СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"Шахматная нотация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей шахматных партий и позиций. Это занятие обобщает знания юных шахматистов о видах шахматной нотации. Данное занятие учит юных шахматистов определиться, каким видом шахматной нотации записывать собственные партий; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока"Шахматная нотация"»

Автор: Дрюпина Оксана Николаевна -Учитель начальных классов

Название образовательного учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Прилогинская общеобразовательная средняя школа».

Аннотация к занятию: Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей шахматных партий и позиций. Это занятие обобщает знания юных шахматистов о видах шахматной нотации. Данное занятие учит юных шахматистов определиться, каким видом шахматной нотации записывать собственные партий; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше.

Предмет: шахматы

Возрастная группа: обучающиеся 3-4 классов

Тема занятия: Виды шахматной нотации

Цель занятия: - знакомство  с видами шахматной нотации

Задачи занятия:

Обучающие:

научить правильно, записывать шахматную партию разными способами;

научить правильно по записи, расставлять шахматную позицию;

научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.

Развивающие:

развивать логическое мышление;

развивать шахматный кругозор;

развивать мотивацию с целью создания ситуации успеха.

Воспитывающие:

формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.

Формирование видов универсальных учебных действий:

Личностные:

самооценка

мотивация к предмету

Познавательные:

работа с учебными диаграммами

использование схем (запись партии)

выполнение логических операций – сравнение, классификация, обобщение.

Регулятивные:

управление своей деятельностью,

самостоятельность

умение делать выводы

Коммуникативные:

навыки сотрудничества.

Эти навыки помогут не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: презентация к занятию Microsoft Office Power Point

ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация;

набор черно-белых клеток (фрагмент шахматной доски) каждого цвета дл каждого обучающегося;

шахматные доски с набором шахматных фигур;

тетрадки для записей каждому обучающемуся;

 блокноты для записи шахматных партий каждому обучающемуся;

задание «Виды шахматной нотации» для каждого обучающегося;

Разноцветные магниты для каждого обучающегося.





План проведения занятия:

Этапы урока

Временная реализация

1.

Организационный момент

2 мин

2.

Видеоролик (Отрывок из кинофильма «Белый снег России» о сеансе одновременной игре)

7 мин

3.

Повторение ранее изученного материала. Решение задач вслепую.

11 мин

4.

Сообщение нового материала.

2 мин

5.

Физминутка

3 мин

6.

Продолжение сообщение нового материала.

14 мин

7.

Подведение итогов.

3 мин

8.

Момент рефлексии.

3 мин

Ход занятия

Вступление

1. Организационный момент (слайд 1)важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб умными быть надо многое знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

– Дорогие ребята! Я очень рада видеть всех вас здоровыми, красивыми, весёлыми.

– Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей и поделимся с ними хорошим настроением. (Дети хором здороваются с гостями.)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Садитесь, пожалуйста.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.)

– Напомню, что мы с вами одна большая команда, от работы каждого из вас зависит общее дело, его результативность. Давайте повторим правила работы на уроке.

Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придет на помощь друг.

2. Повторение ранее изученного материала. Решение задач вслепую. Актуализация опорных знаний (4-5 минут)

Цель: повторение изученного материала, фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Чтоб играть и побеждать

Надо доску знать на "пять"!

- Будем чемпионами! (слайд 3)

- Будем!

- Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?

- Правильно с2 – белого цвета.

- Какого цвета поле  b4? (b4 – черного цвета)

- Какого цвета поле  а2? (а2 – белого цвета)

- Какого цвета поле  е5? (е5 – черного цвета)

- А сейчас решим несколько задач вслепую (дети без расстановки фигур в уме представляют позицию, на слайде позиция тоже сразу не воспроизводиться, решают задачу и записывают ответ в тетради для работ по шахматам).

1 задача (слайд 4)

Б: Крс6, Лf3
Ч: Крс8 
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Лf8х (слайд 5)

2 задача (слайд 6)

Б: Кр е6, Фа3
Ч: Кр е8 , п. а7
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Фе7х (слайд 7)

3 задача (слайд 8)

Б: Крg6, Са5, Кh6
Ч: Крh8
Ход белых. Мат в 1 ход. Сверимся с ответом 1. Сс3х (слайд 9)

- Молодцы, ребята, настоящие гроссмейстеры!


3. Сообщение темы, постановка целей урока. .Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

Цель: сформулировать представление о шахматной нотации.

- Пересечение горизонталей и вертикалей образуются шахматные поля, например горизонталь 4 и вертикаль d, какое поле? (слайд 10)

- Поле d4

- Правильно. И при пересечение, например, диагоналей а1 – h8 и a7 – g1, какое поле пересечения?(слайд 11)

- поле d4

- Правильно



- Ребята, У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с видами шахматной нотации.

- Ребята, а вы знаете, что такое шахматная нотация (варианты ответов).

- Хорошо, что такое шахматная нотация мы с вами уже знаем и мы познакомимся с видами шахматной нотации.


(просмотр фильма https://my-hit.org/film/13716/


4. Физминутка (слайд 12)

Мы стоим на «d4». Представили!

Если называют поле «d5» – то делаем шаг вперед

Если «d3» – шаг назад

Если «с4» – приседание

Если «е4» – подпрыгнуть

Повторить еще раз в другом порядке.

5. Продолжение сообщение нового материала.

- Вот мы и подошли к теме «виды шахматной нотации», какое же определение можно дать словосочетанию «шахматная нотация»…

А названия всех полей на шахматной доске и составляют шахматную нотацию.

Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске (слайд 13). Запишем в наших тетрадочках.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена еще в 1616 в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним — Густавус Селенус) (слайд 14).

В следующем столетии ее разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Смотрим онлайн урок http://www.videxp.com/RU/v/10972/0/go.html

Ребята, как ставится «детский мат». Покажите на шахматной доске эту партию. А теперь давайте запишем двумя способами в шахматных блокнотиках для записи партий. Шахматная нотация

Для записей ходов в шахматный бланк следует знать шахматную нотацию.

Шахматная нотация – специальный язык обозначений, созданный для записей в шахматных бланках. В бланк записывается положение фигур на шахматной доске, их перемещение и т.д. Данная нотация появилась в конце XVIIIвека.

Мы уже знаем, что вертикали нумеруются латинскими буквами от a до h (a, b, c, d, e, f, g, h), а горизонтали – цифрами 1-8. В шахматный бланк при ходе не записываются полные названия фигуры, которую Вы передвигаете, а записывается только сокращение.

Фигура

Сокращение

Король

Кр

Ферзь

Ф

Ладья

Л

Слон

С

Конь

К

Пешка

...

Существует два типа записей ходов. Полная запись ходов и сокращенная. 

Полная запись ходов состоит из:

1. Номер хода

2. Тип ходящей фигуры (сокращение)

3. Клетка с которой сделан ход

4. Далее при простом ходе ставится тире ( - ), при взятии фигуры двоеточие ( : ).

5. Клетка на которую сделан ход

6. Если сделан шах ставится плюс ( + ), двойной шах – два плюса ( ++ ). Если поставлен мат ставится крестик или знак умножения ( x ). Если ничья – знак уравнения ( = ).

7. Короткая рокировка записывается как два нуля ( 0-0 ), длинная – три нуля ( 0-0-0 ).

Короткая запись ходов:

1. Номер хода

2. Тип ходящей фигуры

3. Клетка на которую сделан ход

При ведении комментариев к шахматной партии используются знак восклицания или знак вопроса.

! – сильный ход.

!! – очень сильный ход

? – слабый ход

?? – очень слабый ход

!? – интересный ход

?! – рискованный ход

В конце партии пишется результат игры. Результат игры записывается по этой схеме: «AA: BB», где AA– результат первого шахматиста, а BB– результат второго.

Выигрыш: 1 очко; ничья – 0,5; поражение – 0 очков.

Если идет серия партии, то запись результата игрока ведется так: «+WW–LL=DD»; +WW– побед у игрока; -LL– поражений у игрока; =DD– ничьих.

Для примера запишем нотацию «детского мата»:

Полная запись ходов:

Номер хода

Белые

Черные

1.

e2-e4

e7-e5

2.

Cf1-c4

Kb8-c6

3.

Фd1-f3?!

Cf8-b4??

4.

Фf3:d7x


Результат: 1:0

Сокращенная запись ходов:

Номер хода

Белые

Черные

1.

e4

e5

2.

Cc4

Kc6

3.

Фf3?!

Cb4??

4.

Ф:d7x


Затем решаем задачки на сайте


http://tagchess.ru/kon/8-notatch.html



Различают два вида записи (нотации) — полная и сокращённая.

ПОЛНАЯ ЗАПИСЬ ХОДОВ

Запись хода состоит из таких компонентов:

  1. (опционально) Многоточие () — знак хода чёрных.

  2. Тип фигуры, которая ходит (король, конь и т. д.)

  3. Поле, с которого сделан ход.

  4. Для тихого хода — тире (). Для взятия в международной нотации применяется крест или буква x, в русской двоеточие (:).

  5. Поле, на которое сделан ход.

  6. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.

  7. Для шаха — знак плюс (+). Для двойного шаха — двойной плюс (++). Для мата — знак умножения (×) в русской нотации и решётка (#) в международной. Изредка встречается знак "=" для ничьей.

  8. Комментарии к ходу. ! или !! для сильного хода, ? или ?? для слабого, ?! для рискованного,!? для интересного хода.

Например, в русской нотации запись "e2-e4" означает, что пешка с поля e2 переместилась на полеe4. Запись "Фh5-h7" означает, что ферзь с поля h5 переместился на поле h7. Запись "Лg6:h6"значит, что ладья с поля g6 взяла фишку (не указывается какую) на поле h6.

Рокировка в длинную сторону записывается как 0-0-0, в короткую - 0-0.

Оценка: 5.0 из 5 
Голосов:
 2

Полная запись ходов:
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5 Кg8—f6??
4. Фh5:f7×

Сокращённая запись ходов. Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой нотации выглядит так:

1. e4 e5
2. Сc4 Кc6
3. Фh5 Кf6??
4. Ф:f7×

При запись партий можно применять и полную и сокращенную запись. Но последняя запись проще, и вполне понятна.

Еще различают виды нотации по написанию фигур на определенном языке.

Фигура

Русское сокращение


Английское сокращение

Король

Кр


K (king)

Ферзь

Ф


Q (queen)

Ладья

Л


R (rook)

Конь

К


N (kNight)

Слон

С


B (bishop)


Пешка


п (или ничего)


p (pawn) или ничего


Шахматные фигуры

Chessman ['ʧesmæn]

На русском языке

На английском языке

Король

King [kɪŋ]

Ферзь

Queen [kwi:n]

Ладья

Rook [ruk]

Слон

Bishop ['bɪʃəp]

Конь

Night [naɪt]

Пешка

Pawn [pɔ:n]

И сокращенно шахматные фигуры записываются так (слайд 16) на русском и английском языках (международном):

Например, в русской нотации детский мат записывается так (слайд 17):
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5 Кg8—f6??
4. Фh5:f7×
Та же партия в международной нотации:
1. e2—e4 e7—e5
2. Bf1—c4 Nb8—c6
3.Qd1—h5 Ng8—f6??
4. Qh5xf7#




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!