Итак, приступим. Характерной чертой какого литературного жанра является употребление в тексте сочетания «Жили-были»? (сказка) Обратите внимание на рабочий лист, что нужно написать в первом пункте? Давайте запишем жанр этого произведения Сегодня мы с вами продолжим работать со сказкой, и это будет темой сегодняшнего урока Что вы знаете о сказке? Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Цель нашего урока будут: определить главную мысль текста, разделить текст на части, определить микротемы, выделяя ключевые и опорные слова Какие виды сказок вы знаете? Схема: Народные и литературные Бытовые, волшебные, о животных Заполним второй пункт, запишем виды сказок Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? Может быть кто-то готов ответить на это вопрос? Я поработала с разными словарями и нашла значения слова сказка, они перед вами. Прочитайте про себя. Теперь вслух одно определение прочитает Вика. Следующее определение прочитает Настя. Последнее определение прочитает Женя. Ребята, что вы заметили общего во всех определениях? Сказка (или сказка, байка, побасенка): 1) вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка; 2) устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.Энциклопедия для детей «Аванта+»; 3) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных сил. Словарь современного литературного языка.
Кто напомнит, какое произведение вы прочитали дома? Обратите внимание на третий пункт, там нужно написать название произведения. Запишите его. Поднимите руку, кому понравилось прочитанное произведение? Поднимите руку кому не понравилось? Почему? А что особенно заполнилось? Вернемся к классификации жанров Отнесите сказку к одному из видов (на слайде схема видов сказок с кратким описанием отличительных особенностей) Давайте докажем что это волшебная сказка Действительно, сказка «Подземные царства» - волшебная и мы сумели это доказать, опираясь на схему. В четвертом пункте запишем вид сказки. Чтобы проверить, как вы внимательно прочитали эту сказку дома, поучаствуем в викторине. Я буду задавать вопросы, ответы принимаю только по поднятой руке. За правильный ответ, вы получаете жетоны. Кому непонятны правила викторины? Вопросы викторины: - Какая беда стряслась однажды в королевстве царя Гороха? - Почему на поиски отправился самый младший сын царя Гороха? - Где Иван-царевич встретился с колпицами? - Как помогли ему в поисках матери колпицы? - Как Иван-царевич оказался в подземелье? - Сколько длился его путь в подземелье? - Что говорили о Вороне Вороновиче царевны-дочери? - Какие царства посетил Иван-царевич? Назовите по порядку. - Что советовала Ивану-царевичу каждая из царевен? - Как же Ивану-царевичу удалось победить Ворона Вороновича и спасти мать? - Как поступили братья по отношению к Ивану-царевичу и почему они так поступили? - Как Иван-царевич все-таки смог увидеть вольный свет? - Как Ивану-царевичу удалось обхитрить царя?
Подведем итоги викторины, кто получил 5 жетонов, поднимите руку – молодцы, вы были внимательны при чтении сказки. Кто получил 4 жетона, поднимите руку – вам нужно было читать чуть-чуть внимательнее. У кого 3 и меньше жетонов – вам нужно еще раз перечитать сказку и в следующий раз быть внимательнее. |