Тема урока: Типы придаточных предложений.
Цель: систематизировать знания о видах придаточных, отработать задания
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка д/з- стр.9-12,360-368 (Егораева)
3.Объяснение новой темы
Виды придаточных предложений
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется |
I. Определительное | какой? | к существительному в главном предложении | после определяемого слова | союзными словами который, что, где, куда и др. |
2. Местоименно-определительное | какой? (кто именно, что именно?) | к местоимению в значении существительного | до и после определяемого слова | Союзными словами кто, что |
3. Изъяснительное | вопросы косвенных падежей | к словам со значением мысли, речи, чувства | Свободное (до, после, внутри главного предложения) | союзами что, как, будто, чтобы; союзн. словами кто, что и др.; частицей ли |
Обстоятельственные: |
4. Степени | в какой степени? насколько? | к сочетанию с указат. словом | после главного | союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько... |
5. Образа действия | как? каким образом? | к сочетанию с указат. словом | после главного | союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно... |
6. Места | где? куда? откуда? | ко всему главному предложению | свободное (до, после, внутри главного) | союзные слова где, куда, откуда |
7. Времени | когда? как долго? с (до) каких пор? | ко всему главному предложению | свободное | союзами когда, пока, с (до) тех пор как, как только... |
8. Условия | при каком условии? | ко всему главному предложению | свободное | союзами если, раз, когда... |
9. Причины | почему? отчего? | ко всему главному предложению | свободное | союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо |
10. Цели | зачем? с какой целью? | ко всему главному предложению | свободное | союзами чтобы, для того чтобы... |
11. Сравнительные | как? в сравнении с чем? | ко всему главному предложению | свободное | союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно... |
12. Уступительные | несмотря на что? | ко всему главному предложению | свободное | союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни... |
13. Следствия | что является следствием этого? | ко всему главному предложению | свободное | союзом так что |
14. Присоединительные | что можно к этому добавить? | ко всему главному предложению | после главного | союзными словами что, отчего, зачем, почему |
4.Отработка заданий 1-3,20-24
4.1 Отработка заданий 1-3 стр.13-16(в.6,7)
4.2 Отработка заданий 20-24 стр. 368 -371 (в.4)
5.Работа с текстом задания С
(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.
Н. А. Тэффи, известная русская писательница, рассуждает о любви.
Что такое любовь-нежность? Вот проблема, которая находится во внимании автора.
Рассуждая над этой проблемой, Н. А. Тэффи показывает отношения пожилой пары. Писательница обращает наше внимание на то, что жена проявляет трепетное отношение к мужу. Она заботится о нем: «переворачивает газету», «взбивает подушку», «подтыкает плед», но старик принимает заботу, нежность жены «с явным отвращением».
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что любовь-нежность это не «поэтический лик», а «простой, даже забавный» облик. Только такая любовь «все отдает, и нет ей предела».
Я полностью согласна с Н. А. Тэффи в том, что любовь-нежность это самый «божественный лик любви». Только такая самоотверженная любовь может называться возвышенной.
В Русской литературе существует множество примеров проявления любви-нежности.
Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.
Также выражение любви-нежности можно встретить в рассказе А. П. Платонова «Юшка». Главный герой, Юшка, смиренно терпит людскую жестокость. Дети, бросают грязь и палки в него, прохожий посмеивается над ним, но главный герой не отвечает недоброжелателям тем же. Он добр, ласков ко всем окружающим его людям.
Итак, можно сделать вывод, что любовь-нежность, это «божественный лик». Такая любовь возвышает человека. Давайте же воспитывать в себе это возвышенное чувство.
(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.