СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Женский образ. Знакомство с головными уборами. Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание художественного  образа  на основе демонстрационного  материала (См. файл "Русские красавицы. Головные уборы. Материалы к уроку. Презентация"). В ходе практической части  дети рисуют портрет  в голов­ном уборе, передавая характерные его особенности, закрепляя умения использовать различные материалы и техники в ходе самостоятельного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Женский образ. Знакомство с головными уборами. Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы"»



Министерство образования Московской области

Управление народного образования Администрации города Дубны Московской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»





Открытая итоговая муниципальная выставка-конкурс

посвященная 700-летию

преподобного Сергия Радонежского





Номинация: Методика работы педагога



Детский клуб «Факел»

ТО «Красочное путешествие»

Работа ПДО Кораблёвой О. Л.





План-конспект занятия:



Женский образ. Знакомство с головными уборами.

Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы

























2014 год



Тема: «Женский образ. Знакомство с головными уборами.

Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы».



Возраст обучающихся: 6-9 лет (первый год обучения)

Тип занятия: комбинированное занятие (изложение нового материала, повторение и закрепление знаний и навыков портретного изображения человека)

Форма проведения: комбинированное занятие (презентация с элементами беседы и практической творческой частью)

Цели занятия:

1.Образовательная:

  • Формирование знаний:

Познакомить детей с женским головным убором, его видами: кокошник, повязка, коруна; его конструктивными элементами (налобник, позатыльник), украшениями (золотая вышивка, бисер, жемчуг, кружевная оборка, ризка); предназначени­ем (замужние женщины все волосы прятали под головной убор).

Вводить в активный словарь детей «старинные» слова и понятия.

Посредством живописных произведений познакомить детей с творчеством К.Е. Маковского.



  • Формирование умений общих:

Совершенствовать навыки работы с графическими и декоративными материалами.

Учить детей создавать художественный образ  на основе демонстрационного материала.

Учить детей рисовать портрет в голов­ном уборе, передавая характерные его особенности, закреп­лять умение использовать различные материалы и техники: восковые мелки, налеп, декорирование.



  • Формирование умений специальных:

Учить приёмам работы восковыми мелками (плотное тушевание со значительным нажимом).

Учить выполнять композицию на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы орнамента.

 Учить использовать в работе декоративный материал (пайетки, бисер, стеклярус, бусинки, мелкие фигурные макаронные изделия).

2.Воспитательная:

  • Воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю и истории России.

  • Воспитывать у детей любовь к красивым предметам старины, любознательность.

3. Развивающая:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту национального костюма.

  • Развивать желание самостоятельно расширять свой кругозор, обращаясь за информацией к взрослым и другим источникам информации.

  • Стимулировать развитие мышления посредством внимательного просмотра демонстрационного материала и попыток самостоятельной классификации предложенных изображений, способности наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки объектов.

  • Развивать умение самостоятельно планировать учебно-творческую деятельность, анализировать её результаты.

  • Развивать  воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии и цветовой гармонии, зрительную память детей.

Методы обучения:

Наглядно-словесный (презентация с элементами беседы), словесный (инструктаж к практической работе), наглядный (демонстрация-изучение коллекционных кукол), практический (учебная творческая работа).

Оборудование и материалы:

Для педагога - доска (или мольберт), компьютер, коллекция кукол в русских народных костюмах, CD-проигрыватель; презентационный материал «Русские красавицы», CD-диск для музыкального сопровождения практической части занятия; для творческой работы детей – картон А3, простой карандаш, ластик, восковые мелки, разноцветный пластилин (в том числе - золотой и серебряный), пайетки различной формы, бисер, стеклярус, бусинки, мелкие фигурные макаронные изделия, лоточки для сыпучих материалов.



Ход занятия

1.Организационный момент (сообщение темы занятия, постановка перед детьми цели, которая должна быть достигнута в конце занятия)



2. Изложение нового материала. Вводная беседа  с показом презентации в программе PowerPoint  по теме урока (Приложение 1)






Слайд

Слова педагога

1

Сообщение темы и цели урока.

Женский образ - удивительный и сказочный, неповторимо красивый и разнообразный – ярко представлен в живописных работах, литературных произведениях и фольклоре. Как часто мы с вами слышим выражение: «красны девицы»? ( Ответы детей). А что мы можем сказать о представленной нам фотографии? Кто на ней запечатлён? ( Ответы детей). Какие на них наряды? Какие головные уборы? ( Ответы детей). Сегодня мы познакомимся с некоторыми из видов женских головных уборов.

2

Происхождение кокошника.


Алексей Гаврилович Венецианов «Жница».

Самый известный головной убор – кокошник, но что мы, действительно о нём знаем? ( Ответы детей). Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

3

Древнерусские головные уборы.


Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью.

(По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.)

 

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.


Русичи не только любили эту замечательную птицу –рассветного певца, друга Солнца, но и с чистым сердцем хотели подражать его яркой красоте, используя цветовую гамму и формоподражание. Посмотрите: чем же похожи головные уборы славянок на петушиное «убранство»? ( Ответы детей: красный цвет, форма убора, подвески-серёжки, сетка- шейные перья, красивые узоры).

4

Древнерусские головные уборы.


Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами,

вторая половина XII - начало XIII вв.

( По материалам Киевских кладов.)


Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.

С использованием накладной коруны.

(По материалам кладов Старой Рязани .)


Найдите, пожалуйста, и здесь сходства. ( Ответы детей).

5

Девичьи уборы древних славян.


Девушка вятичей

в уборе,

с височными кольцами и шейной гривной.

По материалам курганов

вятичей, конца XI – XII вв.


Реконструкция костюма и украшений

девушки из Ярославля,

конец XII – начало XIII вв.


Только девушки могли ходить с непокрытой головой.

Украшением служили повязки. Как вы думаете, почему их называли «повязками»? ( Ответы детей).


6

Византийское влияние


Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин


Кокошник. А чем он похож на повязку? ( Ответы детей).А чем отличается? ( Ответы детей). Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе.

7

Византийское влияние


Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)


Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.

Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. 

8

Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

Кокошник златоглав был обтянут парчой  и вышит бисером и золотом.

9

К. Маковский. Русская красавица в кокошнике.


Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галический кокошник и кисейный, шитый золотом платок). Первая половина XIX века. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник.

Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе. 

В народе шутили: «Курицу не накормить, девицу не нарядить». Как это можно объяснить другими словами? (Ответы детей). А вот ещё послушайте и «переведите»: «Уж я Аннушку люблю,

Она – уборчистая,

Она – уборчистая,

Разговорчистая!»


10

Художник Стефано Торелли. Екатерина II.


Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.

Художник Франц Крюгер.



Русские царицы и императрицы любили богато украшенные кокошники. Даже Екатерина II неоднократно позировала

в кокошнике, стремясь подчеркнуть

свое почтение к русским традициям.


11

Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров.


Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года. Фотография.

12

К. Маковский.

Русская красавица в кокошнике.

Боярышня.

Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.


Когда смотришь на красавиц К. Маковского, приходят на память слова А.С. Пушкина:

«В теремах невеста есть, невозможно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает...
...
Молода, стройна, красива, белолица, всем на диво...»

Кто вспомнит: из какого произведения эти сказочные строчки? (Ответы детей).


13

Максимов Максим Васильевич

Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора

14

К. Маковский.

Портрет девушки в русском костюме


Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882

Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.

 «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.

15

М.В.Нестеров. Девушка в повязке


Константин Маковский Боярышня.

Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.

16

Коса – девичья краса.


Портрет дочери К.Маковского Ольги.

Боярышня.


Кокошник был не только главным женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский  кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы.

Слышали такие выражения: «Длинная коса – девичья краса. Руса коса до шёлково пояса. Красная краса – русская коса»? (Ответы детей). Косонька-коса…Отчего же такое значение придавали в старину длинным волосам и их убранству? (Ответы детей).

Волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой. Об этом, кстати, есть легенда и в Библии. Вспомните о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.


Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза.


Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравии. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

17

Внешнее сходство кокошников и повязок


К.Маковский. Боярышня.

На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.

Повязки становились всё выше, меняли форму, постепенно превращаясь в «коруны».


18

«Портрет девушки в русском костюме»,

 «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский


19

Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов.


И со временем низкие «челки» и повязки сменили — особенно в праздничном варианте костюма — «коруны» (искаженное от короны) и высокие «венцы». Увлечение ими пришло вместе с «модой» на высокий рост и статность. Высокие (7-10 сантиметровые) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». Обычно надо лбом располагалась самая высокая часть «городков», что зрительно увеличивало девичий лоб, подчеркивало правильность черт лица и гладкость кожи.

20

Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами.


Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств — и в семье «простеца», и в зажиточном доме. 

Чесание, переплетение волос и окручивание сопровождались в свадебном обряде с ритуальным плачем — прощанием с девичеством и его символом — косой-«красотой». Девушка выплетала из косы ленту («красоту») и отдавала ее подругам. Те рвали ее на части и носили кусочки как оберег-пожелание счастливо найти своего суженого. Невеста же надевала на голову фату и отправлялась в церковь. После венчания ее голову должен был венчать уже другой, соответствующий новому положению убор: кокошник. Кокошники носили только замужние женщины; надеть девичий венец с открытой головой они после свадьбы уже не могли…

21

Венец

…Наверное, с тех времён и пошла в ход поговорка: «Венец – всему делу конец».

«Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.

22

К. Маковский.Под венец.

Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим подругам дарила ленты, косники.


23

К. Маковский. Боярышня.


Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790


Давайте вместе внимательно посмотрим на картины и попытаемся определить по головному убору: кто же изображён на них? (Ответы детей).

24

К. Маковский:


«Боярышня с подносом»
Этюд к картине 1895 года "Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)",

«Боярышня у окна»

25

Кокошник-шишак


Мерцалова М.Н. «Живой жемчуг»


«Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» Неизвестный художник.

Посмотрите, ребята, чем отличаются кокошники, изображённые на картинах, от ранее нами виденных? (Ответы детей). Правильно! Удивительно необычными и красивыми жемчужными «шишками». И такие кокошники не были редкостью.

Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак. Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.


26

К.Е.Маковский «Рассказчица»


Перед нами картина константина Егоровича Маковского «Рассказчица»…

Я сегодня тоже выступила перед вами в роли рассказчицы, а теперь хочу услышать от вас, что вам больше всего понравилось из увиденного и больше всего запомнилось из услышанного?(Ответы детей).




3. Практическая часть. Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы

  1. Повторение и закрепление ранее изученного материала (первая часть самостоятельной творческой работы: карандашный набросок).



Повторение последовательности изображения лица (головы), пропорциональных соотношений деталей лица и их месторасположения.

Выполнение педагогом на доске (мольберте) простейшей портретной схемы женского лица.

Выполнение детьми карандашного наброска.


  1. Первичное закрепление нового материала (основная часть творческой работы)



Завершение карандашного рисунка: «Нарядим нашу красавицу» (рисование девичьего или женского головного убора по замыслу, с опорой на ранее предложенный зрительный ряд, с параллельным рассматриванием коллекционных кукол в русских народных костюмах).

Объяснение педагогом приёмов работы восковыми мелками, используемых в практической части: плотное тушевание со значительным нажимом (заливка «под лоск»).

Выполнение детьми рисунка восковыми мелками.

Объяснение педагогом приёмов декорирования работ при помощи налепа и декоративных материалов: пайеток различной формы, бисера, стекляруса, бусинок, мелких фигурных макаронных изделий.



Педагог с детьми обсуждает замысел каждого, рассматриваются разные варианты украшения головного убора. Следит за последовательностью действий в ходе работы, выполнением декора, расположением узора.

 



  1. Самостоятельный анализ творческих работ



Дети оценивают свои работы и работы друг друга. Отмечают самые интересные решения декора: формообразующее, цветовое, орнаментальное.



4. Подведение итогов

Каждая из красавиц неповторима, а убранство подчёркивает её красоту! Мы проделали с вами большую работу и узнали много нового, интересного.



5.Задание на дом:

Мне бы очень хотелось, чтобы ваш интерес к этой теме не пропал и за стенами нашего кабинета. Я предлагаю вам вместе с родителями, бабушками и дедушками узнать к следующему занятию и рассказать всем нам о других женских головных уборах: о тех, про которые мы сегодня не упоминали. Например, кто-то может нам рассказать, что такое кичка, сорока, повойник… Можно воспользоваться интернетом, журналами, книгами или расспросить своих родственников. Это так интересно: любить и знать историю своих предков!





Используемая литература и интернет ресурсы:

Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.

Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы велико­русского народа // Костомаров Н. Исторические монографии и иссле­дования. СПб., 1887. С. 3-314.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

ru.wikipedia.org/wiki/Виды_головных_уборов

slavyans.myfhology.info/dress/shapka-women.htm

www.booksite.ru/localtxt/korot/kova/byt/18.htm

schools.keldysh.ru/sch311/costume/sl-golub.htm

svetlica.info/vyshivka_i.../zhenskie_i_devichi_golovnye_ubory.htm

costume-history.livejournal.com/544008.html

http://history-of-art.by.ru/

http://all-krage.narod.ru/Gallery/Tretiakovgallery1/gallery005.html

https://festival.1september.ru/articles/628474/presentation/prez.pp

Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО

«Де Агостини», 2012 – 2013.





















Приложение 2

Фото материалы открытого занятия для родителей «Русские красавицы»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!