Министерство образования Московской области
Управление народного образования Администрации города Дубны Московской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»
Открытая итоговая муниципальная выставка-конкурс
посвященная 700-летию
преподобного Сергия Радонежского
Номинация: Методика работы педагога
Детский клуб «Факел»
ТО «Красочное путешествие»
Работа ПДО Кораблёвой О. Л.
План-конспект занятия:
Женский образ. Знакомство с головными уборами.
Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы
2014 год
Тема: «Женский образ. Знакомство с головными уборами.
Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы».
Возраст обучающихся: 6-9 лет (первый год обучения)
Тип занятия: комбинированное занятие (изложение нового материала, повторение и закрепление знаний и навыков портретного изображения человека)
Форма проведения: комбинированное занятие (презентация с элементами беседы и практической творческой частью)
Цели занятия:
1.Образовательная:
Познакомить детей с женским головным убором, его видами: кокошник, повязка, коруна; его конструктивными элементами (налобник, позатыльник), украшениями (золотая вышивка, бисер, жемчуг, кружевная оборка, ризка); предназначением (замужние женщины все волосы прятали под головной убор).
Вводить в активный словарь детей «старинные» слова и понятия.
Посредством живописных произведений познакомить детей с творчеством К.Е. Маковского.
Совершенствовать навыки работы с графическими и декоративными материалами.
Учить детей создавать художественный образ на основе демонстрационного материала.
Учить детей рисовать портрет в головном уборе, передавая характерные его особенности, закреплять умение использовать различные материалы и техники: восковые мелки, налеп, декорирование.
Учить приёмам работы восковыми мелками (плотное тушевание со значительным нажимом).
Учить выполнять композицию на кокошнике, соблюдая симметрию и используя простейшие элементы орнамента.
Учить использовать в работе декоративный материал (пайетки, бисер, стеклярус, бусинки, мелкие фигурные макаронные изделия).
2.Воспитательная:
Воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю и истории России.
Воспитывать у детей любовь к красивым предметам старины, любознательность.
3. Развивающая:
Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту национального костюма.
Развивать желание самостоятельно расширять свой кругозор, обращаясь за информацией к взрослым и другим источникам информации.
Стимулировать развитие мышления посредством внимательного просмотра демонстрационного материала и попыток самостоятельной классификации предложенных изображений, способности наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки объектов.
Развивать умение самостоятельно планировать учебно-творческую деятельность, анализировать её результаты.
Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии и цветовой гармонии, зрительную память детей.
Методы обучения:
Наглядно-словесный (презентация с элементами беседы), словесный (инструктаж к практической работе), наглядный (демонстрация-изучение коллекционных кукол), практический (учебная творческая работа).
Оборудование и материалы:
Для педагога - доска (или мольберт), компьютер, коллекция кукол в русских народных костюмах, CD-проигрыватель; презентационный материал «Русские красавицы», CD-диск для музыкального сопровождения практической части занятия; для творческой работы детей – картон А3, простой карандаш, ластик, восковые мелки, разноцветный пластилин (в том числе - золотой и серебряный), пайетки различной формы, бисер, стеклярус, бусинки, мелкие фигурные макаронные изделия, лоточки для сыпучих материалов.
Ход занятия
1.Организационный момент (сообщение темы занятия, постановка перед детьми цели, которая должна быть достигнута в конце занятия)
2. Изложение нового материала. Вводная беседа с показом презентации в программе PowerPoint по теме урока (Приложение 1)
№ | Слайд | Слова педагога | 1 | Сообщение темы и цели урока. | Женский образ - удивительный и сказочный, неповторимо красивый и разнообразный – ярко представлен в живописных работах, литературных произведениях и фольклоре. Как часто мы с вами слышим выражение: «красны девицы»? ( Ответы детей). А что мы можем сказать о представленной нам фотографии? Кто на ней запечатлён? ( Ответы детей). Какие на них наряды? Какие головные уборы? ( Ответы детей). Сегодня мы познакомимся с некоторыми из видов женских головных уборов. | 2 | Происхождение кокошника. Алексей Гаврилович Венецианов «Жница». | Самый известный головной убор – кокошник, но что мы, действительно о нём знаем? ( Ответы детей). Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень. | 3 | Древнерусские головные уборы. Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.) Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века. | Русичи не только любили эту замечательную птицу –рассветного певца, друга Солнца, но и с чистым сердцем хотели подражать его яркой красоте, используя цветовую гамму и формоподражание. Посмотрите: чем же похожи головные уборы славянок на петушиное «убранство»? ( Ответы детей: красный цвет, форма убора, подвески-серёжки, сетка- шейные перья, красивые узоры). | 4 | Древнерусские головные уборы. Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. ( По материалам Киевских кладов.) Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. С использованием накладной коруны. (По материалам кладов Старой Рязани .) | Найдите, пожалуйста, и здесь сходства. ( Ответы детей). | 5 | Девичьи уборы древних славян. Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI – XII вв. Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII – начало XIII вв. | Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Украшением служили повязки. Как вы думаете, почему их называли «повязками»? ( Ответы детей). | 6 | Византийское влияние Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин | Кокошник. А чем он похож на повязку? ( Ответы детей).А чем отличается? ( Ответы детей). Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе. | 7 | Византийское влияние Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь) | Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом. Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой. | 8 | Иван Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. | Кокошник златоглав был обтянут парчой и вышит бисером и золотом. | 9 | К. Маковский. Русская красавица в кокошнике. Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галический кокошник и кисейный, шитый золотом платок). Первая половина XIX века. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник. | Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе. В народе шутили: «Курицу не накормить, девицу не нарядить». Как это можно объяснить другими словами? (Ответы детей). А вот ещё послушайте и «переведите»: «Уж я Аннушку люблю, Она – уборчистая, Она – уборчистая, Разговорчистая!» | 10 | Художник Стефано Торелли. Екатерина II. Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II. Художник Франц Крюгер. | Русские царицы и императрицы любили богато украшенные кокошники. Даже Екатерина II неоднократно позировала в кокошнике, стремясь подчеркнуть свое почтение к русским традициям. | 11 | Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров. Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года. Фотография. | 12 | К. Маковский. Русская красавица в кокошнике. Боярышня. | Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника. Когда смотришь на красавиц К. Маковского, приходят на память слова А.С. Пушкина: «В теремах невеста есть, невозможно глаз отвесть, Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает... ... Молода, стройна, красива, белолица, всем на диво...» Кто вспомнит: из какого произведения эти сказочные строчки? (Ответы детей). | 13 | Максимов Максим Васильевич | Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником, а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора | 14 | К. Маковский. Портрет девушки в русском костюме Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) «Боярышня» 1882 | Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы. «Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах. | 15 | М.В.Нестеров. Девушка в повязке Константин Маковский Боярышня. | Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос. | 16 | Коса – девичья краса. Портрет дочери К.Маковского Ольги. Боярышня. | Кокошник был не только главным женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы. Слышали такие выражения: «Длинная коса – девичья краса. Руса коса до шёлково пояса. Красная краса – русская коса»? (Ответы детей). Косонька-коса…Отчего же такое значение придавали в старину длинным волосам и их убранству? (Ответы детей). Волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой. Об этом, кстати, есть легенда и в Библии. Вспомните о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков. Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы. Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравии. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. | 17 | Внешнее сходство кокошников и повязок К.Маковский. Боярышня. | На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты. Повязки становились всё выше, меняли форму, постепенно превращаясь в «коруны». | 18 | «Портрет девушки в русском костюме», «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский | 19 | Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов. | И со временем низкие «челки» и повязки сменили — особенно в праздничном варианте костюма — «коруны» (искаженное от короны) и высокие «венцы». Увлечение ими пришло вместе с «модой» на высокий рост и статность. Высокие (7-10 сантиметровые) «коруны» и «венцы» имели обычно зубцы по краям, которые звались «городками». Обычно надо лбом располагалась самая высокая часть «городков», что зрительно увеличивало девичий лоб, подчеркивало правильность черт лица и гладкость кожи. | 20 | Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну, украшенную фольгой и самоцветами. | Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств — и в семье «простеца», и в зажиточном доме.
Чесание, переплетение волос и окручивание сопровождались в свадебном обряде с ритуальным плачем — прощанием с девичеством и его символом — косой-«красотой». Девушка выплетала из косы ленту («красоту») и отдавала ее подругам. Те рвали ее на части и носили кусочки как оберег-пожелание счастливо найти своего суженого. Невеста же надевала на голову фату и отправлялась в церковь. После венчания ее голову должен был венчать уже другой, соответствующий новому положению убор: кокошник. Кокошники носили только замужние женщины; надеть девичий венец с открытой головой они после свадьбы уже не могли… | 21 | Венец | …Наверное, с тех времён и пошла в ход поговорка: «Венец – всему делу конец». «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. | 22 | К. Маковский.Под венец. | Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим подругам дарила ленты, косники. | 23 | К. Маковский. Боярышня. Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790 | Давайте вместе внимательно посмотрим на картины и попытаемся определить по головному убору: кто же изображён на них? (Ответы детей). | 24 | К. Маковский: «Боярышня с подносом» Этюд к картине 1895 года "Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)", «Боярышня у окна» | 25 | Кокошник-шишак Мерцалова М.Н. «Живой жемчуг» «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» Неизвестный художник. | Посмотрите, ребята, чем отличаются кокошники, изображённые на картинах, от ранее нами виденных? (Ответы детей). Правильно! Удивительно необычными и красивыми жемчужными «шишками». И такие кокошники не были редкостью. Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак. Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком. | 26 | К.Е.Маковский «Рассказчица» | Перед нами картина константина Егоровича Маковского «Рассказчица»… Я сегодня тоже выступила перед вами в роли рассказчицы, а теперь хочу услышать от вас, что вам больше всего понравилось из увиденного и больше всего запомнилось из услышанного?(Ответы детей). | |
3. Практическая часть. Рисование-декорирование: Портрет русской красавицы
Повторение и закрепление ранее изученного материала (первая часть самостоятельной творческой работы: карандашный набросок).
Повторение последовательности изображения лица (головы), пропорциональных соотношений деталей лица и их месторасположения.
Выполнение педагогом на доске (мольберте) простейшей портретной схемы женского лица.
Выполнение детьми карандашного наброска.
Первичное закрепление нового материала (основная часть творческой работы)
Завершение карандашного рисунка: «Нарядим нашу красавицу» (рисование девичьего или женского головного убора по замыслу, с опорой на ранее предложенный зрительный ряд, с параллельным рассматриванием коллекционных кукол в русских народных костюмах).
Объяснение педагогом приёмов работы восковыми мелками, используемых в практической части: плотное тушевание со значительным нажимом (заливка «под лоск»).
Выполнение детьми рисунка восковыми мелками.
Объяснение педагогом приёмов декорирования работ при помощи налепа и декоративных материалов: пайеток различной формы, бисера, стекляруса, бусинок, мелких фигурных макаронных изделий.
Педагог с детьми обсуждает замысел каждого, рассматриваются разные варианты украшения головного убора. Следит за последовательностью действий в ходе работы, выполнением декора, расположением узора.
Самостоятельный анализ творческих работ
Дети оценивают свои работы и работы друг друга. Отмечают самые интересные решения декора: формообразующее, цветовое, орнаментальное.
4. Подведение итогов
Каждая из красавиц неповторима, а убранство подчёркивает её красоту! Мы проделали с вами большую работу и узнали много нового, интересного.
5.Задание на дом:
Мне бы очень хотелось, чтобы ваш интерес к этой теме не пропал и за стенами нашего кабинета. Я предлагаю вам вместе с родителями, бабушками и дедушками узнать к следующему занятию и рассказать всем нам о других женских головных уборах: о тех, про которые мы сегодня не упоминали. Например, кто-то может нам рассказать, что такое кичка, сорока, повойник… Можно воспользоваться интернетом, журналами, книгами или расспросить своих родственников. Это так интересно: любить и знать историю своих предков!
Используемая литература и интернет ресурсы:
Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.
Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа // Костомаров Н. Исторические монографии и исследования. СПб., 1887. С. 3-314.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)
ru.wikipedia.org/wiki/Виды_головных_уборов
slavyans.myfhology.info/dress/shapka-women.htm
www.booksite.ru/localtxt/korot/kova/byt/18.htm
schools.keldysh.ru/sch311/costume/sl-golub.htm
svetlica.info/vyshivka_i.../zhenskie_i_devichi_golovnye_ubory.htm
costume-history.livejournal.com/544008.html
. http://history-of-art.by.ru/
http://all-krage.narod.ru/Gallery/Tretiakovgallery1/gallery005.html
https://festival.1september.ru/articles/628474/presentation/prez.pp
Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО
«Де Агостини», 2012 – 2013.
Приложение 2
Фото материалы открытого занятия для родителей «Русские красавицы»