СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

«Золотое кольцо России» (2урока)

Класс:

Форма проведения:    

3 класс/9-10лет.

Урок-путешествие  (виртуальная экскурсия).                       

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

Познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

Задачи урока:

  1.  Учить вести исследовательскую работу.   

2.Развивать способность    правильно формулировать мысли в процессе общения.

3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.  

 

 

Познакомится с достопримечательностями городов Золотого кольца России, закрепить умение находить нужную информацию в источниках и работу в группах.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Золотое кольцо России"»

Конспект урока.


Тема урока:

«Золотое кольцо России» (2урока)

Класс:

Форма проведения:

3 класс/9-10лет.

Урок-путешествие (виртуальная экскурсия).







Цель урока:

Познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.

Задачи урока:

  1. Учить вести исследовательскую работу.

2.Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения.

3.Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за свою страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.






План урока:

Познакомится с достопримечательностями городов Золотого кольца России, закрепить умение находить нужную информацию в источниках и работу в группах.

1. Организационная часть — 2 мин.
2. Актуализация знаний— 3 мин.
3. Постановка учебной проблемы — 5 мин.
4. Изучение нового материала — 52 мин.

5.Закрепление полученных знаний-20 мин.
6. Итог урока — 5 мин.

7.Рефлексия- 2мин.

8. Домашнее задание- 1 мин.

Учебник стр. 108-123

Читать и отвечать на вопросы, Тср. с. 39-40.


Ход урока:


I. Организационный момент. ( 2 минуты)

Ребята, мы начинаем урок окружающего мира. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу. Повернитесь назад, поздоровайтесь с нашими гостями, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.

II. Актуализация знаний. ( 3 минуты)

Учитель: Урок я хотела бы начать с небольшого видеоролика. ( слайд 2)

Ваша задача просмотреть ролик и определить тему нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся внимательно просматривают ролик и отвечают на вопрос.

Тема урока «Золотое кольцо России». ( слайд 3).

III. Постановка учебной проблемы. ( 5 минут)

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России. Путешествовать будем группами, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше городов и затем рассказать об увиденном своим одноклассникам. В путешествие необходимо брать с собой документы. Поэтому нам нужен дневник, учебник с картой путешествия, тетрадь для записи наблюдений.

Зачем мы отправляемся в путешествие?

Обсудите в группах цели нашего путешествия. (слайд 4).

Учащиеся высказывают предположения (цели).

Учитель: А как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?

Попробуйте отгадать загадку.

Что за чудо – желтый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином! ( Правильно это автобус - Слайд 5)

Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце» (Слайд № 6).

А почему кольцо? ( слайд 7) КОЛЬЦО, -а, мн. кольца, колец, кольцам, ср. 1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала. Связка ключей на кольце. Гимнастические кольца (спортивный снаряд). 2. Украшение такой формы, надеваемое на палец. К. с бирюзой. Руки в кольцах. К. в носу.

А почему золотое? (слайд 8)

(предположения детей)

В конце урока, я надеюсь, вы сами сможете ответить на эти вопросы. ( слайд 9)

IV. Изучение нового материала. ( 50 мин )

В путешествие мы отправимся из Москвы.

Кто сможет показать на карте Москву? ( Слайд № 10)

Кто был в Москве? Что Вам особенно запомнилось?

У вас на партах лежат тетради. Они открыты на с. 45 – это наша маршрутная карта. В ней мы будем отмечать города, в которых побываем с помощью цветных карандашей.

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Прибываем в Сергиев Посад.

( слайд 11).

  1. Город Сергиев Посад. (Слайд №12-18)

Итак, мы прибыли в город. Город нам не знаком. Кто нам сможет помочь? Кто расскажет нам о городе, когда был основан? Кем? Достопримечательности города?

Правильно, экскурсовод. Выберите в своей группе экскурсовода.

( Учащиеся выбирают экскурсовода).

Приглашаем экскурсовода в городе Сергиев Посад.

/Сообщения детей о городах./ ( Ребята заранее подготовили сообщения).

Слово посад- поселение ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.

Давайте отметим этот город в маршрутной карте.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а))

  1. Из Сергиева-Посада мы едем в Переславль-Залесский.

(Слайд № 19-24).

Приглашаем экскурсовода в городе Переславль-Залесский.

Этот город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры. В Спасо-Преображенском соборе закладывались основы русской государственности и веры, народного творчества и традиций архитектуры. Основной достопримечательностью Переславля-Залесского является Горицкий монастырь Давайте отметим этот город в маршрутной карте.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

3) Затем наш путь лежит в Ростов Великий. (Слайд №25-31)

Первым из городов Золотого кольца был Ростов Великий, который упоминается в летописи уже во второй половине 9 века. Самая замечательная часть города – это Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Финифть – это один из распространённых народных художественных промыслов. Медную пластину покрывают эмалью и сверху наносят рисунок, который затем обжигают. Это броши, серги, браслеты и другое.

И этот город отметим на своих картах.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.

( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

4) Сейчас мы с вами отправляемся в Ярославль. ( слайд 32-38)

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого он носит. Город тоже стоит на великой реке Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

И этот город отметим на своих картах.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.

( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

Посмотрите остановка, (слайд 39-40).

Давайте отдохнем

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА. ( 2 минуты)

5) Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, - Кострома (Слайд № 41-51)

Если посмотреть на план города Костромы, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили: - Какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводится своё место. Об этом говорят сами названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды и многие другие. Кострому по праву называют жемчужиной Золотого кольца России. Кострома знаменита и Ипатьевским монастырём, с которым связана Ипатьевская летопись, где описываются наиболее важные события Киевской Руси. В Костроме происходило избрание на престол Михаила Романова – первого из династии царей Романовых, правивших нашей страной до 1917 года. И этот город отметим на своих картах.


И заполните тетрадь для записи наблюдений.

( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

6) Из Костромы мы отправляемся в Суздаль. (Слайд № 52-62)

Суздаль - древний город. Считается, что он существовал уже к началу 12 века. Там крепко обосновались бояре. Они построили много не слишком больших, но нарядных церквей. А позже Суздаль стал городом ремесленников-плотников, гвоздарей. Они будто соревновались между собой, густо расставляя по берегам реки Каменки свои приходские храмы вместе с шатровыми колокольнями. Каждому хотелось свою церковь сделать особенной. Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей. 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – это церкви, избы, мельница.

И этот город отметим на своих картах.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.

( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

7) От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Слайд № 63-68 )

Этот город основал князь Владимир Мономах. Отсюда и его название. Красивый город стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – это Золотые ворота. А это величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. Позднее по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Среди храмов нарядностью выделяется Дмитриевский собор. Подобного ему не было нигде. На его стенах скульптурная резьба, как будто накинуто прозрачное кружево. И этот город отметим на своих картах.

И заполните тетрадь для записи наблюдений.

( Название города, Достопримечательности , что интересного узнал (а)).

Из Владимира мы снова возвращаемся в Москву. (слайд 69-70)

О Москве вы узнаете на следующих уроках.

VI. Закрепление полученных знаний. ( 20 минут)

Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

Ребята, вам понравилось путешествие? Чем? А теперь мы с вами попробуем все вспомнить. Проверим ваши знания.( слайд 71-72)

VII. Итог урока.( 5 минуты)

А теперь вернемся к нашим вопросам, которые были заданы в начале урока.

- Так почему называется кольцо? ( слайд 72)

- А почему золотое? ( слайд 73-74)

Вывод: Среди многочисленных русских городов с тысячелетней историей города Золотого кольца занимают особое место. На месте этих древнейших княжеств в XI – XII веках находилась колыбель Русской земли. Города названы Золотым кольцом, потому что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом.

VIII. Рефлексия. ( 2 минуты)

Кому сегодня на уроке было интересно, поднимите Зелёную карточку, кому не очень интересно – Желтую карточку, а кому было очень скучно – Красную карточку. (слайд 75)

IX.Домашнее задание ( 1 минута)

Учебник стр. 108-123

Читать и отвечать на вопросы

Тср. с. 39-40. (слайд 76)

Спасибо за работу. ( слайд 77)


Технические средства и материалы:

Компьютер, мультимедийная установка + мультимедийная презентация, карты Золотого кольца России для каждой группы, маршрутная карта по городам, тетрадь для записи наблюдений.

Дидактические материалы:

Карта путешествия.


ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ.

Золотое кольцо России


Название города

Достопримечательности

города

Что интересного узнал (а)

























Методическая литература.

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1,2 – М.: Академкнига/Учебник, 2014

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1,2.М.Академкнига/Учебник,2014

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник,2012.

Интернет-ресурсы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_кольцо_России

http://www.putidorogi-nn.ru/zolotoe-koltso-rossii

http://guide.travel.ru/russia/golden_ring/

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/14/prezentatsiya-zolotoe-koltso-rossii


12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!