СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "В мире фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия "В мире фразеологизмов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "В мире фразеологизмов"»

Тема  занятия:В мире фразеологизмов.

Предметные:

раскрывать смысл фразеологизмов, уместно употреблять их в речи, выявлять образность русских устойчивых выражений.

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу, умение анализировать собственную работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в парах, в группах;

понимать и сохранять учебную задачу в течение занятия.

Познавательные:

учитьсяправильно употреблять фразеологизмы;

делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать их;

открывать новые знания о фразеологизмах.

Коммуникативные:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, вступать в диалог, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: словарь «Фразеологизмы», презентация, иллюстрации, карточки.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

(вбегают 2 ученика)

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Римма Васильевна, Ваня бегал по школе,сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Ваня, все как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Назовите их.

сломя голову - очень быстро, стремительно.

путался под ногами – мешался.

куда глаза глядят-в неопределенном направлении, куда попало.

русским языком – ясно, понятно.

как об стенку горох-бесполезно говорить, советовать.

-Как называют такие выражения?

- Какая же тема нашего занятия?

-Вспомните, что мы называем фразеологизмами?

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

- С какой целью употребляются фразеологизмы в речи? 

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи мы используем их очень мало.
А ведь, чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

- Чем больше вы узнаете и запомните фразеологизмов сегодня, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Итак, начинаем наше занятие. Ни пуха ни пера вам!

-Что я вам пожелала? (Удачи, успеха)


II.Закончите фразеологизмы.

А сейчас я вам предлагаю первое задание. Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Закончите фразу.(на экране)

Голоден как …(волк).

Надут как… (индюк).

Хитёр как … (лиса).

Нем как … (рыба).

Труслив как … (заяц).

Здоров как … (бык).

Упрям как …(осёл).

Колючий как … (ёж).

Болтлив как …(сорока).

III. Найти фразеологизмы в тексте.(на экране)

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

-Что означает выражение «спустя рукава»? «Засучив рукава»?

- А вы знаете, как появились эти выражения?

-Знакомство, как появились выражения спустя рукава и засучив рукава.

(Сообщение ученика)

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.(на экране)

Спустя рукава - небрежно, кое- как, не прилагая усилий.(на экране)

IV.Соедини фразеологизмы и их значения. (карточки) (на экране)

Работа в парах.

-На руках носить удивляться

-Золотые руки близко

-Разводить руками беспомощный

-Руки опускаются мастер

-Рукой подать хочется подраться

-Как без рук без сил

-Руки чешутся ценить, любить

Молодцы! Какое слово повторяется в каждом фразеологизме?Фразеологизмов со словом рука более 50. Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку (вместе, рядом).

V.Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

Работа в группах.

1 группа.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.

Слова для справок:

повесила нос, водит за нос, ни свет ни заря, бил баклуши, пропускал мимо ушей.

2 группа.

Таня прилежно трудилась на школьном участке.

Щенок выскочил за ворота и бесследно исчез.

Серёжа говорил нудно, медленно.

Если бы нам не мешали, работу мы выполнили бы быстрее.

На уроке русского языка девочки разговаривали не переставая.

Слова для справок: засучив рукава, вставляли палки в колёса, тянул кота за хвост, как сквозь землю провалился, трещали как две сороки.

VI.Подберите к фразеологизмам из левого столбика синонимы из правого столбика.

-Что такое синонимы?


1)хоть пруд пруди (много)

1) в двух шагах

2) кто во что горазд (каждый по – своему)

2) куры не клюют

3) как снег на голову (неожиданно)

3) кто в лес, кто по дрова

4) ни рыба ни мясо (ничем не выделяющийся)

4) как гром среди ясного неба

5) рукой подать (близко)

5) ни то ни сё



VII. Подберите к фразеологизмам из левого столбика антонимы из правого столбика. –Что такое антонимы?

  1. рукой подать (близко) 1) как кошка с собакой (в ссоре)

2) на вес золота (очень дорого) 2) спустя рукава (не прилагая усилий)

3) в час по чайной ложке (медленно) 3) у черта на куличках (далеко)

4) засучив рукава (старательно) 4) грош цена (ничего не стоит)

5) душа в душу (в согласии, понимании) 5)со всех ног (быстро)

VIII.Игра «Устами младенца»

Угадайте предмет поописанию и вспомните крылатое выражение с этим словом.

1.Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. (Каша)

Заварить кашу – затевать сложное, слишком хлопотливое дело.

2. Её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (Вода)

Как воды в рот набрал – молчит.

Водой не разольёшь – очень дружны, близки, всегда вместе.

3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

Уши вянут – неприятно, противно слушать, настолько это глупо.

Хлопать ушами - это значит быть не в курсе, или не понимать о чём речь.

Развешивать уши – слушать с увлечением, с доверчивостью.

4. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (Ветер)

Ветер в голове гуляет - о легкомысленном, несерьёзном человеке.

Бросать слова на ветер - необдуманно, не придавая значения своим словам.

Бросать деньги на ветер - тратить безрассудно, попусту, зря.



IX.Фразеологизмы в картинках.

А сейчас я вам покажу рисунки, а вы догадайтесь, какие фразеологизмы «спрятались».

Спать без задних ног(очень крепко)

Чесать языки (болтать, много говорить, причем попусту)

Лить как из ведра (сильно)

Витать в облаках (мечтать)

Как курица лапой (писать или рисовать некрасиво, небрежно, неаккуратно, неразборчиво)

-Что означают эти выражения?

X. «Спрятать» фразеологизмы в картинки. Работа в группах.

- Что означают эти фразеологизмы?

Обратитесь к словарю.

Развешивать уши. Слушать с увлечением, с доверчивостью, заслушиваться.

Кластьзубынаполку. Испытывая острую нужду, недоедать, голодать.

XI. Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и объясните их значение.

1 группа

Пальчики оближешь. Очень вкусно, аппетитно.

С минуты на минуту. Очень скоро, в самое ближайшее время.

Держать язык за зубами. Не говорить лишнего, помалкивать о том, что нужно скрывать.

Выйти сухим из воды. Избегать заслуженного наказания, оставаться безнаказанным.

2 группа

Прикусить язык. Замолчать.

Яблоку негде упасть. Очень тесно из – за большого скопления людей.

Смотреть во все глаза. Пристально, внимательно.




Задирать нос. Важничать, зазнаваться.

XII.Конкурс «Вопрос - ответ» (работа со словарём)
Группы выбирают 3 фразеологизма из словаря для соперников. Группа соперников расшифровывает фразеологизмы.
На подготовку даётся 5 минут (звучит музыка).

XIII.Рефлексия.

-Что вам понравилось?

-Какие фразеологизмы запомнили?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях: в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Это зарубите на носу.

Спасибо за занятие!


Попасть впросакпопасть в затруднительное, неловкое или смешное положение.















Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мантуровская средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского района Курской области









Вмирефразеологизмов













Подготовила:

учитель

начальных классов

Р.В. Тарасова

































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!