Тема: «И прекрасна, и сильна математики страна!»
Форма внеурочного занятия: Познавательная игра.
Цель: создать благоприятные условия для осознания значимости математики в обыденной жизни; способствовать развитию личности и ее социализации.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, выручку, желание помочь друзьям по команде.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, речь у обучающихся.
Образовательные: обобщить знания, пройденные на уроке математики.
Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: 2 уровень
Планируемые результаты:
Личностные: оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики. планировать способы достижения поставленной учебной задачи, оценивать свой результат работы.
Метапредметные: способствовать осмыслению значимости математики в повседневной жизни.
Предметные: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к математике, как учебному предмету.
Оборудование:
Ход:
Подготовительный этап:
У: Учитель дает билеты (с примерами) каждому участнику. Учащиеся должны решить их. У кого получился ответ 10 – I команда, 20 – II команда.
У: Итак, мы разделились на 2 команды. Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого занятия.
У: Каким вы хотите, чтобы получился наше занятие?
Д: Интересным, весёлым, познавательным.
У: Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
У: Дорогие ребята! Сегодня мы проводем познавательную игру по математике. - Сегодня игра не простая, а веселая, занимательная и познавательная. Вас ждут забавные вопросы, стихи, загадки, и ребусы. Ведь это все наша математика – удивительная, интересная, увлекательная и совсем – совсем нескучная!
У: Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиями над ними. Математика! Мир без нее был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.
А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
Представление команд:
У: Сегодня в нашей игре участвуют две команды. Поприветствуйте пожалуйста друг - друга. Поприветствуйте пожалуйста, уважаемое жюри.
(Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз)
1 Капитан:
Наша команда — «Угол».
Девиз: Умей грести очки лопатой
Приветствие:
Наше пожелание всем:
Победившим не хвалиться,
Проигравшим не реветь.
2 Капитан:
Наша команда – «Пупс»
Девиз:
Пусть ум победит силу.
Приветствие:
Желаем нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Основной этап:
У: Лучшие математики не унывают, быстро считают, хорошо решают задачи, любознательны, живут всегда весело и дружно.
Конкурс 1. «Разминка»
У: Я задаю командам задачи. Если команда не решит свою задачу, за неё эту задачу решает другая команда.
У: Сколько яиц можно съесть натощак?
Д: Одно.
У: Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их?
Д: Трое.
У: У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?
Д: Одна.
У: Без чего не построить дом?
Д: Без угла
У: Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Д: 3кг.
У: В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
Д: 4.
У: Какой год продолжается всего один день?
Д: Новый год.
У: Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
Д: Страусы не летают.
У: Вы большие молодцы!
Конкурс 1.
У:Сейчас у нас исторический конкурс. Если команда не знает ответа, она может попросить помощи у болельщиков.
У: В 1557 году английский математик Рекорд извлек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрел?
Д: Знак равенства.
У: Как из 4 палочек сделать 15? Только помните, что ломать их нельзя.(Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки)
Д: IIII - XV.
У: В древнекитайской «Книге перемен» (VIII в. до н.э.) приведены следующие 9 чисел, что они обозначают?
4 9 2
3 5 7
8 1 6
Д: Первый «магический квадрат», в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны.
У: Молодцы! В современной жизни мы давно уже не используем старинные меры длины, но иногда употребляем их названия в своей речи. Какие крылатые выражения дошли до нас из глубины веков? Выигрывает команда, которая назовет больше крылатых выражений.
Д: «Косая сажень в плечах», «От горшка два вершка», «Семь пядей во лбу», «Коломенная верста», «Аршин проглотил», «Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку», «Мерить на свой аршин».
Конкурс 2. «Отгадай словечко»
(Командам раздаются карточки с ребусами)
У: Расшифруйте спрятанные слова. А сможете это сделать только если разгадаете ребусы. Команды отгадывают ребусы. За каждый ребус команда получает балл.
О 5 (опять) | Р 1 а (Родина) |
100 лб (столб) | 100 лица (столица) |
40 А (сорока) | с 3 ж (стриж) |
лас . (ласточка) | кис . (кисточка) |
Конкурс 3. «Конкурс капитанов».
(Звучит грамзапись «Гимн капитанов»)
У: Ну-ка, наши капитаны, выходите-ка на ринг.
Мы посмотрим, кто из вас сможет выиграть вмиг!
Вы должны рисовать одновременно двумя руками: одной - круг, а другой – прямоугольник.
У: Молодцы! А теперь по команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами квадрат, справа треугольник.
Пока капитаны рисуют, команда решает другое задание.
У: Ребята, вам даются листочки, а на нем фигуры. Вы должны сосчитать, сколько треугольников на рисунке.
Конкурс 4. «Волшебное слово».
У: надо придумать как можно больше слов, используя слово «Треугольник».
Д: Угол, уголь, гол, кино, ток, кот, руки, три, кол, рот, реки, ноль и т.д.
Конкурс 5. «Математическая эстафета»
Члены команд по очереди выходят к доске и решают записанные на доске примеры. Кто быстрее?
На доске дерево, на дереве висят груши, яблоки и т.д. на них написаны примеры, каждому по примеру. Ребята выходят по очереди срывают фрукт, пишут на доске решение, какая команда быстрее.
40 + 20 = 30 + 50 =
51 + 6 = 42 + 5 =
78 – 5 = 69 – 6 =
90 – 30 = 80 – 20 =
5 + 9 = 7 + 8 =
Конкурс 6. Танграмм.
Учитель. Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.
- Я вам раздам комплекты разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок в течение трех или пяти минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
Заключительный этап:
У: Вот и закончена игра
Итоги подводить пора!
Слово предоставляется жюри.
(Жури объявляет результаты, после на экране – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. На каждой бабочке – буква)
У: Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось?
Д: Молодцы.
У: А как вы оцените свою работу на уроке? Смайлик покажет, как вы сегодня оцениваете свою работу. Вы должны свое яблоко положить в одну из корзин со смайликами.
После выступления жюри и награждения победителей.
У: Друзья! Наша игра окончена.
Вы постарались, как могли,
Мы снова ждём все с вами встречи.
До новых встреч, прощайте все.