без соревнований людей с инвалидностью, без этих невероятных стартов, которые по накалу страстей не уступают Олимпийским играм. Отсюда, к слову, появилась и приставка «пара», что в переводе с латинского обозначает «присоединившийся».

Вы не поверите, но еще в XVIII веке медики утверждали, что двигательная активность является одним из факторов реабилитации людей с инвалидностью. А первые попытки приобщить этих людей к спорту были предприняты в XIX веке. Так, например, в Берлине спортивный клуб для глухих открылся в 1888 году. Наконец, так называемые Всемирные игры инвалидов, которые фактически и стали первыми паралимпийскими играми, состоялись в Риме в 1960 году. Правда, само понятие «паралимпийский» вошло в спортивную практику только в 1964 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!