Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 1»
Конструирование из строительного материала
в средней группе
по теме: «Русская печь»
подготовила и провела: Дайбова Е.В.
дата проведения: 04.12. 2020 год
Образовательные задачи.
Продолжить знакомство с народной культурой.
Вызвать интерес к конструированию русской печки с лежанкой.
Уточнить представление о строении (печь, труба, лежанка, камера для огня) и назначении (обогрев дома, приготовление еды и др.).
Создать проблемную ситуацию - сконструировать печку и обыграть, добавив огонь и дым (из бумажных салфеток или лоскуктов).
Для изображения варочной камеры предложить новую деталь — арку. Учить анализировать постройку и выделять структурообразующие элементы (печь, труба, камера для огня).
Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек по мотивам русских народных сказок.
Материалы, оборудование. У каждого ребенка набор для конструирования, бумажные салфетки красного цвета.
Демонстрационный: макет русской избы, макет дома.
Базовые понятия и способы деятельности
Представление о строении и назначении печки. Печь – это сооружение, созданное человеком для обогрева своего дома и приготовления пищи. Умение конструировать замкнутые постройки и преобразовывать их в длину, высоту, ширину. Способность устанавливать ассоциации между реальными сооружениями и своими постройками.
Содержание НОД.
Дети рассматривают макет русской избы. Педагог уточняет представление детей о русской печке: ее назначении, строении, материалах для кладки печи. Печь — «дом» для огня. Людям очень нужен огонь, поэтому они придумали, где огонь будет жить и людям служить. И получилась печка! Печка помогает человеку приготовить пищу, обогреть жилище, высушить целебные травы, грибы, фрукты (сухофрукты), сухарики. Огонь разводят в специальной камере и там же готовят еду в глиняной посуде. Дым выходит на улицу через трубу, труба начинается в печке и выходит на крышу. А еще на русской печке есть лежанка, которая называется так, потому что на ней можно лежать. Настоящую печку кладут из камней или кирпичей, а мы с вами будем конструировать печку из строительного материала.
Педагог предлагает детям взять два длинных бруска и пять кирпичиков. Советует положить бруски на стол перед собой и построить на них высокую трубу. Демонстрирует способ и при необходимости поясняет: «Труба у печки похожа на глубокий колодец, три кирпичика ставим на узкую грань, а потом еще два кирпичика помещаем на длинную грань сначала один, а сверху другой». Дети конструируют высокую трубу по аналогии с колодцем.
Затем педагог предлагает детям подумать, как можно трубу превратить в печку, в которой можно готовить еду и спать на лежанке. Дети размышляют, предлагают варианты. Педагог показывает и поясняет способ:
на трубе находим ту сторону, где два кирпичика; верхний кирпичик убираем и вместо него помещаем арку—это камера для разведения огня и приготовления еды;
сбоку трубы строим лежанку, похожую на коробку;
трубу делаем еще выше, используем полукубы и бруски. Педагог советует обыграть постройку: «зажечь» огонь. Дети догадываются, что это можно сделать из бумажных салфеток. Педагог читает стихотворение В.А. Шипуновой «Матушка-печка»:
Печка нас в морозы греет,
Печка русским духом веет,
Хлеб печет да шанежки,
Пироги да прянички.
Тут томятся щи в горшках,
Рыбка жарится в углях,
Каша преет в чугуне,
Беды все горят в огне...
Осмысление результата.
Педагог беседует с детьми о том, что такое печь и для чего он нужна; как нам удалось сконструировать трубу и превратить ее в печку.
Интеграция видов деятельности. Дети рассматривают иллюстрации с изображением печки в книгах с русскими народными сказками, рисуют огонь, делают аппликации из цветной бумаги, разыгрывают сюжеты русских народных сказок. Педагог содействует пониманию и точному употреблению слов: печь, печка, печка-матушка, труба, лежанка, дрова, дровишки, затопить (печь), огонь, дым.
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону,
руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)