СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия "История школы-история страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного занятия на тему: "История школы - история страны" для учащихся 4-5 классов с использованием приема интерактивного обучения (Игра "Жокеи и лошади), приёма технологии французских мастерских (составление ассоциативного ряда), приёма рефлексии "Пятёрочка".

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия "История школы-история страны"»

Классный час на тему: «История моей школы».

Цели: Воспитание уважения к истории страны через исследование материалов истории города, школы.

Задачи: 1) Познакомить детей с событиями, происходившими на территории нашего города, с судьбами людей, работавших в нашей школе.

2) Воспитывать уважение к истории школы, города, страны.

3) Развивать познавательные интересы учащихся.

Ход занятия: Игра: «Перепутанные буквы» ЯРИСИТО. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на занятии.

Запишите слово «история» Подумайте, что вы представляете, когда слышите это слово. Запишите придуманные слова-ассоциации в столбик. Перечитай слова, подчеркните одно слово, которое вам кажется самым важным. Используя записанные слова, дайте определение слову «история».

Учитель обобщает ответы детей:

История - это наука, которая исследует жизнь людей в прошлом. Изучая эту науку, мы можем двигаться вперёд, используя достижения предыдущих поколений, избегая их ошибок.

Сегодня я познакомлю вас с историей нашей школы. Но чему может научить нас история такой маленькой школы, как наша?

(Зная историю своей школы, мы будем уважать её прошлое, и ещё сильнее любить её).

Прежде, чем я начну свой рассказ, я хочу задать вам несколько вопросов. Если вы никогда не задумывались над ними, и не знаете ответа, покачайте головой. Если у вас есть какое-то предположение или готовый ответ, поднимите руку.

- В каком году была создана наша школа?

- Здание, в котором находится сейчас наша школа, было построено до ВОВ или после неё?

- Кто может назвать ФИО человека, который когда-то работал (работает) директором нашей школы?

Итак, пока мы совершенно ничего не знаем о прошлом нашей школы. Тем более интересно вам будет узнать, что средняя школа в городе Питкяранта была создана в 1940 году. Она располагалась тогда в здании, где сейчас находится Центр Детского Творчества – улица Ленина д. 74.

В мае 1941 года прозвенел последний школьный звонок для первых выпускников. 17 июня состоялся выпускной вечер. А 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны начала военные действия против нашей страны, сбросив бомбы на мирно спящие города.

В конце июня 1941 года войска Финляндии, бывшей тогда союзницей гитлеровской Германии, перешли государственную границу нашей страны, которая тогда называлась СССР.

24 июня 1941 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес постановление о создании в прифронтовых республиках и областях истребительных батальонов для борьбы с захватчиками и диверсантами.

На территории нашего района были созданы два истребительных батальона Питкярантский и Салминский. В состав этих батальонов входили люди, которые по разным причинам не могли попасть в армию. Кто-то был слишком молод, а в армию брали людей, достигших 18- летнего возраста. Кто-то, наоборот, стар, кому-то не позволяло здоровье. Но всех этих людей объединяло огромное желание бить врага, хоть чем-то быть полезным своей стране. В конце июня бывшие десятиклассники и директор нашей школы добровольно стали бойцами Питкярантского истребительного батальона.

Давайте поближе познакомимся с этими людьми. Я предлагаю разделиться на три команды (Вариант игры «Жокеи и лошади»: третья группа – жюри (это могут быть менее подготовленные дети) получают карточки с правильными ответами, и у них есть возможность самостоятельно исследовать материал в удобном для них темпе). Первая группа получает карточки с фактами из жизни учителей и выпускников военных лет, вторая группа – карточки с фамилиями, именами, отчествами. За 5 минут вы должны прочитать и оценить информацию и найти подходящую пару.

Для индивидуальной работы (это могут быть наиболее подготовленные ученики) материалы, не соответствующие формату игры.

1 ученик: О Юре Корожнёве мы узнали из письма его сестры, которая рассказывает об их большой, но дружной семье. Юра был старшим сыном. Всего в семье было 5 детей. Они проживали в Салми перед войной, но Юра учился в Питкяранте, так как в Салми не было средней школы. По словам сестры, Юра был добрым, внимательным, любознательным и трудолюбивым, занимался спортом. С началом войны семья выехала из Салми, но Юра с отцом остались в истребительном батальоне, они помогали фронту. Юра погиб в бою под Салми. Ему было всего 17 лет.

2 ученик: Из письма Виктора Крутцова выпускника школы №1 Красным следопытом школы от 15 февраля 1962 года.

«4 ноября 1941 года был призван в ряды Красной Армии.19 сентября 1944 года получил тяжелое ранение под городом Ригой, ампутировали ногу. Был награждён орденом «Славы» III степени, медалью «За отвагу» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»


Подведение итогов игры: Выступление учеников, оценка жюри правильности выбора пар, дополнения учителя.


1 команда

2 команда

Вместе со своими учениками был и первый директор нашей школы. Они воевали вместе: директор и его первые выпускники: патриот и прекрасный воспитатель юного поколения беспощадно бил фашистов. Погиб при штурме города- героя Керчь.

П.С. Гин.

Уроженец деревни Кукнаев-Наволок Михайловского сельского Совета, Олонецкого района, работал в совхозе. Закончил 10 классов, а после стал бойцом Питкярантского истребительного батальона.

В боях он проявил исключительное мужество и смелость.

Посланный в разведку, он добыл ценные сведения о силах и расположении противника, уничтожил станковый пулемёт, из боя вышел после третьего ранения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941г. награждён “Орденом Ленина”. Орден был вручён матери погибшего героя.

Вилли Смыслов

Выпускница Питкярантской средней школы №1 1941 года. Секретарь комсомольской организации 10 класса. Служила фельдшером в 107 стрелковой бригаде. Погибла 19 июня 1943 года и похоронена под Новороссийском на горе Мысхако (Малая земля)

Женя Павлова

Этот человек не воевал на Питкярантской земле. Его боевой путь пролегал далеко от Ладоги – на севере нашей страны, у самой границы с Норвегией. Две медали «За боевые заслуги», медаль «За освобождение Советского Заполярья», сильная контузия – итог его боевого пути. На этом и закончилась его военная карьера.

Работая в нашей школе учителем трудового обучения и военным руководителем, он много рассказывал мальчишкам о войне, о тех, с кем воевал. Однажды в школу пришло письмо из Казахстана с просьбой сфотографировать могилу Героя Советского Союза Киреева. Могилу найти не удалось. Так возникла идея создать из учеников школы поисковый отряд – первый в Карелии.

Красные следопыты под его руководством в течение трёх лет обошли тогда вокруг Ладожского озера, совершали походы по местам боёв. Встречаясь с местными жителями, расспрашивали, что они помнят о войне. От многого уберёг тогда учитель мальчишек, многому научил. Ведь у большинства из них отцов не было – погибли на фронтах. Об успехах следопытов нашей школы не раз писали газеты.

В 1969 году в нашей школе был создан Музей Боевой Славы. Велась оживлённая переписка с родственниками погибших, музеями страны. В 1980 году Музей получил звание «Лучший школьный музей». Затем экспонаты музея были переданы в городской музей, который размещался в заводском клубе.18 марта1991 года музею присвоен статус краеведческого.

В настоящее время Краеведческий Музей нашего города носит его славное имя.

(Василием Фёдоровичем Себиным собраны материалы для книги «Память и скорбь». Он удостоен звания «Почётный гражданин Республики Карелия» - дополнение учителя, информация на слайде).


Себин

Василий Фёдорович

Учитель нашей школы. В течение 20-ти лет преподавала русский язык и литературу и ещё 10 лет заведовала методическим кабинетом в нашей школе. Эта скромная женщина - участник Великой Отечественной войны. В годы войны была радисткой, служила на севере Мурманской области.

По воспоминаниям учеников была строгим педагогом, очень добрым и отзывчивым человеком. Никогда и никому не отказывала она в помощи.

До конца своей жизни часть своей скромной пенсии она перечисляла в Фонд Мира. Таким образом, даже после окончания войны, продолжая защищать мир на Земле.

Любовь Сергеевна Егошина

Школа возобновила работу осенью 1945 года. Тогда она находилась в нынешнем здании Центра Детского Творчества.

9 июля 1945 года приехала в Питкяранту молодая учительница начальных классов Анна Александровна Романчук. Поселили её прямо в здании школы. На первом этаже школы жили медики и минёры.

Ремонтировали и отапливали школу под присмотром охранников пленные немцы. Каждый день они с песнями строем ходили на работу. Лагерь военнопленных находился недалеко от бывшего универмага «Мир» (ныне магазин «Пятёрочка») на улице Ленина.

В школе не было парт, поэтому учителя привозили столы с финских хуторов. Уроки проводились в двух классах одновременно: 15 учеников в 4 классе и около 20 учеников

во 2 классе. Рядом с 12-летними учениками сидели 18-летние переростки. Учиться хотели все. В первые послевоенные годы погибало много мальчишек. Подрывались на минах в лесу и даже на переменах около школы. Разрушенный город, где торчали одни трубы, а некоторые семьи жили в землянках, был многонациональным, но очень дружным. Анна Александровна Романчук подарила школе №1 30 лет своей жизни.

В 1966 году школа переехала в новое здание на улице Ленина, где сейчас и находится. Директором нашей школы был тогда Владимир Иванович Поташев. Участник Великой Отечественной войны.

В возрасте 15-ти лет ушёл добровольцем на фронт. Был связным Олонецкого истребительного батальона. После ранения был направлен в госпиталь, а затем в тыл. В 1944-45 годах участвовал в боях 65 стрелковой дивизии Карельского фронта, 40 Гвардейского стрелкового корпуса 1 Белорусского фронта.

Владимир Иванович очень тепло вспоминал день переезда в новую школу. Учителя и школьники шли колонной по улице Ленина. В руках – наглядные пособия, глобусы. Лица у всех были радостные и счастливые.

История нашей маленькой школы – это история нашей большой страны. В военные годы, когда вся страна сражалась с фашистами, ушли на фронт учителя и выпускники нашей школы.

Когда наша страна начала строить мирную жизнь, наша школа переехала в новое здание.

Конечно, в нашей стране много новых современных красивых школ, но у нашей школы есть прекрасная героическая история, и мы ею можем гордиться!


Кто запомнил, в каком году была создана в Питкяранте первая средняя школа?

Кто запомнил фамилию первого директора нашей школы? А его имя и отчество?

К огромному сожалению, история не может дать ответы на все наши вопросы. Мы почти ничего не знаем об этом человеке. Время стёрло из памяти людей даже имя человека, который добровольно,

по зову сердца ушёл на ту страшную войну. Видите, как важно оглядываться назад и чаще вспоминать лица и имена дорогих нам людей и наших героев.

(Учитель /подготовленный ученик/ читает стихотворение Р.Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…»)


РЕФЛЕКСИЯ

Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока.

Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно.

Средний палец – меня удивило. Безымянный палец – я не согласен с тем, что.

Мизинец – я хочу предложить.

Выступления /по желанию/, оформление выставки работ на доске.


Роберт Рождественский * * * 
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!



ИСТОЧНИКИ:


1.Материалы архива краеведческого музея.

2.Публикации газеты «Новая Ладога»

3.Школьные фотоальбомы.

4.Частные фотоколлекции.

5.www.obd.-memorial.ru

Большая благодарность выпускникам нашей школы, Екатерине Пужиловой за подготовленную презентацию, материалы из которой были использованы в ходе занятия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!