Автор: Дрюпина Оксана Николаевна -Учитель начальных классов
Название образовательного учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Прилогинская общеобразовательная средняя школа».
Аннотация к занятию: Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей шахматных партий и позиций. Это занятие обобщает знания юных шахматистов о видах шахматной нотации. Данное занятие учит юных шахматистов определиться, каким видом шахматной нотации записывать собственные партий; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше.
Предмет: шахматы
Возрастная группа: обучающиеся 3-4 классов
Тема занятия: Виды шахматной нотации
Цель занятия: - знакомство с видами шахматной нотации
Задачи занятия:
Обучающие:
научить правильно, записывать шахматную партию разными способами;
научить правильно по записи, расставлять шахматную позицию;
научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать шахматный кругозор;
развивать мотивацию с целью создания ситуации успеха.
Воспитывающие:
формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.
Формирование видов универсальных учебных действий:
Личностные:
самооценка
мотивация к предмету
Познавательные:
работа с учебными диаграммами
использование схем (запись партии)
выполнение логических операций – сравнение, классификация, обобщение.
Регулятивные:
управление своей деятельностью,
самостоятельность
умение делать выводы
Коммуникативные:
навыки сотрудничества.
Эти навыки помогут не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Учебно-методическое обеспечение:
Время реализации занятия: 40 минут
Авторский медиапродукт: презентация к занятию Microsoft Office Power Point
ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация;
набор черно-белых клеток (фрагмент шахматной доски) каждого цвета дл каждого обучающегося;
шахматные доски с набором шахматных фигур;
тетрадки для записей каждому обучающемуся;
блокноты для записи шахматных партий каждому обучающемуся;
задание «Виды шахматной нотации» для каждого обучающегося;
Разноцветные магниты для каждого обучающегося.
План проведения занятия:
№ | Этапы урока | Временная реализация |
1. | Организационный момент | 2 мин |
2. | Видеоролик (Отрывок из кинофильма «Белый снег России» о сеансе одновременной игре) | 7 мин |
3. | Повторение ранее изученного материала. Решение задач вслепую. | 11 мин |
4. | Сообщение нового материала. | 2 мин |
5. | Физминутка | 3 мин |
6. | Продолжение сообщение нового материала. | 14 мин |
7. | Подведение итогов. | 3 мин |
8. | Момент рефлексии. | 3 мин |
Ход занятия
Вступление
1. Организационный момент (слайд 1) – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб умными быть надо многое знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
– Дорогие ребята! Я очень рада видеть всех вас здоровыми, красивыми, весёлыми.
– Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей и поделимся с ними хорошим настроением. (Дети хором здороваются с гостями.)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Садитесь, пожалуйста.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.)
– Напомню, что мы с вами одна большая команда, от работы каждого из вас зависит общее дело, его результативность. Давайте повторим правила работы на уроке.
Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам.
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.
2. Повторение ранее изученного материала. Решение задач вслепую. Актуализация опорных знаний (4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
- Будем чемпионами! (слайд 3)
- Будем!
- Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?
- Правильно с2 – белого цвета.
- Какого цвета поле b4? (b4 – черного цвета)
- Какого цвета поле а2? (а2 – белого цвета)
- Какого цвета поле е5? (е5 – черного цвета)
- А сейчас решим несколько задач вслепую (дети без расстановки фигур в уме представляют позицию, на слайде позиция тоже сразу не воспроизводиться, решают задачу и записывают ответ в тетради для работ по шахматам).
1 задача (слайд 4)
Б: Крс6, Лf3
Ч: Крс8
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Лf8х (слайд 5)
2 задача (слайд 6)
Б: Кр е6, Фа3
Ч: Кр е8 , п. а7
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Фе7х (слайд 7)
3 задача (слайд 8)
Б: Крg6, Са5, Кh6
Ч: Крh8
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Сс3х (слайд 9)
- Молодцы, ребята, настоящие гроссмейстеры!
3. Сообщение темы, постановка целей урока. .Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Цель: сформулировать представление о шахматной нотации.
- Пересечение горизонталей и вертикалей образуются шахматные поля, например горизонталь 4 и вертикаль d, какое поле? (слайд 10)
- Поле d4
- Правильно. И при пересечение, например, диагоналей а1 – h8 и a7 – g1, какое поле пересечения?(слайд 11)
- поле d4
- Правильно
- Ребята, У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с видами шахматной нотации.
- Ребята, а вы знаете, что такое шахматная нотация (варианты ответов).
- Хорошо, что такое шахматная нотация мы с вами уже знаем и мы познакомимся с видами шахматной нотации.
(просмотр фильма https://my-hit.org/film/13716/
4. Физминутка (слайд 12)
Мы стоим на «d4». Представили!
Если называют поле «d5» – то делаем шаг вперед
Если «d3» – шаг назад
Если «с4» – приседание
Если «е4» – подпрыгнуть
Повторить еще раз в другом порядке.
5. Продолжение сообщение нового материала.
- Вот мы и подошли к теме «виды шахматной нотации», какое же определение можно дать словосочетанию «шахматная нотация»…
А названия всех полей на шахматной доске и составляют шахматную нотацию.
Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске (слайд 13). Запишем в наших тетрадочках.
В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена еще в 1616 в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус) (слайд 14).
В следующем столетии ее разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.
Смотрим онлайн урок http://www.videxp.com/RU/v/10972/0/go.html
Ребята, как ставится «детский мат». Покажите на шахматной доске эту партию. А теперь давайте запишем двумя способами в шахматных блокнотиках для записи партий. Шахматная нотация
Для записей ходов в шахматный бланк следует знать шахматную нотацию.
Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей в шахматных бланках. В бланк записывается положение фигур на шахматной доске, их перемещение и т.д. Данная нотация появилась в конце XVIIIвека.
Мы уже знаем, что вертикали нумеруются латинскими буквами от a до h (a, b, c, d, e, f, g, h), а горизонтали – цифрами 1-8. В шахматный бланк при ходе не записываются полные названия фигуры, которую Вы передвигаете, а записывается только сокращение.
Фигура | Сокращение |
Король | Кр |
Ферзь | Ф |
Ладья | Л |
Слон | С |
Конь | К |
Пешка | ... |
Существует два типа записей ходов. Полная запись ходов и сокращенная.
Полная запись ходов состоит из:
1. Номер хода
2. Тип ходящей фигуры (сокращение)
3. Клетка с которой сделан ход
4. Далее при простом ходе ставится тире ( - ), при взятии фигуры двоеточие ( : ).
5. Клетка на которую сделан ход
6. Если сделан шах ставится плюс ( + ), двойной шах – два плюса ( ++ ). Если поставлен мат ставится крестик или знак умножения ( x ). Если ничья – знак уравнения ( = ).
7. Короткая рокировка записывается как два нуля ( 0-0 ), длинная – три нуля ( 0-0-0 ).
Короткая запись ходов:
1. Номер хода
2. Тип ходящей фигуры
3. Клетка на которую сделан ход
При ведении комментариев к шахматной партии используются знак восклицания или знак вопроса.
! – сильный ход.
!! – очень сильный ход
? – слабый ход
?? – очень слабый ход
!? – интересный ход
?! – рискованный ход
В конце партии пишется результат игры. Результат игры записывается по этой схеме: «AA: BB», где AA– результат первого шахматиста, а BB– результат второго.
Выигрыш: 1 очко; ничья – 0,5; поражение – 0 очков.
Если идет серия партии, то запись результата игрока ведется так: «+WW–LL=DD»; +WW– побед у игрока; -LL– поражений у игрока; =DD– ничьих.
Для примера запишем нотацию «детского мата»:
Полная запись ходов:
Номер хода | Белые | Черные |
1. | e2-e4 | e7-e5 |
2. | Cf1-c4 | Kb8-c6 |
3. | Фd1-f3?! | Cf8-b4?? |
4. | Фf3:d7x | |
Результат: 1:0
Сокращенная запись ходов:
Номер хода | Белые | Черные |
1. | e4 | e5 |
2. | Cc4 | Kc6 |
3. | Фf3?! | Cb4?? |
4. | Ф:d7x | |
Затем решаем задачки на сайте
http://tagchess.ru/kon/8-notatch.html
Различают два вида записи (нотации) — полная и сокращённая.
ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ ХОДОВ
Запись хода состоит из таких компонентов:
(опционально) Многоточие (…) — знак хода чёрных.
Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)
Поле, с которого сделан ход.
Для тихого хода — тире (—). Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).
Поле, на которое сделан ход.
Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак "=" для ничьей.
Комментарии к ходу. ! или !! для сильного хода, ? или ?? для слабого, ?! для рискованного,!? для интересного хода.
Например, в русской нотации запись "e2-e4" означает, что пешка с поля e2 переместилась на полеe4. Запись "Фh5-h7" означает, что ферзь с поля h5 переместился на поле h7. Запись "Лg6:h6"значит, что ладья с поля g6 взяла фишку (не указывается какую) на поле h6.
Рокировка в длинную сторону записывается как 0-0-0, в короткую - 0-0.
Оценка: 5.0 из 5
Голосов: 2
Полная запись ходов:
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5 Кg8—f6??
4. Фh5:f7×
Сокращённая запись ходов. Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой нотации выглядит так:
1. e4 e5
2. Сc4 Кc6
3. Фh5 Кf6??
4. Ф:f7×
При запись партий можно применять и полную и сокращенную запись. Но последняя запись проще, и вполне понятна.
Еще различают виды нотации по написанию фигур на определенном языке.
Фигура | Русское сокращение | Английское сокращение |
Король | Кр | K (king) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Ладья | Л | R (rook) |
Конь | К | N (kNight) |
Слон | С | B (bishop) |
Пешка | п (или ничего) | p (pawn) или ничего |
Шахматные фигуры Chessman ['ʧesmæn] |
На русском языке | На английском языке |
Король | King [kɪŋ] |
Ферзь | Queen [kwi:n] |
Ладья | Rook [ruk] |
Слон | Bishop ['bɪʃəp] |
Конь | Night [naɪt] |
Пешка | Pawn [pɔ:n] |
И сокращенно шахматные фигуры записываются так (слайд 16) на русском и английском языках (международном):
Например, в русской нотации детский мат записывается так (слайд 17):
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5 Кg8—f6??
4. Фh5:f7×
Та же партия в международной нотации:
1. e2—e4 e7—e5
2. Bf1—c4 Nb8—c6
3.Qd1—h5 Ng8—f6??
4. Qh5xf7#