План урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Повторение. Стили литературного языка»
1. Приветствие. Организационный момент.
2. Запись в тетради: число, классная работа, тема урока — СЛАЙД №1
3. Словарно-орфографическая разминка.
Повторяем правило «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ». Работа у доски (2 человека) и в тетрадях (распределить слова в две колонки ПРЕ-/ПРИ-, графически обозначить приставки, устно объяснить правописание).
СЛАЙД №2
ПРЕ-
1) равнозначна слову «Очень» (презлой = очень злой)
2) равнозначна приставке ПЕРЕ- (преградить = перегородить)
ПРИ-
1) значение присоединения (приклеить)
2) значение приближения (приехать)
3) около, вблизи чего-либо (пришкольный = около школы)
4) неполнота действия, «чуть-чуть» (прикусить = чуть-чуть)
ПРИЛЕТЕТЬ, ПРИМОРСКИЙ, ПРИВРАТЬ, ПРИЧУДЛИВЫЙ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИБЛИЗИТЬСЯ, ПРЕСЛЕДОВАТЬ, ПРЕСМЕШНОЙ, ПРИХЛОПНУТЬ, ПРИПАДАТЬ (на правую ногу), ПРЕМИЛЕНЬКИЙ, ПРИХВАТКА, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ПРИБЫВАТЬ (в город), ПРИТВОРИТЬ (дверь)
4. Синтаксическая разминка. Выполнить синтаксический разбор предложения, взятого из написанного ранее стартового контрольного диктанта (1 человек у доски).
ВОДА РАЗБЕГАЛАСЬ, ТОРОПЛИВО УДИРАЛИ ВО ВСЕ СТОРОНЫ ЖУКИ-ВОДОМЁРЫ, И, НАКОНЕЦ, В ЗАГАДОЧНОЙ ГЛУБИНЕ ПОЯВЛЯЛСЯ БЬЮЩИЙСЯ ЗОЛОТОЙ БЛЕСК.
5. Беседа о стилях литературного языка. Работа со справочником для записи правил (запись или распечатки) — СЛАЙД №3
СТИЛИ РЕЧИ
↓ ↓
РАЗГОВОРНЫЙ КНИЖНЫЕ
↓ ↓ ↓ ↓
НАУЧНЫЙ↓ ↓ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
↓ ↓
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ
↓
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
6. Определение и запись в справочники основных жанров (сфер применения стилей).
1) Разговорный: беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневник..
2) Научный: статья, доклад, лекция, учебное пособие и т. д.
3) Официально-деловой: устав, закон, приказ, справка, протокол, резюме и т. д.
4) Публицистический: СМИ
5) Художественный: рассказ, повесть, очерк, роман, песня, ода, драма, стихотворение и т. д.
7. Подготовительный этап к восприятию ситуаций общения (просмотр фрагмента «Как вы яхту назовёте...»).
8. Практическая работа — закрепление. Определить ситуацию общения (официальная/неофициальная), распределить в 2 столбика — СЛАЙД №4
Школьная перемена, школьный урок, магазин, общественный транспорт, в гостях у друга, лекция в институте, родительское собрание, экскурсия, лесная прогулка, больница, библиотека, у себя дома
9. Графический диктант. Определить по заголовку, к какому стилю относится текст, обозначить стиль по первой букве (Например: н=научный, х=художественный и т. д.)
«Синтаксис и пунктуация» (Н), «Сказка о глупом мышонке» (Х), заявление о приёме на работу (О), «Самостоятельные и служебные части речи» (Н), переписка вконтакте (Р), резюме (О), «Теракт в метро» (П), «Равнобедренные треугольники» (Н), «Война и мир» (Х)
Проверка — СЛАЙД №5
10. Творческая работа по рядам на тему «Лес» (1 ряд — написать о лесе в художественном стиле, 2 ряд — в научном стиле, 3 ряд — в публицистическом; 6-8 предложений) — СЛАЙД №6
11. Рефлексия. Ответы на вопросы по теме урока.
12. Домашнее задание: написать миниатюру «Моя осень» (в художественном стиле) — СЛАЙД №7