СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского в 11 классе "Типы придаточных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по подготовке к ЕГЭ "Типы придаточных предложений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского в 11 классе "Типы придаточных предложений"»

Тема урока: Типы придаточных предложений.

Цель: систематизировать знания о видах придаточных, отработать задания

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка д/з- стр.9-12,360-368 (Егораева)

3.Объяснение новой темы

Виды придаточных предложений

Вид придаточного

На какой вопрос отвечает

К чему относится

Место придаточного

Чем прикрепляется

I. Определитель­ное

какой?

к существитель­ному в главном предложении

после определяемого слова

союзными словами который, что, где, куда и др.

2. Местоименно-определительное

какой?

(кто именно,

что именно?)

к местоимению в значении существительного

до и после определяемого слова

Союзными словами кто, что

3. Изъяснительное

вопросы косвенных

падежей

к словам со значением мысли, речи, чувства

Свободное (до, после, внутри главного предложения)

союзами что, как, будто, чтобы; союзн. словами кто, что и др.; частицей ли

Обстоятельствен­ные:

4. Степени

в какой степени? насколько?

к сочетанию с указат. словом

после главного

союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько...

5. Образа действия

как? каким образом?

к сочетанию с указат. словом

после главного

союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно...

6. Места

где? куда? откуда?

ко всему главному предложению

свободное (до, после, внутри главного)

союзные слова где, куда, откуда

7. Времени

когда? как долго? с (до) каких пор?

ко всему главному предложению

свободное

союзами когда, пока, с (до) тех пор как, как только...

8. Условия

при каком условии?

ко всему главному предложению

свободное

союзами если, раз, когда...

9. Причины

почему? отчего?

ко всему главному предложению

свободное

союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо

10. Цели

зачем? с какой целью?

ко всему главному предложению

свободное

союзами чтобы, для того чтобы...

11. Сравнительные

как?

в сравнении с чем?

ко всему главному предложению

свободное

союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно...

12. Уступительные

несмотря на что?

ко всему главному предложению

свободное

союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни...

13. Следствия

что является следствием этого?

ко всему главному предложению

свободное

союзом так что

14. Присоедини­тельные

что можно к этому добавить?

ко всему главному предложению

после главного

союзными словами что, отчего, зачем, почему

4.Отработка заданий 1-3,20-24

4.1 Отработка заданий 1-3 стр.13-16(в.6,7)

4.2 Отработка заданий 20-24 стр. 368 -371 (в.4)

5.Работа с текстом задания С

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Н. А. Тэффи, известная русская писательница, рассуждает о любви.

Что такое любовь-нежность? Вот проблема, которая находится во внимании автора.

Рассуждая над этой проблемой, Н. А. Тэффи показывает отношения пожилой пары. Писательница обращает наше внимание на то, что жена проявляет трепетное отношение к мужу. Она заботится о нем: «переворачивает газету», «взбивает подушку», «подтыкает плед», но старик принимает заботу, нежность жены «с явным отвращением».

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что любовь-нежность это не «поэтический лик», а «простой, даже забавный» облик. Только такая любовь «все отдает, и нет ей предела».

Я полностью согласна с Н. А. Тэффи в том, что любовь-нежность это самый «божественный лик любви». Только такая самоотверженная любовь может называться возвышенной.

В Русской литературе существует множество примеров проявления любви-нежности.

Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.

Также выражение любви-нежности можно встретить в рассказе А. П. Платонова «Юшка». Главный герой, Юшка, смиренно терпит людскую жестокость. Дети, бросают грязь и палки в него, прохожий посмеивается над ним, но главный герой не отвечает недоброжелателям тем же. Он добр, ласков ко всем окружающим его людям.

Итак, можно сделать вывод, что любовь-нежность, это «божественный лик». Такая любовь возвышает человека. Давайте же воспитывать в себе это возвышенное чувство.


(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. (11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. – (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? (19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. (22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных. (25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. (28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: – Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. (43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. (44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. – (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. (49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. – (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. (51)Она побледнела и вся как-то опустилась. – (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... – (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! (57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. (По Н.А. Тэффи*) * Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!