СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с презентацией на тему "Мягкий знак на конце слова"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на формирование практического навыка обозначения мягкости согласных на письме буквой Ь.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие ь»

Логопедическое занятие во 2 с (к) классе VII вида


Тема занятия: Мягкий знак на конце слова



Цель: Формировать практический навык обозначения мягкости согласных на

письме буквой Ь.

Задачи:

Образовательные:


  1. Научить обозначать мягкость согласного звука на письме буквой Ь.

  2. Развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце слова.

  3. Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

  4. Расширять словарный запас учащихся путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения.

  5. Активизировать словарь по теме: «Животный мир».

  6. Развивать анализ структуры предложения.

  7. Формировать навыки построения связного высказывания.


Коррекционно-развивающие:


  1. Скорректировать недостатки фонематического слуха.

  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

  3. Корректировать внимание и память.

  4. Развивать логическое и образное мышление.

  5. Способствовать развитию координации речи учащихся с движением и мелкой моторики пальцев рук.

  6. Способствовать профилактике нарушений зрения.

  7. Формировать у учащихся контрольно-оценочных действий.


Воспитательные:


  1. Привитие усидчивости.

  2. Развитие умения работать в коллективе.









Ход занятия


I. Организационный момент

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте,

На вопросы отвечайте!


II. Актуализация знаний учащихся.



- Из чего состоит наша речь?

( из предложений)

- Из чего состоят предложения?

(из слов)

- Из чего состоят слова?

(из слогов)

- Из чего состоят слоги?

(из звуков, букв)

- На какие две группы делятся все звуки?

(согласные, гласные)

- Какие бывают согласные?

(звонкие и глухие, твердые и мягкие)

- Какие бывают гласные?

(I ряда и II ряда, ударные и безударные)

- Назовите гласные буквы, заставляющие согласный звук становиться твердым?

(а о э у ы)

- Какие гласные буквы заставляют согласный звук становиться мягким?

(я ё е ю и)


- Прочитайте слоги

- Используя один из слогов в котором есть гласная II ряда, составьте слово.

(мясо, мята, мячи, минус, минута, мешок)














Слайд № 1








III. Сообщение темы занятия



- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы отправимся на экскурсию в зимний лес на север нашей страны, в тайгу. А доберемся мы туда на тройке белых лошадей.


- Какие названия месяцев прозвучали в песне?

(декабрь, январь, февраль)

- Что общего у данных слов?

(ь на конце слова)

- Как произносится последний согласный звук в этих словах?

(мягко)

- Выделите последний звук в каждом слове. (р*, р*, л*)

- Почему они звучат мягко?

(их смягчает мягкий знак)

- Правильно, эти согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами и мягким знаком.

Мягкий знак – хитрый знак!

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Ребята, вы догадались, как будет звучать тема нашего занятия?

- Мягкий знак на конце слова.

- Сегодня мы поговорим о мягком знаке и о его роли – смягчении согласного звука на конце слова.

- Какой звук обозначает мягкий знак?

(мягкий знак не обозначает звука)

- Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.




Слайд № 2














Рисунок






Слайд № 3


IV. Слухопроизносительная дифференциация твердых и мягких согласных звуков ( первичное закрепление темы)



- Вот мы и оказались в тайге. Наша экскурсия начинается. Чтобы мы не заблудились в этом мало проходимом лесу, дорогу нам укажут снежинки. Но только тогда, когда мы выполним три задания.


1. Звуковая дорожка

- Внимательно слушайте согласные звуки, которые я буду произносить, и выкладывайте звуковую дорожку.

р дь ль в нь

- Сколько согласных звуков вы слышали?

- Сколько было твердых согласных звуков?

- Сколько было мягких согласных звуков?

- Молодцы! Вы были очень внимательны!


2. Работа с сигналами

- Сейчас вы должны определить, как звучит согласный звук в слоге, твердо или мягко? (работа с сигналами)

арь ол ок усь ыть Ом

- Молодцы! И с этим заданием вы справились

3. Работа с метаграммами (слова – паронимы)

- Последнее задание – самое сложное. Вам надо отгадать пары слов.

Бываю развернутым, острым, тупым,

Прямым - так меня называют.

Но если согласный в конце мы смягчим,

То в шахтах меня добывают

(угол – уголь)

В школе мною пишут дети на доске

Мягкий знак добавь – и я уже в реке

(мел – мель)

- Мель- это мелкое место в реке.

Работа с таблицей

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

- Прочитаем слова в первом столбике. Как звучит последний согласный звук?

( последний звук звучит твердо)

- Прочитаем слова во втором столбике. Как звучит последний согласный звук?

(последний звук звучит мягко)

-Какой буквой обозначена мягкость этих звуков?

(буквой - мягкий знак)

- Читаем слова парами.

-Сколько звуков в слове УГОЛ? (4) схема слова

-Сколько букв в этом слове? (4)

-Сколько звуков в слове УГОЛЬ? (4) схема слова

-Сколько букв в этом слове? (5)

-Почему букв больше, чем звуков?

(мягкий знак звука не обозначает)

-Выложите схему слова МЕЛ.

-Есть ли в этом слове мягкий согласный звук?

Выделите его. (м*)

-Почему он звучит мягко?

(его смягчает гласная II ряда)

- Выложите схему слова МЕЛЬ. На мягкость какого согласного звука указывает мягкий знак?

Вывод:

Мягкий знак звука не обозначает. Ь служит для смягчения согласного звука.

Ребята, со всеми заданиями вы справились успешно.

Снежинки помогут нам пройти по тайге, но в лесу сейчас очень холодно. Чтобы на морозе не слезились глаза, нам нужно их потренировать.


Слайд №4










Слайд № 5


Слайд № 6

Снежинка 1





Снежинка 2










































Снежинка 3




Слайд № 7


V. Электронная музыкальная физкультминутка для глаз «Снежинка»

Упражнение для тренировки зрения


VI. Упражнение в обозначении мягкости согласных на письме в конце слова буквой «Ь». Закрепление изученного материала.


1.

-Посмотрите, впереди – нас встречает обитатели леса.

1) Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит…(рысь)

- Слышен ли мягкий согласный звук в этом слове? Где он стоит? Почему он произносится мягко? (схема слова)

-Рысь – похожа на кошку. На ушах у неё кисточки, хвост короткий. Она очень ловкая, хорошо лазает по деревьям и быстро бегает. Рысь – хищница. Основу её рациона составляют птицы, зайцы, белки, оленята.

2) В лесу мне видеть довелось

Как грыз кору могучий … (лось)

- Выделите мягкий согласный звук. Какая буква его смягчает?

-Лось – мощное, крупное, копытное животное с ветвистыми рогами. Часто его называют лесным великаном. Он питается листьями и корой деревьев, травой, мхом.

3) Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут. (снегирь)

- Сколько мягких согласных звуков в этом слове? (3)

-На мягкость какого согласного указывает Ь? (р*)

4) Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется целый день.

Кто это?... (олень)

- Назовите мягкий согласный, который заставляет звучать мягко не мягкий знак? (л*)

- Олень – благородное, красивое, быстрое животное с ветвистыми рогами. Питается травой, листьями, ягодами, лишайником.

Вывод:

- Ребята, давайте еще раз перечислим всех, кого мы сейчас встретили в лесу.

(рысь, лось, снегирь, олень)

- Какой буквой обозначена мягкость последнего согласного у всех этих слов?

( мягкость обозначена «Ь»)

- Какое слово лишнее?

(снегирь)

- Почему ? ( это птица, а все остальные звери)

- Чем питаются снегири?

- Зимой этих птиц можно увидеть возле жилья человека. Они слетаются к кормушке. Давайте и мы с вами насыплем корма для птиц.



Слайд № 8

Рисунок рыси


Схема слова






Рисунок лося


Схема слова








Рисунок снегиря


Схема слова




Рисунок оленя


Схема слова











На слайде остается снегирь




Снегирь и сорока , и клёст и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы .

И чтоб они жили по прежнему с нами

Мы будем кормить их , конечно же сами.


-Каждый обитатель леса приготовил для вас задание .И первое принес лось.







Слайд №9

VII. Развитие мелкой моторики .










VIII . Работа в тетради по теме

  1. Развитие фонематического слуха

-Вам надо из названий животных выделить последний согласный звук и записать его соответствующей буквой .


рысь лось олень

(сь , сь , нь )


- Как вы обозначили мягкость согласного звука на письме(буквой «Ь»)

-Выделите его.


2)Звукобуквенный анализ слова.

-Следующее задание предлагает выполнить олень

-Уберите одну букву из названия этого животного , чтобы получилось новое слово (олень).


-Какие слова можно получить заменяя первую букву этого слова (пень , день , тень )


-Из этих слов в тетрадь запишите то , которое обозначает часть суток и выполните звукобуквенный анализ этого слова.

День – 3зв. , 4 б. ,2 с. , 1гл. , 1 сл.

-Почему букв больше чем звуков?


3) Игра «один-много»

- Ребята, это рысь , а это …(рыси)

- Рысь предлагает поиграть в игру «один-много»

Я называю предметы во множественном числе , вы в тетрадь записываете эти предметы в единственном числе .

Слова записываете в 2 столбика в зависимости от того ,как будет звучать последний согласный звук .


Гуси , волки , коты , кони .


-Прочитайте слова , в которых последний согласный звучит твёрдо (волк , кот ).

-Прочитайте слова в которых последний согласный звучит мягко (гусь , конь ).

-Как вы обозначили мягкость согласного звука на письме?

Выделите его.



























Слайд№10














Слайд№11



































IX . Развитие общей моторики .

-Ребята , вы уже наверно замерзли в зимнем лесу , и я вам предлагаю согреться .


Не боимся мы пороши-

Ловим снег хлопком в ладоши .

Руки в стороны ,по швам

Снега хватит нам и вам .


Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым .

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу!


-Сядет тот , кто к моему слову в «уме» допишет «Ь» и скажет новое слово.

ел – ель

брат – брать

шест – шесть

удар – ударь

пар – парь



X . Вторичное закрепление изученного.

  1. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

- Продолжаем наш путь по лесу.

Посмотрите , кто это впереди ?

С давних пор живу в Сибири

(Без неё я не могу) .

Самым пышным мехом в мире

Я прославил всю тайгу.


-Отгадать название этого животного вы сможете , если решите необычный пример:


СОН – Н + БОЛЬ = СОБОЛЬ

-Слышен ли мягкий согласный звук в этом слове?

Где он стоит ?

Какой буквой обозначена мягкость этого звука ?


Соболь – стройное , изящное животное . Это хищник ,питается мышами , бурундуками , зайцами , любит кедровые орешки и ягоды . Шубка у соболя блестящая , мягкая как шёлк . Самым пышным мехом в мире он прославил всю тайгу . Этот зверёк очень храбр и хитёр . Он очень ловко прячется . Вот и в самом слове СОБОЛЬ спряталось несколько слов . Найдите их .

(боль , соль , лось , лоб )

-Какое слово отличается от других?

Почему?

  1. Работа со словосочетанием .

-Давайте вспомним всех обитателей тайги , которых мы встречали во время экскурсии. Составьте о них словосочетания , соединив слова из столбиков .Но будьте внимательны! Звери прошлись по некоторым словам и оставили свои следы закрыв букву «Ь». Вам нужно восстановить пропавшие буквы .

красивый рысь

пушистый олен

ловкая лось

могучий собол

-Прочитайте словосочетания . Сколько ошибок вы нашли?(2).В каких словах. Укажите смягчение согласных на конце слова «Ь».


  1. Работа с предложением .

-Какие действия могут совершать эти животные?

(лежать, бежать , спать, есть, думать, ловить, видеть, отдыхать, пить)

-Используя слова-признаки и слова-действия составьте по одному предложению о том животном, которое вам больше всех понравилось .

Не забывайте изменять слова в предложении так , чтобы они между собой дружили.


(Ловкая рысь ловит зайца.

Могучий лось есть мох.

Красивый олень бежит по лесу.

Пушистый соболь спит в норе.)


-Запишите предложения в тетрадь , найдите слово с «Ь» , выделите «Ь» и стоящую перед ним согласную букву.


-Итак, наша экскурсия по зимнему лесу завершается. Сегодня вы немного узнали об обитателях тайги . Герои занятия собрались вместе , чтобы попрощаться с нами . Ещё раз перечислите их мне .


(рысь , лось , олень , соболь )


-В названии этих животных последний согласный звучит мягко. Почему?


Запомните : если согласный на конце слова звучит мягко , то на письме после согласной буквы пишем «Ь» .


  1. Игра «светофор»

-А сейчас я хочу посмотреть , что вы запомнили об этих животных :


Рысь – неуклюжее , косолапое животное .

Соболь- храбр и хитёр, он очень ловко прячется .

Олень – благородное , быстрое и красивое животное .

Лось – хищное животное , питается птицами и мышами.


ХI . Итог .

-Ребята , вам понравилась экскурсия ? Что больше всего запомнилось ? Что нового узнали ?

А сейчас подумайте и оцените свою работу на занятии .


-Молодцы! Вы хорошо потрудились!




Слайд№12


























Слайд№13




























































Слайд№14


Просмотр содержимого презентации
«урок -презентация ь знак»

Логопедическое занятие  по коррекции нарушений письма,  с группой обучающихся,  2 С(К)К VII вида. Учитель-логопед МОУ СОШ №9 Кондюрина Е.Н.

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, с группой обучающихся, 2 С(К)К VII вида.

Учитель-логопед

МОУ СОШ №9

Кондюрина Е.Н.

А   О   У   Э   Ы М   М   М   М   М М   М   М   М   М Я   Ё   Ю   Е   И

А О У Э Ы

М М М М М

М М М М М

Я Ё Ю Е И

Янва р ь Февра л ь Декаб р ь

Янва р ь

Февра л ь

Декаб р ь

Тема:  Мягкий знак  на конце слова.     Ь

Тема: Мягкий знак на конце слова.

    Ь

    • Ь
    • Ь
    • Ь
    • Ь
    Проверка

    Проверка

    1 2 3

    1

    2

    3

    снегирь лось рысь олень

    снегирь

    лось

    рысь

    олень

    ОЛЕНЬ      ↓      лен ь     ↓      пен ь     ↓      ден ь     ↓      тен ь

    ОЛЕНЬ

    лен ь

    пен ь

    ден ь

    тен ь

    • ОЛЕНЬ лен ь пен ь ден ь тен ь
    • ОЛЕНЬ лен ь пен ь ден ь тен ь
    • ОЛЕНЬ лен ь пен ь ден ь тен ь
    • ОЛЕНЬ лен ь пен ь ден ь тен ь
    рыси рысь

    рыси

    рысь

    О Соболь С О Ь Б Л бол ь сол ь  лос ь лоб

    О

    Соболь

    С

    О

    Ь

    Б

    Л

    бол ь сол ь лос ь

    лоб


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!