Разработка урока физики в 7 классе.
Сила упругости.
Учитель : Варфоломеева Наталья Борисовна
Метод обучения: информационно – развивающий, исследовательский.
Форма работы: лекция, демонстрация, фронтальный эксперимент.
Формируемые умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.
Оборудование: набор грузов, динамометр.
ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цели урока:
обучающая: познакомить учащихся с силой упругости и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы упругости от величины деформации. Отработка экспериментальных навыков.
развивающая: способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Тест самоконтроля по проверке силы тяжести.
1. Что такое сила?
а) любое изменение формы тела;
б) мера взаимодействия тел;
в) точного понятия нет.
2. Какой буквой обозначают силу?
а) S ;
б) m ;
в) F .
3. Какую силу называют силой тяжести?
а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело;
б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;
в) физическая величина, характеризующая инертность тела.
4. Как направлена сила тяжести?
а) вертикально вниз;
б) вертикально вверх;
в) вправо.
5. От чего зависит результат действия силы на тело?
а) массы;
б) модуля, направления, точки приложения;
в) объёма, плотности, расстояния.
Ответы:
Б
В
А
А
Б
Объяснение нового материала.
Объяснение сопровождается показом презентации.
…
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалось совсем!
…
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
растяните пружину, а затем снимите нагрузку, деформация исчезла; растяните пластилин, а затем снимите нагрузку, деформация не исчезла. Чем отличаются деформации?
Деформации бывают упругие и пластические (слайд 2)
Виды деформации: сжатие, растяжение, изгиб, сдвиг, кручение (слайд 3)
(слайд 4,5) мальчик хочет встать на палку. Что произойдет с палкой, если мальчик на нее встанет? (палка прогнется, но не сломается)
Какая сила действует на мальчика? (сила тяжести)
Тогда почему палка не ломается, значит что-то ее удерживает, значит в палке возникает сила противодействия силе тяжести.
Куда должна быть направлена эта сила? (вверх) (слайд 6)
А если мальчик сойдет с палки? Деформация исчезнет, т.к. она упругая.
Вывод: в деформированной палке возникла сила упругости.
Тема нашего урока «Сила упругости» (слайд 7)
Фронтальный эксперимент с пружиной. Выясним, куда направлена сила упругости.
Запись в тетради (слайд 8)
Сила упругости – это сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение.
(Направлена против деформации) (слайд 9)
Подвешиваем к динамометру грузы, измеряя на сколько деформирована пружина, заполняем таблицу и строим график зависимости силы упругости от величины деформации.
Вывод: сила упругости прямо пропорциональна величине деформации (слайд 11)
1. Чему равна сила упругости пружины, если она растягивается на 25 см, а ее жесткость равна 200 Н/м
2. При растяжении пружины на 6 см в ней возникла сила упругости 300 Н. Чему равен коэффициент упругости пружины?
IV. Домашнее задание П.25