Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему "Организация психологического уголка в группе ДОУ"»
Консультация для воспитателей на тему "Организация психологического уголка в группе ДОУ"
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок — реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
Зона для релаксации и саморегуляции:
Уголок для уединения. Уголок уединения призван решать задачу создания ниши покоя.
Мягкие подушки (в том числе, «Подушка-подружка») или мягкая мебель;
Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
Телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
Поролоновые подушки;
Мишени, дротики на липучках, мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
Набор бумаги для разрывания;
«Коврик злости» - если они злишься, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
«Стаканчики для крика». Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче;
«Говорящие молоточки» - молоточки, издающие смешные звуки. Если ребенок сердится, он может «поругаться» с помощью такого молоточка;
«Ведерки для страхов». Дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко;
«Стул для размышлений» служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
«Стульчик доброты». На нем может отдохнуть любой, кому захочется побыть одному и расслабиться в добрых объятьях удивительного стульчика;
«Волшебный пластилинчик». Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
Емкости с фасолью, горохом, гречневой крупой, разноцветными пробками, пуговицами;
Шнуровка, ленточки, плетение кос;
Дидактическая игра «Собери бусы»;
Цветные клубочки пряжи разного размера. Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.
Массажные мячи-«ежики». Обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
«Мешочки настроений» - один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением (мешочек радости, веселого настроения, улыбок), другой – из темного материала, с изображением лица с плохим настроением; мешочки завязаны шнурками. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, плотно завязать, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение.
Зона повышения самооценки:
В каждой группе есть дети с заниженной самооценкой. Поэтому в уголках могут быть:
«Коробочки добрых дел», куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело, будь то поднесенный стул для девочки или помощь товарищу при одевании и другие хорошие поступки. Воспитатели вместе с детьми в конце недели подводят итоги, и фотографии детей, у которых больше всех «зерен добра», попадают на «Дерево добра» — своеобразную доску почета. Это помогает повысить уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывает такие нравственные качества, как взаимовыручка, доброта, отзывчивость.
Подиум;
Медали;
Мини-стенд «Герой дня»;
«Сонные игрушки» (в период адаптации к ДОУ) - мягкие игрушки размером от 10 до 20 см, расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей гиперактивных – игрушки с наполнителем. Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками: «Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны». Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения, вселяя в него чувство уверенности. Например: «Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его». Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка. Игрушки тоже необходимо менять. После того как все игрушки «выбрали» детей, музыка затихает, и дети отдыхают. Пробуждаются дети под музыку, аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.
Зона коммуникативного развития:
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
«Коврик дружбы» («коврик мира») - кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера. Педагог пишет на нем имена всех детей, а дети помогают его украсить. Как только возникает спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т.к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии.
«Подушка примирения» - подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки. Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
«Коробочка для примирения» - яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.
Игра «Мое настроение» («Доска настроений»). Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
Парные картинки - помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Где и как расположить психологический уголок – нужно решать индивидуально в каждой группе. Если совсем мало места – можно сделать складной уголок или зоны разнести в разные места.
Литература:
Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. - №4.
Соседенко Т.А. Дизайн-проект «Психологический уголок» // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №1. – с. 36
Материал подготовила педагог – психолог МДОУ № 99 Васильева Е. С.