СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока "Русская народная сказка «Подземные царства»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока "Русская народная сказка "Подземные царства""

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Русская народная сказка «Подземные царства»"»


Класс: 3

УМК: «Гармония»

Тема урока: Русская народная сказка «Подземные царства»


Планируемый результат:

  • Личностный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивают усваиваемое содержание, исходя из личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор; обучающиеся проявляют устойчивый интерес к уроку литературного чтения, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость по отношению к друг другу; умение сотрудничать со взрослыми

  • Метапредметный: обучающиеся демонстрируют:

регулятивные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осуществление контроля и самоконтроля своей деятельности;

познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления;

коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, строить рассуждения; умение вести диалог, умение работать в группе

  • Предметный: обучающиеся демонстрируют умение определять главную мысль текста, умение делить текст на части, определять микротемы, умение выделять ключевые или опорные слова.

Цель: совершенствование познавательных УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления;) в процессе изучения русской народной сказки «Подземные царства»

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать у обучающихся установку связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усвоения содержания, исходя из личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор; воспитывать устойчивый интерес к уроку литературного чтения, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сотрудничество со взрослыми

  • Развивающая: Развивать у обучающихся:

регулятивные УУД: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют контроля и самоконтроля своей деятельности;

познавательные УУД: владеют логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления;

коммуникативные УУД: умеют высказывать свою точку зрения, строят рассуждения; умеют вести диалог, умение работать в группе

  • Образовательная: умеют определять главную мысль текста, умеют делить текст на части, определяют микротемы, умеют выделять ключевые или опорные слова

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъёма;

  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • Принцип наглядности;

  • Принцип систематичности и последовательности;

  • Принцип целостности;

  • Принцип деятельности;

Методы обучения и воспитания

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта:

  • Педагогическое требование;

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • Создание ситуации успеха.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение, педагогическое требование

  • Наглядные: демонстрация.

2. По уровню включения в продуктивную деятельность:
Частично-поисковый, практические

Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные: тема, цель.
Индивидуальные: учебник, ручка, листы с заданиями

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная
Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности 

Информационные источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и доп. на 2011 год./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
2) Учебник литературного чтения 3 класс, 3 часть, УМК «Гармония». Автор Кубасова О.В.



Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (1 минута) 
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока (5 минут) 
3. Первичное закрепление (в знакомой ситуации) (7 минут) 
Физминутка (1 минута) 
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (20 минут) 

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
6. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)


Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя,
обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку

Словесный:

педагогическое требование.

Метод развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Наглядные методы (демонстрация).


Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алёна Андреевна, я сегодня у вас проведу урок литературного чтения. Посмотрите на свое рабочее место, готово ли оно к работе? На столе должна лежать книга и пенал и рабочий лист.

Ребята, а вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

Ребята сегодня на уроке литературного чтения мы должны показать, как умеем мыслить, говорить, читать, общаться.

В этом нам поможет рабочий лист, который есть у каждого и з вас на парте. Придвиньте его к себе, просмотрите, подробно знакомиться и заполнять рабочий лист будем постепенно в ходе урока.

Личностные УУД:

проявляет положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность

Регулятивные УУД:

проявляет волевую саморегуляцию

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока

Задача: повторить виды, отличительные особенности жанра волшебных сказок; сформулировать тему и задачи урока.

Словесный

(беседа;

педагогическое требование;)

Наглядные методы (демонстрация).

Метод закрепления и повторения изученного материала

(повторение)

Наглядные методы (демонстрация).




Итак, приступим. Характерной чертой какого литературного жанра является употребление в тексте сочетания «Жили-были»? (сказка)

Обратите внимание на рабочий лист, что нужно написать в первом пункте? Давайте запишем жанр этого произведения

Сегодня мы с вами продолжим работать со сказкой, и это будет темой сегодняшнего урока

Что вы знаете о сказке?

Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.

Цель нашего урока будут: определить главную мысль текста, разделить текст на части, определить микротемы, выделяя ключевые и опорные слова

Какие виды сказок вы знаете?

Схема: Народные и литературные

Бытовые, волшебные, о животных

Заполним второй пункт, запишем виды сказок

Ребята, давайте вспомним, что такое сказка? Может быть кто-то готов ответить на это вопрос?

Я поработала с разными словарями и нашла значения слова сказка, они перед вами. Прочитайте про себя. Теперь вслух одно определение прочитает Вика. Следующее определение прочитает Настя. Последнее определение прочитает Женя.

Ребята, что вы заметили общего во всех определениях?

Сказка (или сказка, байка, побасенка):

1) вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка;

2) устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.Энциклопедия для детей «Аванта+»;

3) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных сил. Словарь современного литературного языка.



Кто напомнит, какое произведение вы прочитали дома? Обратите внимание на третий пункт, там нужно написать название произведения. Запишите его.

Поднимите руку, кому понравилось прочитанное произведение? Поднимите руку кому не понравилось? Почему?
А что особенно заполнилось?

Вернемся к классификации жанров

Отнесите сказку к одному из видов (на слайде схема видов сказок с кратким описанием отличительных особенностей)

Давайте докажем что это волшебная сказка


Действительно, сказка «Подземные царства» - волшебная и мы сумели это доказать, опираясь на схему.

В четвертом пункте запишем вид сказки.
Чтобы проверить, как вы внимательно прочитали эту сказку дома, поучаствуем в викторине. Я буду задавать вопросы, ответы принимаю только по поднятой руке. За правильный ответ, вы получаете жетоны. Кому непонятны правила викторины?

Вопросы викторины:

- Какая беда стряслась однажды в королевстве царя Гороха?

- Почему на поиски отправился самый младший сын царя Гороха?

- Где Иван-царевич встретился с колпицами?

- Как помогли ему в поисках матери колпицы?

- Как Иван-царевич оказался в подземелье?

- Сколько длился его путь в подземелье?

- Что говорили о Вороне Вороновиче царевны-дочери?

- Какие царства посетил Иван-царевич? Назовите по порядку.

- Что советовала Ивану-царевичу каждая из царевен?

- Как же Ивану-царевичу удалось победить Ворона Вороновича и спасти мать?

- Как поступили братья по отношению к Ивану-царевичу и почему они так поступили?

- Как Иван-царевич все-таки смог увидеть вольный свет?

- Как Ивану-царевичу удалось обхитрить царя?



Подведем итоги викторины, кто получил 5 жетонов, поднимите руку – молодцы, вы были внимательны при чтении сказки. Кто получил 4 жетона, поднимите руку – вам нужно было читать чуть-чуть внимательнее. У кого 3 и меньше жетонов – вам нужно еще раз перечитать сказку и в следующий раз быть внимательнее.

Личностные УУД:

проявляет интерес к новому и ранее изученному материалу

Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль
Коммуникативные УУД: проявляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определяет цели, умеет с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение вести диалог

3. Первичное закрепление (в знакомой ситуации)

Задача: обобщить знания по изученной сказке


Словесный

(беседа)





Только что мы ответили на вопросы по содержанию сказки, а чему учит сказка «Подземные царства»?

Сказка эта учит бороться за свою любовь до конца, не верить тем, кто завистлив и лжив, самому браться за любую работу, потому что иначе ее никто не сделает.

Запишем этот вывод в наш лист в пятый пункт

Давайте определим тему сказки. О чем или о ком сказка? Запишем в наш лист, в шестой пункт

Главная мысль сказки «Подземные царства» Что хотел сказать автор ?

Тот, кто настойчиво идет к своей цели, рано или поздно ее добьется.

Запишем это в седьмой пункт нашего листа

Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию

Коммуникативные УУД: проявляет учебное сотрудничество с учителем, умение вести диалог

Физминутка

Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение

Словесный (объяснение).

Что бы немного отдохнуть, поведем физминутку. Встаньте со своих рабочих мест

(Дети повторяют описываемые движения.)
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Присаживайтесь

Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль.

4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Задача: определить границы текста сказки и выделить опорные слова

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта (временная работа в группах)


Игра «Я – режиссер!».

Представьте себе, ребята, что вы – режиссеры театра и вам нужно разбить сказку на сценические действия, сюжетные картины.

Предлагаю разделиться на группы по рядам. (показать)

Каждая группа получит фрагмент сказки изучите его, поделите на две смысловые части, каждой части подберите название из предложенных

Обращаю ваше внимание на то, что каждая группа должна разбить фрагмент на две смысловых части

Объединитесь в группы и начните работу

Карточка

Изучите фрагмент сказки. Поделите его на две смысловые части, каждой части подберите название из предложенных:

1) Беда в королевстве царя Гороха.

2) Встреча с колпицами.

3) Иван-царевич и подземелье.

4) Встреча Ивана-царевича с матерью.

5) Победа Ивана-царевича над Вороном Вороновичем.

6) Иван и царевна золотого царства.

Первая группа, ваше задание будет, определить границы и выделить опорные слова первой и второй частей.

Вторая группа, ваше задание будет, определить границы и выделить опорные слова третьей и четвертой частей.

Третья группа, ваше задание будет, определить границы и выделить опорные слова пятой и шестой частей.

Теперь, обменяемся информацией. По одному человеку из каждой группы, назовут нам границы частей и назовут опорные слова.

Первая группа, назовите границы первой и второй частей. Назовите опорные слова.

Вторая группа, назовите границы первой и второй частей. Назовите опорные слова.

Третья группа, назовите границы первой и второй частей. Назовите опорные слова.

В ходе творческого поиска ученики определяют, что в сказке 6 сценических действий:

Ребята, таким образом мы определили границы текста сказки и выделили опорные слова

Регулятивные УУД: проявляет волевую, саморегуляцию, навыки смыслового чтения
Познавательные УУД: проявляет умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение структурировать знания, строить рассуждения

Коммуникативные УУД: проявляет умение работать в группе, умение высказывать свою точку зрения, умение вести диалог


5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задача: дать инструктаж о выполнении домашнего задания.



Словесный: (объяснение, педагогическое требование.)

Открываем дневники и записываем домашнее задание, а я напишу на доске (выполнить тест). Дома вам необходимо выполнить тест, который находится в восьмом пункте на ваших листах.

Что такое тест? На каждый вопрос нужно выбрать только один правильный ответ и подчеркнуть одной линией

Тест по русской народной сказке «Подземные царства»
1. Какая беда стряслась у царя Гороха?
А) Повадился кто-то пшеницу воровать
Б) Утащил царицу нечистый дух
В) Напало чудо-юдо поганое
2. Кто показал дорогу к серебряному царству?
А) серебряная птичка – золотой хохолок
Б) волшебный клубок
В) колпицы
3. Что просил Иван-царевич у Ворона Вороновича?
А) отпустить матушку
Б) дать ему посошок-пёрышко
В) жемчужное царство
4. Как братья встретили Ивана-царевича из подземных царств?
А) подняли его до половины и обсекли верёвку
Б) встретили с распростёртыми объятьями
В) стали служить ему 
5. Что просила царевна золотого царства у царя Гороха?
А) вернуть ей золотое царство
Б) наказать братьев Ивана-царевича
В) сшить платье и башмаки без мерки

6. Что произошло с царём?
А) сделался красивым
Б) сварился в молоке
В) провалился под землю

Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, взаимоконтроль

6.Рефлексия учебной деятельности

Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построение и применение нового знания


Словесный:

(беседа)

Методы эмоционального стимулирования: (поощрение)

Метод закрепления и повторения изученного материала

(повторение)


Давайте подведем итог нашей работы. Обратите внимание на девятый пункт нашего листа. В этом пункте нарисована лесенка. Оцените свою работу на уроке по этой лесенке. Самая высокая ступень предполагает, что вы хорошо поработали на уроке, были активны и хорошо всё усвоили. Самая низкая ступень означает, что вы были не активны, урок вам не понравился и вам было трудно на уроке. Оцените свою работу

Вспомните название раздела учебника, который мы с вами изучали.

Почему сказка «Подземные царства» размещена на страницах этого раздела?

С каким произведением мы работали?
Какие у нас были задачи?
Мы достигли их?
Что вам было выполнять легко на уроке, а что трудно? Почему?

Я вас благодарю за урок, вы старались, с вами было приятно работать!


Коммуникативные УУД:

проявляет умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию, самоконтроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!