Тема занятия:В мире фразеологизмов.
Предметные:
раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.
Личностные:
проявлять интерес к новому материалу, умение анализировать собственную работу.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах, в группах;
понимать и сохранять учебную задачу в течение занятия.
Познавательные:
учитьсяправильно употреблять фразеологизмы;
делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать их;
открывать новые знания о фразеологизмах.
Коммуникативные:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, вступать в диалог, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: словарь «Фразеологизмы», презентация, иллюстрации, карточки.
Ход занятия
Актуализация знаний и постановка проблемы.
(вбегают 2 ученика)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Римма Васильевна, Ваня бегал по школе,сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Ваня, все как об стенку горох.
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Назовите их.
сломя голову - очень быстро, стремительно.
путался под ногами – мешался.
куда глаза глядят-в неопределенном направлении, куда попало.
русским языком – ясно, понятно.
как об стенку горох-бесполезно говорить, советовать.
-Как называют такие выражения?
- Какая же тема нашего занятия?
-Вспомните, что мы называем фразеологизмами?
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.
- С какой целью употребляются фразеологизмы в речи?
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи мы используем их очень мало.
А ведь, чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
- Чем больше вы узнаете и запомните фразеологизмов сегодня, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.
Итак, начинаем наше занятие. Ни пуха ни пера вам!
-Что я вам пожелала? (Удачи, успеха)
II.Закончите фразеологизмы.
А сейчас я вам предлагаю первое задание. Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Закончите фразу.(на экране)
Голоден как …(волк).
Надут как… (индюк).
Хитёр как … (лиса).
Нем как … (рыба).
Труслив как … (заяц).
Здоров как … (бык).
Упрям как …(осёл).
Колючий как … (ёж).
Болтлив как …(сорока).
III. Найти фразеологизмы в тексте.(на экране)
За домом едва пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой - засучив рукава.
-Что означает выражение «спустя рукава»? «Засучив рукава»?
- А вы знаете, как появились эти выражения?
-Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава.
(Сообщение ученика)
Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.(на экране)
Спустя рукава - небрежно, кое- как, не прилагая усилий.(на экране)
IV.Соедини фразеологизмы и их значения. (карточки) (на экране)
Работа в парах.
-На руках носить удивляться
-Золотые руки близко
-Разводить руками беспомощный
-Руки опускаются мастер
-Рукой подать хочется подраться
-Как без рук без сил
-Руки чешутся ценить, любить
Молодцы! Какое слово повторяется в каждом фразеологизме?Фразеологизмов со словом рука более 50. Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку (вместе, рядом).
V.Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.
Работа в группах.
1 группа.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.
Слова для справок:
повесила нос, водит за нос, ни свет ни заря, бил баклуши, пропускал мимо ушей.
2 группа.
Таня прилежно трудилась на школьном участке.
Щенок выскочил за ворота и бесследно исчез.
Серёжа говорил нудно, медленно.
Если бы нам не мешали, работу мы выполнили бы быстрее.
На уроке русского языка девочки разговаривали не переставая.
Слова для справок: засучив рукава, вставляли палки в колёса, тянул кота за хвост, как сквозь землю провалился, трещали как две сороки.
VI.Подберите к фразеологизмам из левого столбика синонимы из правого столбика.
-Что такое синонимы?
| 1)хоть пруд пруди (много) | 1) в двух шагах | 2) кто во что горазд (каждый по – своему) | 2) куры не клюют | 3) как снег на голову (неожиданно) | 3) кто в лес, кто по дрова | 4) ни рыба ни мясо (ничем не выделяющийся) | 4) как гром среди ясного неба | 5) рукой подать (близко) | 5) ни то ни сё | | | VII. Подберите к фразеологизмам из левого столбика антонимы из правого столбика. –Что такое антонимы? рукой подать (близко) 1) как кошка с собакой (в ссоре) 2) на вес золота (очень дорого) 2) спустя рукава (не прилагая усилий) 3) в час по чайной ложке (медленно) 3) у черта на куличках (далеко) 4) засучив рукава (старательно) 4) грош цена (ничего не стоит) 5) душа в душу (в согласии, понимании) 5)со всех ног (быстро) VIII.Игра «Устами младенца» Угадайте предмет поописанию и вспомните крылатое выражение с этим словом. 1.Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. (Каша) Заварить кашу – затевать сложное, слишком хлопотливое дело. 2. Её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (Вода) Как воды в рот набрал – молчит. Водой не разольёшь – очень дружны, близки, всегда вместе. 3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) Уши вянут – неприятно, противно слушать, настолько это глупо. Хлопать ушами - это значит быть не в курсе, или не понимать о чём речь. Развешивать уши – слушать с увлечением, с доверчивостью. 4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер). Ветер в голове гуляет - о легкомысленном, несерьёзном человеке. Бросать слова на ветер - необдуманно, не придавая значения своим словам. Бросать деньги на ветер - тратить безрассудно, попусту, зря. | | IX.Фразеологизмы в картинках. А сейчас я вам покажу рисунки, а вы догадайтесь, какие фразеологизмы «спрятались». Спать без задних ног(очень крепко) Чесать языки (болтать, много говорить, причем попусту) Лить как из ведра (сильно) Витать в облаках (мечтать) Как курица лапой (писать или рисовать некрасиво, небрежно, неаккуратно, неразборчиво) -Что означают эти выражения? X. «Спрятать» фразеологизмы в картинки. Работа в группах. - Что означают эти фразеологизмы? Обратитесь к словарю. Развешивать уши. Слушать с увлечением, с доверчивостью, заслушиваться. Кластьзубынаполку. Испытывая острую нужду, недоедать, голодать. XI. Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и объясните их значение. 1 группа Пальчики оближешь. Очень вкусно, аппетитно. С минуты на минуту. Очень скоро, в самое ближайшее время. Держать язык за зубами. Не говорить лишнего, помалкивать о том, что нужно скрывать. Выйти сухим из воды. Избегать заслуженного наказания, оставаться безнаказанным. 2 группа Прикусить язык. Замолчать. Яблоку негде упасть. Очень тесно из – за большого скопления людей. Смотреть во все глаза. Пристально, внимательно. | | Задирать нос. Важничать, зазнаваться. XII.Конкурс «Вопрос - ответ» (работа со словарём) Группы выбирают 3 фразеологизма из словаря для соперников. Группа соперников расшифровывает фразеологизмы. На подготовку даётся 5 минут (звучит музыка). XIII.Рефлексия. -Что вам понравилось? -Какие фразеологизмы запомнили? Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм. Это зарубите на носу. Спасибо за занятие! Попасть впросак — попасть в затруднительное, неловкое или смешное положение. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мантуровская средняя общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области Вмирефразеологизмов Подготовила: учитель начальных классов Р.В. Тарасова | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
| |